Коррекция восприятия и ощущения

К п/п Восприятие» Ощущения. Наименование методики Код ис­точника стр. Возраст детей
V Пространственные представления      
1. Шесть упр. на разделение пространственных представлений. 12.63,322 6-7  
2. Точки. 12.65 6-7  
3. Различение правой, левой стороны. 24.30 6-7  
4. Игра "Водитель". 19.130 6-7  
5. Отработка понятий "правой" а "левой". 13.129 6-7  
б. Пространственные отношения (на, над, под, за...). 13.131 6-7  
7. Слушай команду! 22.25 5-7  
8. Какая рука? 22.25 5-7  
9. Твой путь. 22.25 5-7  
10. Что где находится. 22.25 5-7  
11. Пространственная ориентация (кубики Коса). 1.28 3-7  
12. Работа с сюжетными вкладками. 24.22 4-7  
13. Лабиринты. 19.131 5-7  
VI Целостность восприятия      
1. Игра "Что это?" 19.133 5-7  
2. Составление фигуры из деталей. 19.134 5-7  
3. Определи на ощупь. Узнай и нарисуй. 22.22,23 4-7  
4. Сложи такую же фигуру. 22.26 4-7  
5. Узнай, что изображено. 22.27 5-7  
6. Колумбово яйцо. 22.26 6-7  
7. Кого ты видишь. 22.27 5-7  
8. Собери открытку. 22.27;23.5 8 5-7  
9. Что вырезали? 22.27 5-7  
10. Назови предмет. 23.52 4-7  
11. Составление целого из частей. 24.33 5-7  
VII Восприятие величины, формы      
1. Разложи на "кучки". 22.22 4-7  
2. Подбери подходящий по форме. 22.23 4-7  
.2. Положи в коробку фигуры ("Почтовый ящик"). 22.23;24.1 8 3-7  
4. Положи фигуры на свое место (Вкладыш Ман-тессори). 22.23 3-7  
5. Сравни предметы. 11.21-25 3-7  
6. Мисочки, пирамидки, матрешки. 2.32-33 3-7  
7. Эталоны. 3.17 4-6  
8. Построй дорожку. 23.17-19 4-7  
9. Игра "Дома зверей". 12.324 6-7  
10. Белый лист. 11.13 3-5  
           

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

3 г. Может заниматься, не отрываясь, увлекательной деятельностью в те­чение хотя бы 5 мин.

4 г. Может заниматься привлекательной деятельностью в течение 15-20 мин.

5 л. Может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховывать нужные картинки, заштриховывать необхо­димые фигурки.

6-7 1) Может заниматься необходимой, но неинтересной для него дея­тельностью в течение 10 мин и более.

2) Осуществляет достаточно сложную деятельность по правилам на сло­весном материале и может действовать по 2-м правилам одновременно на на­глядном материале.

I. Распределения внимания

II. Концентрация и устойчивость внимания

III. Объем внимания

IV.Устойчивость внимания

V. Переключение внимания

1. Объем внимания определяется количеством однородных предметов, кото­рые охватывает сознание ребенка.

2. Концентрация внимания - интенсивность сосредоточения на одном или не­скольких объектах.

3. Распределение внимания - возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе различных объектов.

4. Переключение внимания - возможность сознательного и осмысленного пе­ремещения внимания с одного объекта на другой.

Диагностика внимания

д п/н Внимание Название методики Код ис­точника, стр. Возраст детей
I 1. Методика Т.Е. Рыбакова. 1.9 6-7
2. "Корректурные пробы". Методика Бурдона. 1.14 4-7
3. Методика Пьерона-Рузера. 6.30  
II 4. Концентрация и устойчивость внимания. 1.11 3-7
III 5. Объем внимания. 1.12 5-7
IV 6. Узнавание фигур. 1.18 4-7
7. Куб Линка. 6.29 3-7
8. Методика Пьерона-Рузера. 6-30
9. Переплетенные линии. 12.6 6-7
V 10. Кольца. 12.18 6-7
П. Цифровая таблица. 12.23 6-7
12. S - тест. 12.23 6-7
IV 13. Найди и вычеркни. 11.81,82 4-6

Основные направления в коррекции внимания

Характерной особенностью внимания ребенка-дошкольника является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам, редко возникает внимание под влиянием поставленной цели т.е. яв­ляется непроизвольным. Появлению произвольного внимания и его развитию предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Задания, предназначенные для коррекции внимания, должны учитывать следующие особенности:

1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, поэтому материал в задани­ях должен быть многозначен и ассоциативен.

2) Продумана вариативность, постепенное усложнение, возможность много­кратного использования упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переклю­чение.

3) Задания должны создавать игровую ситуацию, вызывать интерес, эмоциональный. отклик, активизировать прошлый опыт, насыщенный наглядным и словесным материалом.

4)Развернутая речевая характеристика способа выполнения задания делает его предметом осознания и формирует произвольность внимания.

Коррекция внимания

К п/н Внимание Наименование методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
, _IlL Упр. на развитие способности к переключению внимания'. 12.26 6-7
2. Упр. на развитие концентрации внимания. 12.27 6-7
.3; Упр. на развитие концентрации внимания и его устойчивости. 12.30 6-7
4. Упр. на развитие устойчивости внимания. 12.32 6-7
5. Упр. на развитие произвольного внимания. 12.33 6-7
6. Упр. на развитие распределения внимания. 12.33 6-7
Упр. на развитие объема внимания. 12.37 6-7
8. Игра "Найди одинаковые предметы". 11.67 4-7
•-"Найди игрушку" ('по описанию). 11.68 5-7
10. ---"ЧТ0 это?" 11.68 5-7
11. ----"Что появилось?" 11.69 4-7
12. ----"Что потерялось?" "Что изменилось?" 11.70;22.16 4-7
13. ----"Найди отличия", "Найди ошибку" П.71,185;2 2.17 4-7
14. ----"Добавь слово". 11.74 4-6
15. -----"Какого предмета в ряду не хватает?" 11.74 4-6
16. -----"Поем вместе". 11.190 6-7
17. -----"Наоборот". 11.191;22.1 7 5-7
18. ----"Запрещенные движения (предметы)." 11.191 5-7
19. -----"Поиск предмета". 11.191 5-7
20. -----"Съедобное - несъедобное \ 22.18 5-7
21. -----"Летает - не летает". 22.18 5-7
22. Сделай так же. 22.18 5-7
23. Найди пару (типа лото). 22.16 5-7
24. Кто больше увидит? 22.17;23.57 5-7
25. Работа с сюжетными картинками (нелепости). 24.23 4-7
26.   Лабиринты. 24.25;23.5-12 4-7
27. Найди такую же картинку. 4-7
28. Построение "заборчика". 24.17,29 4-7
29. Упр., направленные на увеличение объема вни­мания. 19.138-140 6-7
30. Упр., направленные на увеличение уровня рас­пределения внимания 19.141-142 6-7
31. Упр. на усиление концентрации и устойчивости внимания. 19.143-147 6-7
32. Упр. на тренировку переключения внимания. 19.148-149 6-7
33. Упр. на тренировку распределения и избира­тельности. 19.150-154 6-7
34. Построй дорожку. 23.13-20 4-7
35. Быстрее нарисуй. 23.20-23 4-7
36. Найди, кто спрятался. 23.24-34 4-7
37. Найди сходства и различия. 23.35-45 4-6
38. Назови предмет. 23.52 4-7
39. Кто быстрее? 8.417 6-7
40. Кто наблюдательней? 8.418 6-7
41. Корректура. 8.418 5-7
42. Составь картинку. 23.58-62 4-7
43. Почини сапожок, коврик. Подбери заплатку. 23.63-66 4-7
44. Сравни картинки. 23.73-76 4-7
45. Найди одинаковые предметы. 23.77-85 4-7
. 46. Собери бусы и гирлянды. 23.67-72 4-7
         

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делаю­щие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Важнейшая познавательная функция, лежащая в основе разви­тия и обучения.

3 г. По просьбе взрослого может запомнить не более 2 -3-х слов.

4 г. 1) По просьбе взрослого может запомнить до 5 названий предметов.

2) Выполнять несложное (2-3 последовательных действия) поручения взрослого.

5 л. Может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов. 6-7 л. Может изложить содержание небольшого рассказа или сказки.

I. Логическая память

П. Зрительная память

III. Слуховая память

1. Кратковременная память - точное воспроизведение спустя несколько де­сятков секунд после 1-го предъявления информации.

2. Долговременная память - воспроизведение информации через достаточно длительное время.

3. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зритель­ных образов.

4. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).

5. Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания.

Диагностика памяти

д п/н Память Название методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
I 1. Пиктограмма Л.А. Венгера. 4.64 6-7
2. Опосредованное запоминание А.Н. Леонтье­ва. 4.65 6-7
3. Воспроизведение рассказов. 6.49 5-7
II 4. Тест Мейли. 6.38
5. Воспроизведение визуальных репродукций Векслера. 6.39 5-7
6. Тесг зрительной ретенции Бентона. 6.41 5-7
7. Путаница. 7.24 3-6
8. Методика "10 предметов". 3.20 3-5
га 9. Запоминание 10 слов А.Р. Лурия. 6.43 3-7
10. Воспроизведение рассказа. 6.49 5-7
п. "Слуховая память". 7.23 3-5
12. Запомни слова. 12.109 6-7
13. Запомни фразы. 12.109 6-7
II 14. Картинки. 12.108 6-7
15. Запомни рисунки, (кратковр. память) 12.136 6-7
16. Узнай фигуры. 12.121 6-7
17. Непроизвольная зрительная память. 13.30 6-7
18. Произвольная зрительная память. 13.33 6-7
Ш 19. Оперативная вербальная память. 13.37 6-7
20. Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти. 18.256 3-7
21. Изучение запоминания в разных видах дея­тельности. 18.260,257 3-7,3-7
22. Изучение запоминания осмысленного мате­риала. 18.262 3-7
23. Изучение роли слова в процессе непроиз­вольных запоминаний. 18.264 4-7
24. Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания материала. 18.265 5-7
25. Уровень развития произвольной образной памяти. 18.266 5-7
26. Изучение непосредственного объема памяти. Методики: "Непроизвольное запоминание", "Произвольное запоминание". 16.148 4-7
27. Особенности наглядно-образной памяти. 16.151 4-7
28. Парные картинки (типа "лото").    
         

Наши рекомендации