Мотивы и мотивационные состояния личности. Формирование патологических потребностей. Мотивы преступной деятельности.

Общие понятия о психических заболеваниях. Мотивы и мотивационные состояния личности. Формирование патологических потребностей. Мотивы преступной деятельности. Аффект. Физиологический аффект.

Психические болезни – это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно его высших отделов. При изучении причин психических заболеваний необходимо учитывать состояние организма человека в целом.

Причины психических болезней многообразны. Среди них можно выделить следующие: патологическая наследственность. Четко установленные ныне наследственные болезни с прямой передачей потомкам конкретных клинически выраженных патологических признаков составляют лишь небольшую часть психических болезней и относятся преимущественно к олигофрениям. Клинический опыт и специальные исследования свидетельствуют о несомненном значении наследственного фактора при шизофрении. Однако установлено, что при болезни одного родителя дети заболевают шизофренией в 16% случаев, при болезни обоих родителей число больных детей возрастает вдвое; воздействие различных злоупотреблений на развивающийся мозг плода во внутриутробном периоде. Обычно результатом таких воздействий оказываются различные варианты умственной отсталости; острые или хронические отравления и инфекционные болезни. Среди отравлений, вызывающих психические расстройства, первое место по частоте занимает алкоголь, злоупотребление которым может привести к возникновению алкогольных психозов. Психические нарушения, в том числе психозы, вызываются также употреблением наркотических средств – гашиша, морфия и др. Психические расстройства могут развиваться при отравлении промышленными ядами (ртуть, пестициды, инсектициды, тетраэтилсвинец и др.), а также при неправильном применении некоторых лекарственных препаратов (атропина, акрихина и др.); самоотравление организма продуктами нарушенного обмена веществ (аутоинтоксикация), вырабатывающимися в организме при нарушениях деятельности его органов и систем. Таковы психические расстройства при диабете, раке и некоторых других заболеваниях. Некоторые ученые полагают, что аутоинтоксикация имеет значение в возникновении шизофрении; черепно-мозговая травма (ушиб, сотрясение или ранение головного мозга), нарушение мозгового кровообращения в результате атеросклероза сосудов головного мозга, кровоизлияния в мозг; тяжкие психические травмы, которые могут быть внезапными, острыми, шоковыми и длительными, хроническими. Обычно затяжная психическая травматизация касается наиболее тяжелых для данной личности сторон (чести, достоинства, социального престижа и т.д.). Острая травма чаще связана с непосредственной угрозой жизни и здоровью самого заболевшего или его близких.

Для развития и возникновения психических болезней необходимо наличие определенных условий, например ослабление организма вследствие соматических болезней, отравлений, вынужденной бессонницы, психических потрясений. Особенности внешней и внутренней среды организма в зависимости от конкретных обстоятельств могут или способствовать, или препятствовать развитию психической болезни. Эти же условия влияют на клинические явления и особенности течения возникшего психического заболевания.

Состояние психически больных во время болезни меняется, причем степень изменений и их темп при разных заболеваниях у разных больных могут существенно различаться. Изменение клинической картины болезни и состояния больного имеют большое судебно-психиатрическое значение: эксперты должны оценить характер болезненных проявлений психики во время совершения правонарушения, в период следствия или экспертизы. Эксперты должны учитывать также дальнейшее течение болезни, ее прогноз, что важно при решении вопроса о назначении и об отмене мер медицинского характера, при освидетельствовании осужденных.

Ряд психических заболеваний развивается быстро и заканчивается полным выздоровлением. Это некоторые алкогольные психозы (белая горячка), острые психозы при общих инфекционных заболеваниях, острые реактивные состояния. Другие заболевания характеризуются длительным течением, причем многие из них отличаются постепенным появлением и нарастанием психических нарушений. По терминологии ст. 21 УК это так называемые хронические психические расстройства.

В течении хронических психических заболеваний различают несколько стадий:

· стадия предвестников характеризуется симптомами, общими для самых разнообразных болезней в этом периоде: головными болями, раздражительностью, тревожностью, снижением умственной работоспособности, ощущением недомогания, нарушением сна и т.п. В дальнейшем появляются симптомы, которые характерны для данного заболевания;

· начальная, или дебют болезни может развиваться постепенно или быстро, остро и характеризуется такими симптомами: бредовые идеи, галлюцинации, речедвигательное возбуждение и т.п. В дальнейшем наблюдается развернутая картина болезни, которая также характеризуется определенными закономерностями течения. Темп нарастания болезненных симптомов может быть быстрым, тогда говорят о злокачественном течении болезни, или медленным, длительным, с постепенным расширением болезненных проявлений при прогрессирующих заболеваниях, приводящих к психическому дефекту (шизофрения, эпилепсия и др.);

· период улучшения (ремиссии) различен по продолжительности – от нескольких недель до нескольких лет. Различаются они и по своему качеству. Современные методы терапии уменьшают число тяжелых исходов болезни. При некоторых периодически повторяющихся психозах не отмечается каких-либо признаков психического дефекта.

От психозов с прогрессирующим течением (шизофрения, прогрессивный паралич и др.) следует отличать болезненные нарушения психики, при которых нет прогрессирования самого болезненного процесса и нарастания болезненных расстройств (олигофрения, психопатии, последствия травм черепа, энцефалитов).

Для определения тяжести (глубины) психических расстройств необходимо диагностировать болезнь. Ведь не все психические заболевания достигают степень психоза. Проявляющего в изменении сознания, отсутствием критики к своему состоянию и поведению, неспособностью руководить своими действиями, отсутствием понимания последствий совершенного действия. Существует целый ряд заболеваний допсихотического уровня, между нормой и болезнью, которыми занимается пограничная психиатрия. Только установив наличие болезни, ее свойства, можно ответить на вопросы, поставленные перед экспертами. Для этого проводится клиническое исследование больного, которое определяет характер и, если это возможно, причины психических нарушений, особенности их возникновения и течения. Психические болезни проявляются, прежде всего, в нарушении процессов восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, влечений, поэтому при описании и классификации признаков (симптомов) психических болезней исходят из особенностей названных изменений.

Мотивы и мотивационные состояния личности. Формирование патологических потребностей. Мотивы преступной деятельности.

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.

Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на следующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.

Потребность (мотив, жажда, нужда, желание) — необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности.

Потребности определяют направленность психики данного человека, повышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.

Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (книги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека социально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом общественных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.

Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в определенной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности — ее направленность. Но, не смотря на значительное разнообразие индивидуальных потребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потребностей.

· по сферам: биологические, трудовые, познания, общения, отдыха;

· по объекту потребностей: физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.); материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п.); социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.); духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.); этические, эстетические, другие;

· по функциональной роли: доминирующие либо второстепенные, центральные либо периферические, устойчивые либо ситуативные;

· по происхождение: врожденные, простые приобретенные, сложные приобретенные;

· по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные

Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого поведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями — происходит так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации личностного поведения в целом. Так, например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности личности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когнитивных потребностей и т.д.

Иерархия потребностей человека:

1. .Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в привязанностях.

4. Потребность в признании, уважении.

5. Потребность в самореализации.

6. Когнитивные потребности.

Для нормального социального функционирования необходимо включение человека в деятельность, в которой он находил бы смысл своего существования. Отсюда вытекает потребность в труде, в труде творческом, в котором раскрывались бы основные способности человека. Отсутствие этой фундаментальной человеческой потребности — основной показатель социальной деформации личности.

.Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров, побуждающее организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие. Итак, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние — мотивацию.

Мотивация— обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, "утверждает" данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим — поисковой деятельности. Таким образом, мотивация — индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, потребность оказания помощи другим людям, у третьего — проявить удаль в схватке, отличиться и т.д.

Формирование патологических потребностей и мотивов.

Разрушая психическую деятельность человека, болезнь при определенных условиях приводит к изменению именно личностного компонента. Происходит формирование новых мотивов, изменяются соотношения потребностей, мотивов, их содержание и иерархия, переживания. Образуется некая модель формирования потребностей, мотивов (пусть даже патологических). Появляются патологические потребности, где мотив направлен на цель. Например, больные алкоголизмом и наркоманией своей целью видят употребление ПАВ, а при нарушении своего физического образа «Я» девушки отказываются от приема пищи (анорексия).

Сам способ удовлетворения природной потребности претерпевает известное изменение: происходит символическое замещение, т.е. "квазиудовлетворение" органической потребности.

Вопреки широко распространенному мнению, мотивы преступной деятельности далеко не всегда осознаются действующим лицом. Решаясь на нарушение уголовного закона, субъект редко задумывается над тем , почему и ради чего он это делает. Осознание подлинного мотива приходит позже, если вообще приходит. Предварительно осознанный мотив становится одновременно и целью деятельности. Обычно это связав удовлетворением актуальных мотивообразующих требностей, например, при краже наркотических веществ наркоманом или изнасиловании.

Психологические последствия осознания мотивации неоднозначны. В одних случаях дискредитируются так называемые защитные мотивы, приукрашивающие истинные побуждения аморального и антиобщественного поведения, и это может стать началом его переосмысливания и побуждением к отказу от преступления. В других - превращение криминальных мотивов в неосознанную цель может означать деградацию личности человека, совершающего преступления ради них самих.

Под воздействием меняющихся внешних и внутренних условий первоначальный мотив дискредитируется и замещается целью. Сдвиг мотива на цель насильственной преступной деятельности приводит к бессмысленной жестокости, которая часто ставит в тупик психологов и юристов.

Сдвиг мотива на цель может повлечь: 1) изменение личностного смысла преступной деятельности; 2) превращение отдельного преступного действия в преступную деятельность иного рода; 3) превращение деятельности из преступной в легальную. Рассмотрим эти три варианта подробнее.

Наши рекомендации