Коррекция восприятия и ощущения
К п/п | Восприятие» Ощущения. Наименование методики | Код источника стр. | Возраст детей | ||
V | Пространственные представления | ||||
1. | Шесть упр. на разделение пространственных представлений. | 12.63,322 | 6-7 | ||
2. | Точки. | 12.65 | 6-7 | ||
3. | Различение правой, левой стороны. | 24.30 | 6-7 | ||
4. | Игра "Водитель". | 19.130 | 6-7 | ||
5. | Отработка понятий "правой" а "левой". | 13.129 | 6-7 | ||
б. | Пространственные отношения (на, над, под, за...). | 13.131 | 6-7 | ||
7. | Слушай команду! | 22.25 | 5-7 | ||
8. | Какая рука? | 22.25 | 5-7 | ||
9. | Твой путь. | 22.25 | 5-7 | ||
10. | Что где находится. | 22.25 | 5-7 | ||
11. | Пространственная ориентация (кубики Коса). | 1.28 | 3-7 | ||
12. | Работа с сюжетными вкладками. | 24.22 | 4-7 | ||
13. | Лабиринты. | 19.131 | 5-7 | ||
VI | Целостность восприятия | ||||
1. | Игра "Что это?" | 19.133 | 5-7 | ||
2. | Составление фигуры из деталей. | 19.134 | 5-7 | ||
3. | Определи на ощупь. Узнай и нарисуй. | 22.22,23 | 4-7 | ||
4. | Сложи такую же фигуру. | 22.26 | 4-7 | ||
5. | Узнай, что изображено. | 22.27 | 5-7 | ||
6. | Колумбово яйцо. | 22.26 | 6-7 | ||
7. | Кого ты видишь. | 22.27 | 5-7 | ||
8. | Собери открытку. | 22.27;23.5 8 | 5-7 | ||
9. | Что вырезали? | 22.27 | 5-7 | ||
10. | Назови предмет. | 23.52 | 4-7 | ||
11. | Составление целого из частей. | 24.33 | 5-7 | ||
VII | Восприятие величины, формы | ||||
1. | Разложи на "кучки". | 22.22 | 4-7 | ||
2. | Подбери подходящий по форме. | 22.23 | 4-7 | ||
.2. | Положи в коробку фигуры ("Почтовый ящик"). | 22.23;24.1 8 | 3-7 | ||
4. | Положи фигуры на свое место (Вкладыш Ман-тессори). | 22.23 | 3-7 | ||
5. | Сравни предметы. | 11.21-25 | 3-7 | ||
6. | Мисочки, пирамидки, матрешки. | 2.32-33 | 3-7 | ||
7. | Эталоны. | 3.17 | 4-6 | ||
8. | Построй дорожку. | 23.17-19 | 4-7 | ||
9. | Игра "Дома зверей". | 12.324 | 6-7 | ||
10. | Белый лист. | 11.13 | 3-5 | ||
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
3 г. Может заниматься, не отрываясь, увлекательной деятельностью в течение хотя бы 5 мин.
4 г. Может заниматься привлекательной деятельностью в течение 15-20 мин.
5 л. Может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховывать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигурки.
6-7 1) Может заниматься необходимой, но неинтересной для него деятельностью в течение 10 мин и более.
2) Осуществляет достаточно сложную деятельность по правилам на словесном материале и может действовать по 2-м правилам одновременно на наглядном материале.
I. Распределения внимания
II. Концентрация и устойчивость внимания
III. Объем внимания
IV.Устойчивость внимания
V. Переключение внимания
1. Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.
2. Концентрация внимания - интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.
3. Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов.
4. Переключение внимания - возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.
Диагностика внимания
д п/н | Внимание Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей |
I 1. | Методика Т.Е. Рыбакова. | 1.9 | 6-7 |
2. | "Корректурные пробы". Методика Бурдона. | 1.14 | 4-7 |
3. | Методика Пьерона-Рузера. | 6.30 | |
II 4. | Концентрация и устойчивость внимания. | 1.11 | 3-7 |
III 5. | Объем внимания. | 1.12 | 5-7 |
IV 6. | Узнавание фигур. | 1.18 | 4-7 |
7. | Куб Линка. | 6.29 | 3-7 |
8. | Методика Пьерона-Рузера. | 6-30 | |
9. | Переплетенные линии. | 12.6 | 6-7 |
V 10. | Кольца. | 12.18 | 6-7 |
П. | Цифровая таблица. | 12.23 | 6-7 |
12. | S - тест. | 12.23 | 6-7 |
IV 13. | Найди и вычеркни. | 11.81,82 | 4-6 |
Основные направления в коррекции внимания
Характерной особенностью внимания ребенка-дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам, редко возникает внимание под влиянием поставленной цели т.е. является непроизвольным. Появлению произвольного внимания и его развитию предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Задания, предназначенные для коррекции внимания, должны учитывать следующие особенности:
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, поэтому материал в заданиях должен быть многозначен и ассоциативен.
2) Продумана вариативность, постепенное усложнение, возможность многократного использования упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
3) Задания должны создавать игровую ситуацию, вызывать интерес, эмоциональный. отклик, активизировать прошлый опыт, насыщенный наглядным и словесным материалом.
4)Развернутая речевая характеристика способа выполнения задания делает его предметом осознания и формирует произвольность внимания.
Коррекция внимания
К п/н | Внимание Наименование методики | Код источника, стр. | Возраст детей | |
, _IlL | Упр. на развитие способности к переключению внимания'. | 12.26 | 6-7 | |
2. | Упр. на развитие концентрации внимания. | 12.27 | 6-7 | |
.3; | Упр. на развитие концентрации внимания и его устойчивости. | 12.30 | 6-7 | |
4. | Упр. на развитие устойчивости внимания. | 12.32 | 6-7 | |
5. | Упр. на развитие произвольного внимания. | 12.33 | 6-7 | |
6. | Упр. на развитие распределения внимания. | 12.33 | 6-7 | |
Упр. на развитие объема внимания. | 12.37 | 6-7 | ||
8. | Игра "Найди одинаковые предметы". | 11.67 | 4-7 | |
•-"Найди игрушку" ('по описанию). | 11.68 | 5-7 | ||
10. | ---"ЧТ0 это?" | 11.68 | 5-7 | |
11. | ----"Что появилось?" | 11.69 | 4-7 | |
12. | ----"Что потерялось?" "Что изменилось?" | 11.70;22.16 | 4-7 | |
13. | ----"Найди отличия", "Найди ошибку" | П.71,185;2 2.17 | 4-7 | |
14. | ----"Добавь слово". | 11.74 | 4-6 | |
15. | -----"Какого предмета в ряду не хватает?" | 11.74 | 4-6 | |
16. | -----"Поем вместе". | 11.190 | 6-7 | |
17. | -----"Наоборот". | 11.191;22.1 7 | 5-7 | |
18. | ----"Запрещенные движения (предметы)." | 11.191 | 5-7 | |
19. | -----"Поиск предмета". | 11.191 | 5-7 | |
20. | -----"Съедобное - несъедобное \ | 22.18 | 5-7 | |
21. | -----"Летает - не летает". | 22.18 | 5-7 | |
22. | Сделай так же. | 22.18 | 5-7 | |
23. | Найди пару (типа лото). | 22.16 | 5-7 | |
24. | Кто больше увидит? | 22.17;23.57 | 5-7 | |
25. | Работа с сюжетными картинками (нелепости). | 24.23 | 4-7 | |
26. | Лабиринты. | 24.25;23.5-12 | 4-7 | |
27. | Найди такую же картинку. | 4-7 | ||
28. | Построение "заборчика". | 24.17,29 | 4-7 | |
29. | Упр., направленные на увеличение объема внимания. | 19.138-140 | 6-7 | |
30. | Упр., направленные на увеличение уровня распределения внимания | 19.141-142 | 6-7 | |
31. | Упр. на усиление концентрации и устойчивости внимания. | 19.143-147 | 6-7 | |
32. | Упр. на тренировку переключения внимания. | 19.148-149 | 6-7 | |
33. | Упр. на тренировку распределения и избирательности. | 19.150-154 | 6-7 | |
34. | Построй дорожку. | 23.13-20 | 4-7 | |
35. | Быстрее нарисуй. | 23.20-23 | 4-7 | |
36. | Найди, кто спрятался. | 23.24-34 | 4-7 | |
37. | Найди сходства и различия. | 23.35-45 | 4-6 | |
38. | Назови предмет. | 23.52 | 4-7 | |
39. | Кто быстрее? | 8.417 | 6-7 | |
40. | Кто наблюдательней? | 8.418 | 6-7 | |
41. | Корректура. | 8.418 | 5-7 | |
42. | Составь картинку. | 23.58-62 | 4-7 | |
43. | Почини сапожок, коврик. Подбери заплатку. | 23.63-66 | 4-7 | |
44. | Сравни картинки. | 23.73-76 | 4-7 | |
45. | Найди одинаковые предметы. | 23.77-85 | 4-7 | |
. 46. | Собери бусы и гирлянды. | 23.67-72 | 4-7 | |
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения.
3 г. По просьбе взрослого может запомнить не более 2 -3-х слов.
4 г. 1) По просьбе взрослого может запомнить до 5 названий предметов.
2) Выполнять несложное (2-3 последовательных действия) поручения взрослого.
5 л. Может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов. 6-7 л. Может изложить содержание небольшого рассказа или сказки.
I. Логическая память
П. Зрительная память
III. Слуховая память
1. Кратковременная память - точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после 1-го предъявления информации.
2. Долговременная память - воспроизведение информации через достаточно длительное время.
3. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
4. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).
5. Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания.
Диагностика памяти
д п/н | Память Название методики | Код источника, стр. | Возраст детей | |
I 1. | Пиктограмма Л.А. Венгера. | 4.64 | 6-7 | |
2. | Опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева. | 4.65 | 6-7 | |
3. | Воспроизведение рассказов. | 6.49 | 5-7 | |
II 4. | Тест Мейли. | 6.38 | ||
5. | Воспроизведение визуальных репродукций Векслера. | 6.39 | 5-7 | |
6. | Тесг зрительной ретенции Бентона. | 6.41 | 5-7 | |
7. | Путаница. | 7.24 | 3-6 | |
8. | Методика "10 предметов". | 3.20 | 3-5 | |
га 9. | Запоминание 10 слов А.Р. Лурия. | 6.43 | 3-7 | |
10. | Воспроизведение рассказа. | 6.49 | 5-7 | |
п. | "Слуховая память". | 7.23 | 3-5 | |
12. | Запомни слова. | 12.109 | 6-7 | |
13. | Запомни фразы. | 12.109 | 6-7 | |
II 14. | Картинки. | 12.108 | 6-7 | |
15. | Запомни рисунки, (кратковр. память) | 12.136 | 6-7 | |
16. | Узнай фигуры. | 12.121 | 6-7 | |
17. | Непроизвольная зрительная память. | 13.30 | 6-7 | |
18. | Произвольная зрительная память. | 13.33 | 6-7 | |
Ш 19. | Оперативная вербальная память. | 13.37 | 6-7 | |
20. | Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти. | 18.256 | 3-7 | |
21. | Изучение запоминания в разных видах деятельности. | 18.260,257 | 3-7,3-7 | |
22. | Изучение запоминания осмысленного материала. | 18.262 | 3-7 | |
23. | Изучение роли слова в процессе непроизвольных запоминаний. | 18.264 | 4-7 | |
24. | Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания материала. | 18.265 | 5-7 | |
25. | Уровень развития произвольной образной памяти. | 18.266 | 5-7 | |
26. | Изучение непосредственного объема памяти. Методики: "Непроизвольное запоминание", "Произвольное запоминание". | 16.148 | 4-7 | |
27. | Особенности наглядно-образной памяти. | 16.151 | 4-7 | |
28. | Парные картинки (типа "лото"). | |||