Основные концепции и модели воспитания родителей

Воспитание родителей всегда опирается на систему цен­ностей (религиозные, социальные, эстетические, нравствен­ные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потреб­ности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей,наиболее распространенными из которых являются следую­щие: с упором на терминологию и теорию — индивидуали­стические и общественно направленные, с упором на тер­минологию и теорию ис акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.

Адлеровская модель(А. Адлер). Это направление воспита­ния родителей основывается на сознательном и целенаправ­ленном изменении поведения родителей, которое определя­ется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека

способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е фор­мирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек — суще­ство, социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адле­ра, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоот-- ношения в семье являются главным фактором развития лич­ности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают куль­туру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои иде­алы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания роди­телей являются «равенство», «сотрудничество» и «естествен­ные результаты». С ними связаны и ведущие принципы вос­питания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребен­ка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уни­кальность, индивидуальность и неприкосновенность лич­ности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мыш­ления, научиться разбираться в мотивах их поступков, раз­вивать свои методы воспитания и развития личности. Есте­ственные логические рассуждения, используемые в- ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих дей­ствий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б.Скиннер). В основе мо­дели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, ка­ким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихе­виоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение ро­дителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умени­ями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положи­тельное подкрепление (поощрение), отрицательное подкреп­ление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое вни-

мание). Родители играют роль «агентов» социального окру­жения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспе­чиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в ре­акциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ данного на­правления является обучение родителей наблюдению и из­мерению поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в до­машних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии, це­лью которой является создание условий для самовыраже­ния личности. Это достигается сглаживанием разницы меж­ду «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных пси­хологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отно­шения других и самоуважения, то условием здорового раз­вития ребенка является отсутствие противоречия между пред­ставлением о том, как к нему относятся другие «Я-идеаль-ное» и действительным уровнем любви «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и при­няв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать свое поведение и пред­принять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуника­ции означает диалогичность общения, его открытость, рас­крепощенность чувств, их искренность. От развития чув­ственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Ро­дители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступ­ного для ребенка выражения собственных чувств; 3) прак­тического использования принципа «оба правы» в семей­ном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятель-

ному решению проблем, постепенно перенося всю ответ­ственность за поиск их решения на самого ребенка

Модель, основанная на транзактном анализе (М Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории транзактного анализа Э. Бер­на личность каждого индивидуума определяется фактора­ми, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анализе получаемой инфор­мации и реагирования индивидуума на действительность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потреб-ности'и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свой­ствами этого начала, этой части человеческой личности яв­ляются систематические наблюдения, объективность, следо­вание законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начи­нается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение «родителя» в личности включает в себя при­обретенные нормы поведения, привычки и ценности. Пове­дение авторитетных людей в-социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения че­рез «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции — еди­ницы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и. напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей — научить чле­нов семьи взаимным компромиссам и умению их использо­вать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзактного анализа при рассмот­рении своего поведения и взаимоотношений в семье, на­учиться определять характер потребностей и запросов ре­бенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (X Джинот) В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рас­смотрении проблемных ситуаций.

Воспитание родителей, по Джиноту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитив­ных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справлять­ся с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с про­блемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семь­ях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказыва­ют друг другу о трудностях. Постепенно они начинают бо­лее объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инст­руктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В. Гребенников). В 70—80-е годы под ру­ководством И.В. Гребенникова была разработана и мето­дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном вос­питании и семейных отношениях связана с психолого-педа­гогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности вос­питания детей разного возраста, специфику семей и семей­ных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск спе­циальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внима­ние к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специаль­ный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспек­тах было отсутствие в учреждениях образования практичес­ких психологов и неспособности педагогов разрешать пси­хологические проблемы семьи и семейного воспитания.

Наши рекомендации