Тема 5. Мотивы трудовой деятельности.
1. Субъективная значимость труда.
2. Проблема удовлетворенности трудом.
3. Мотивы труда.
Субъективная значимость труда
Субъективная значимость труда – это совокупность признаков, определяющих место и значение труда в жизнедеятельности человека, отражающие его ценностные ориентации и влияющие на мотивацию труда.
Субъективная значимость труда зависит от: содержания семейных ценностей, традиций и воспитания; возраста и социальной зрелости; содержания и характера трудовой активности субъекта; образования и профессиональной группы.
Выделяют следующие основные признаки значимости труда:
1. Труд-главное дело жизни;
2. Труд - основа жизни и восприятия собственной личности;
3. Труд влияет на положение и отражает престиж профессии;
4. Труд дает необходимый доход;
5. Труд обеспечивает занятость;
6. Труд и социальные контакты;
7. Труд – способ служения обществу;
8. Труд - способ развития личности.
Удовлетворенность трудом.
М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:
Заработная плата. Удовлетворены своим высоким заработком больше те, у которых и другие стороны жизни оказываются удовлетворительными; при этом мужчины чаще оказываются менее удовлетворенными.
Отношения с сотрудниками.
1. Дружба, выходящая за пределы работы;
2. Дружба только по работе;
3. Приятельские отношения, но без стремления перейти на неформальный уровень;
4. Сугубо рабочие отношения.
Отношения с руководством.Основные ожидания от руководителей: справедливость при поощрении и наказании, протекция по службе, улучшение условий труда.
Возможности продвижения по службе. Достижение и признание – это два наиболее часто называемых источника удовлетворенности работой (по Херцбергу);
Другие факторы удовлетворенности:
1. Удовлетворенность условиями;
2. Удовлетворенность фирмой;
3. Организация времени - позволяет ли работа быть хозяином своего времени;
4. Предоставление свободного статуса и личной идентичности и др.
3. Мотивация труда
1.Понятие мотивации труда.
2.Методы и формы мотивации труда.
3.Теории мотивации труда
Мотивация труда –это стимулирование работника группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.
Мотив – это средство, с помощью которого работник, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение.
Трудовое поведение характеризуют следующие мотивы:
Мотивы обеспечения – cвязаны с совокупностью материальных средств, необходимых для достижения благополучия работника и его семьи; лежат в основе материальной заинтересованности, ориентации на заработок;
Мотивы призвания – стремление работников реализовать свои потенциальные возможности в процессе трудовой деятельности;
Мотивы престижа – стремление работников реализовать свои социальные устремления, принять участие в общественно значимой деятельности.
Методы мотивации классифицируются на:
Экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения;
Экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, организация питания на предприятии; Нематериальные – повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
1. Заработная плата – объективная оценка вклада работника в стоимостные результаты деятельности предприятия;
2. Система внутрифирменных льгот работникам – эффективное за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой и т.д.;
3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника;
4. Устранение административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе;
5. Моральное поощрение работников;
6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.