Анализ содержания речевых контактов дошкольников

Основу развития содержания общения ребенка составляет переход от ситуативных к внеситуативным формам общения. При ситуатив­ной форме средства общения отражают те или иные элементы обстановки взаимодействия. Внеситуативная форма характеризуется тем, что содержание общения не наглядно и выходит за пределы конкретных обстоятельств. Единственное средство внеситуативного общения — речь. Все остальные средства коммуникации не могут передать то содержание, которое не представлено в наличной ситуа­ции и не имеет отношения к событиям, происходящим «здесь и сей­час».

Переход от ситуативного речевого общения к внеситуативному имеет принципиальное значение не только для коммуникативной деятельности, но и для .всего психического развития ребенка. Поэтому, рассматривая содержание речевых контактов дошкольни­ков в обеих сферах общения, очень важно проанализировать меру его ситуативности.

Такой анализ был предпринят Л. Б. Митевой (1984), которая сравнивала количество и характер внеситуативных высказываний дошкольников в их общении со взрослым и сверстником (см. табл. 22).

Полученные Л. Б. Митевой данные свидетельствуют о том, что в общении со взрослым уровень внеситуативности на протяжении всего дошкольного возраста оказывается выше, чем в контактах со сверстником. Этот факт представляется вполне закономерным, пото­му что именно взрослый через речевое общение выводит ребенка за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации, открывая перед ним широкий социальный и предметный мир.

Вместе с тем мы видели, что речь, обращенная к ровеснику, более связная и менее ситуативная, чем та, которая адресована взрослому. Естественно, возникает вопрос о соотношении ситуатив­ной речи и ситуативного общения у дошкольников.

Та6лица 22

Относительное число ситуативных

и внеситуативных высказываний дошкольников

в общении со взрослым и сверстником (в %)

  Высказывания
Возраст, лет ситуативные внеситуативные
  Взрослый Сверстник Взрослый Сверстник
3—4 4—5 5—6    

Понятие ситуативной речи впервые было разработано С. Л. Ру­бинштейном (1946), выделявшим два ее вида: ситуативную,/кото­рая может быть понята только в конкретной обстановке, и кон­текстную, автономную от наглядного положения.* По мнению С. Л. Рубинштейна, основная линия развития речи ребенка заключается в том, что он переходит от исключительного господства ситуативной речи к овладению контекстной. Доминирование ситуа­тивной речи вызвано не возрастом, а содержанием и функцией его разговорной речи, которая служит целям общения с людьми, понимающими ребенка с полуслова. В таких условиях ситуативная речь адекватна и полноценна. Контекстной речью ребенок овладе­вает по мере того, как она начинает служить целям изложения предмета, выходящего за пределы непосредственной ситуации. Когда возникает иное содержание общения, должен меняться и способ учета другого человека. Если содержание речи оторвано от ситуации, необходимо в ней самой отобразить все связи ее предмета, чтобы они стали ясны из контекста. Согласно С. Л. Ру­бинштейну; неразрывная связь ситуативности речи с ситуативностью содержания общения взаимообусловлена: по мере выхода последне­го за пределы конкретной обстановки взаимодействия ситуативная речь преобразуется в контекстную.

Сопоставляя речевые средства общения со взрослым и сверст­ником, мы пришли к предположению, что эти аспекты коммуника­ции связаны не столь жестко и однозначно. С ровесником ребенок общается по поводу конкретных действий,, используя достаточно четкую контекстную речь, в то время как в контактах со взрослым содержание, выходящее за пределы ситуации, может передаваться посредством ситуативной речи. Это происходит потому, что сама ситуация выглядит для партнеров (взрослого и сверстника) по-разному.

Взрослый шире и многопланов ее воспринимает контекст суще­ствования .ребенка и легко понимает его ситуативную речь, со­относя ее со всей широкой жизнедеятельностью малыша. Сверстник не может . произвести такого соотнесения и воспринимает своего партнера только в конкретной,, наличной ситуации. Вследствие этого детям для взаимного понимания необходимы развернутые, связные, т. е. контекстные, высказывания. Возникшая необходимость создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. По-види­мому, содержание внеситуативного общения расширяется и разви­вается в контактах ребенка со взрослым, а становлению связной контекстной речи в первую очередь способствуют контакты со сверстником.

Особый интерес представляет качественный анализ ситуативных и внеситуативных высказываний детей. Е. О. Смирнова исследовала содержание речевых контактов дошкольников (1985), используя в качестве основного метода контент-анализ высказываний, получен­ных в ситуации свободного взаимодействия дошкольников 3—7 лет.

Таблица 23

Соотношение разных категорий высказываний в общении дошкольников (в %)

Возраст, лет     Категории высказываний    
Я ТЫ МИР     ИГРА    
ситуативные внеситуативные ситуативные внеситуативные
3—4 4—5 5,5—6,5 \7
                 

Мы выделили четыре ведущие категории, получившие следующие условные названия: Я — высказывания о себе; ТЫ — высказывания о другом ребенке; МИР — высказывания о предметах и явлениях, выходящих за пределы ситуации; ИГРА — высказывания детей, включенные в игру.

При анализе каждой категории с точки зрения ситуативности и внеситуативности входящих в нее типов выяснилось, что наиболь­ший вес в структуре содержания общения на всех этапах дошколь­ного возраста имели высказывания детей о себе и о своем сверстни­ке.

Хотя соотношение категорий Я и ТЫ с возрастом меняется (дети все меньше говорят о себе и все больше о другом ребенке), их сум­марное значение остается постоянным (около 70%). Внутри кате­горий Я и ТЫ отчетливо выделялись ситуативные и внеситуативные высказывания.

К ситуативным относились- высказывания детей о действиях, происходящих «здесь и сейчас»: а) констатация и демонстрация собственных поступков и интерес к поведению сверстника (Смот­ри, что я делаю. А я домик строю. Что ты делаешь? Что это у те­бя?); б) оценка и собственных' действий, и действий, производи­мых партнером (Ты все не так делаешь. Я все правильно сделал. Мой домик лучше); в) стремление помочь сверстнику или просьбы о помощи (Помоги мне куклу одеть. Дай мне свою машину. Давай я тебе помогу); г) организация и планирование совместных действий (Давай в куклы будем играть. Давай ты мне кубики будешь подавать, а я строить, а потом наоборот).

Анализируя возрастную динамику выделенных типов высказы­ваний, мы выявили, что у младших дошкольников (3—4 года) преобладают субъектно-оценочные сравнения, своих и чужих дей­ствий, направленные на противопоставление Я и ТЫ. У старших дошкольников существенно увеличивается количество планирующих высказываний об организации совместной деятельности и объедине­нии усилий.

Данные табл. 23 свидетельствуют, что от 3 до 6,5 лет возрастает

число внеситуативных высказываний о себе и о своем партнере. Внеситуативно-личностные высказывания детей членились на сле­-

дующие группы: а) о событиях из жизни, прошлых и будущих (Я был в зоопарке. Я в воскресенье поеду к бабушке. Ты был на Красной площади? и т. п.); б) об умениях (Ты умеешь читать? Я умею в шашки играть); в) о предпочтениях (Я лето люблю, а зиму нет. Ты кого больше любишь—кошек или собак?); г) о состояни­ях (Я уже устал, а ты еще не устал? Тебе не надоело в это иг­рать?).

Большинство личностных высказываний относилось к категории Я — дети чаще и охотнее рассказывали о себе и реже интересова­лись партнером. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Среди личностных высказываний наиболее распространены сообщения о событиях из жизни: дети охотно дели­лись со сверстником сведениями о том, где они были, какие фильмы смотрели, куда собираются поехать летом и пр. Подобные разговоры свидетельствуют о расширении пространственно-временных границ существования детей. Значительно реже дети говорили о предпочте­ниях и состояниях (от 2 до 8% всех высказываний). Однако само появление и увеличение удельного веса» этих высказываний на протяжении дошкольного возраста имеют большое значение, поскольку именно в них зарождается осознание собственных моти­вов, а в интересе к состояниям и предпочтениям сверстника прояв­ляется внимание к внутренней жизни другого ребенка.

Проанализируем теперь внеситуативно-познавательные высказы­вания детей, которые составили категорию МИР, куда вошли три типа высказываний: а) познавательные сообщения о явлениях жи­вой и неживой природы (Бабочки бывают шоколадницы и капустни­цы. А ты знаешь, что земля на самом деле круглая? Самолеты выше птиц летают и быстрее); б) моральные нормы и правила поведения (Надо быть честным и не обманывать. Жадничать нельзя, с жадинами никто не водится): в) другие люди (Моя мама мороже­ное поела и заболела. А у моей бабушки ремонт).

Данные табл. 23 свидетельствуют, что высказывания, относя­щиеся к категории МИР, занимают весьма незначительное место в общении сверстников. Однако с возрастом их число увеличива­ется более чем вдвое.

Среди выделенных типов высказываний наибольшую частотность во всех группах имеют познавательные сообщения. У младших дошкольников они основываются на действиях ребенка и как бы надстраиваются над ними. Например, катая машинку по полу, маль­чик говорит своему партнеру: Это у меня «Волга», она быстрее всех ездит и «Запорожец» обгонит, «Волга»—самая быстрая машина. Опора на наглядный или предметный материал была необходима маленьким детям для выхода в познавательное общение. Позна­вательные высказывания детей 3—4 лет, как правило, фрагментарны и не разворачиваются в диалог.

В старшей возрастной группе познавательное общение детей тоже в большинстве случаев имеет ситуативный повод, но происхо­дит независимо от предметных действий детей и вызывает адекват­ные ответы сверстника.

У Сережи падает на пол коробка с кубиками, дети смеются и разговаривают:

—Я думал, это гром.

—Ты что, гром это когда тучи па небе сталкиваются и молния должна сна­чала быть, а потом гром..

—А почему облака гремят, когда сталкиваются? Ведь они из воздуха?

—Не из воздуха, а из воды, мне папа говорил...

С возрастом не только увеличивается число познавательных
высказываний, но и возрастает степень их внеситуативности.
Становится возможной беседа дошкольников на познавательные
темы. Рассуждения о моральных нормах и о других людях зани-
мают незначительное место в общении детей, хотя с возрастом
их частотность несколько возрастает (от 1 до 6%). Как правило,
эти высказывания относятся к ситуации взаимодействия детей и не
вызывают развернутого диалога.

Лексический и содержательный анализ высказываний детей, относящихся к категории МИР, свидетельствует о том, что они про­никают в разговоры дошкольников из сферы общения со взрос­лым. На это указывают и употребление непонятных слов, и частые ссылки на близких взрослых. (Мама сказала. Дедушка говорит). Но в общении сверстников подобные высказывания приобретают специфическую роль, которая, по-видимому, заключается в утверж­дении своего авторитета в глазах сверстника и демонстрации соб­ственных познаний. Характерно, что дошкольники почти не задают познавательных вопросов сверстнику (в отличие от взрослого) и не интересуются его кругозором.

Последнюю из выделенных нами категорий составляют выска­зывания, включенные в игру дошкольников, достаточно распростра­ненные во всех возрастных группах (от 29% в младшей до 15% в старшей). Следует отметить, что однозначная отнесенность этих высказываний к ситуативным или внеситуативным представляется затруднительной. С одной стороны, они связаны с предметными действиями детей и относятся к их сиюминутному взаимодействию (Это у нас кроватка. Я — мама, стираю белье). С другой — содержа­ние этих высказываний может быть совершенно свободно от кон­кретной наглядной ситуации — это или фантастические образы и сюжеты (Я — Змей Горыныч, всех заколдую), или отражение жизни окружающих взрослых (Мне надо с дочкой погулять, обед ей приготовить и платье сшить).

Л. С. Выготский писал: «Ребенок оперирует оторванно от вещей и действует с их значениями, но оперирует неотрывно от другой реальной вещи и другого действия. Это и есть переходный харак­тер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто 141

ситуационной связанностью раннего детства и мышлением, оторван-
ным от реальной ситуации» (1966, с. 18).

Характерно, что в младшем дошкольном возрасте, когда у детей практически не встречается внеситуативных высказываний в других категориях, внутри ролевой игры они нередко разговаривают о предметах и явлениях, не представленных в ситуации их взаимо-действия. Причем сюжетно-ролевая игра происходит в непрерывном общении детей, основное средство которого — речь. Д. Б. Эльконин указывал на то, что в игре у дошкольников возникает чрезвы­чайно богатая речевая связь, сообщающая смысл каждому отдель­ному поступку. Ребенок не только жестикулирует, но и сам объясня­ет свою игру другому (1960).

Сравнивая общение детей в разных ситуациях, мы видим, что именно в игре согласованность речевых и предметных средств общения достигает максимального для дошкольников значения. Если внеситуативные реплики детей, входящие в категории Я, ТЫ, МИР, имели фрагментарный характер и не вызывали ответа сверстника, что свидетельствует о несогласованности речевых средств общения, то высказывания, включенные в ролевую игру, практически всегда находили отклик у партнера и разворачивались в диалог. Все это позволяет рассматривать игру как деятельность, способствующую развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включен­ные в ролевую игру, знаменуют собой переход от ситуативного к внеситуативному общению.

Однако коммуникации сверстников не сводятся к игровому взаимодействию. Хотя игра и общение дошкольников тесно связаны между собой, отождествлять игровую и коммуникативную деятель­ность нельзя. Соотношение игровой и коммуникативной деятель­ности дошкольников представляет особый интерес в связи с пробле­мой развития средств общения сверстников.

Наши рекомендации