Диагностика семьи и семейного воспитания
Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
В отечественной психологии и педагогике наиболее популярен информационно-просветительский подход обучения родителей, ориентированный на возрастную и педагогическую психологию. Однако ее основной недостаток — анонимный характер просвещения родителей. Любая работа с родителями более эффективна, если ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей. Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы.
Практикум по диагностике потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
Целевая установка: выяснить, какие имеются достижения в семейном воспитании; выяснить, в какой помощи нуждаются родители.
Алгоритм проведения:
1. Сообщение целевой установки.
2. Деление родителей-участников на микрогруппы.
3. Консультации по заполнению диагностических анкет.
4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп.
5. Ознакомление групп с итогами диагностирования.
Послеигровая деятельность:
1. Составление общей диагностики системы.
2. Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.
3. Проведение педконсилиумов на основании диагностики.
Анкета родителя
Ф.И.О. ученика__________класс__________
1. Что в характере вашего ребенка вас радует, вызывает удовлетворенность (подчеркните соответствующее):
A. 1) хорошие способности к учению,
2) хорошая работоспособность на уроке,
3) хорошие память, внимание,
Б. 4) сильная воля, уверенность в себе,
5) дисциплинированность, вежливость, послушание,
6) умение быть всегда в хорошем настроении, v
7) доброта, чуткость, внимательность к людям,
8) умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.
B. 9) умение вести себя в обществе,
10) отсутствие мстительности, злопамятности,
11) умение трудиться, трудолюбие,
12) скромность.
2. Что е характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь (подчеркните соответствующее):
A. 1) слабые способности к учению,
2) низкая работоспособность на уроке,
3) плохие память, внимание,
Б. 4) недисциплинированность, грубость, непослушание,
5) слабая воля, неуверенность в себе,
6) неумение держать хорошее настроение,
7) озлобленность, жестокость, невнимание к людям,
8) неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями,
B. 9) неумение вести себя в обществе,
10) злопамятность, мстительность,
11) неумение трудиться,
12) излишняя скромность.
После заполнения диагностических анкет составляется общая диагностическая карта, где зафиксировано количество проблем, вызывающих затруднения родителей (табл. 15).
Диагностическая карта родителей
Таблица 15
п/п | Ф.И.О. | Номер проблемы | Ключевые проблемы (расшифровка) |
Общие сведения по классу | Блок «А» 1 2 3 | Блок «Б» 4 567 8 | Блок «В» 9 10 11 12 |
1610 10 | 1293 2 10 | 4 3 10 2 | А—1, 2, 3 Б—4, 5, 8, 9 В—10,11,12 |
Приведенные в таблице 15 общие данные по классу свидетельствуют о том, что родители учащихся больше всего затрудняются в развитии познавательных и волевых процессов и навыков общения. Получив эти данные, вы сможете составить программу психологического семинара и групповых консультаций для родителей. Причем есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей, которые заявили в своих анкетах об имеющемся положительном опыте воспитания тех или иных качеств. Желательно, чтобы данные подтвердились и учителями начальных классов, и классными руководителями. С итогами диагностирования следует ознакомить совет школы (родительский комитет).
Часто к школьному психологу обращаются классные руководители, члены психолого-педагогического консилиума, родительский актив, испытывающие трудности в изучении семей, составлении их характеристик, особенно если это связно с «проблемными» семьями. В таких случаях можно использовать примерную аналитическую схему.
Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся
1. Общая характеристика семьи.
2. По составу: полная, формально полная, неполная.
3. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.
5. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.
6. Особенности семейного воспитания:
Родители создают условия для правильного развития ребенка: j — нормальные жилищно-бытовые условия,
— организация места для учебных занятий,
— создание домашней библиотеки,
— наличие игровых уголков, ■
— контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима. Родители развивают познавательные интересы ребенка:
— просматривают и обсуждают телепередачи,
— читают книги, беседуют о прочитанном,
— ходят с детьми в театр,
— ходят с детьми в музеи, на выставки,
— поощряют любимые занятия ребенка.
Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
Дети имеют конкретные обязанности в семье.
Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка.
Родители видят недостатки в воспитании своих детей. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.
Родители справляются с воспитанием ребенка.
7. Недостатки семейного воспитания (назвать),
8. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть):
— неблагополучие семьи (L) микроклимат, здоровье,
— отсутствие единых требований,
— незнание психологических особенностей своего ребенка,
— низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей,
— отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депрессия ребенка,
— использование антипедагогических мер воздействия,
— неправильная оценка ребенка, его идеализация,
— невыполнение рекомендаций педагога,
— неверие в возможности ребенка, в свои силы,
— переоценка воспитательных возможностей семьи,
— гиперпротекция,
— другие причины (указать, какие).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы (табл. 16).
Сведения об особенностях инедостатках семейного воспитания в конкретном классе, школе, представленные психологом в общей схеме, помогут ему в выработке дифференцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использовать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаимоотношений в семье.