Введение в курс «Лидерство» II. Основная часть
1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Лидерские роли.
Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зрелость участников группы.
Дискуссия
Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры?
Упражнения в парах
Лидер — руководитель. Босс — подчиненный.
2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах:
Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами?
Традиционный и реалистичный взгляд на власть. Лидер и окружение. Лидер-идеалист у власти. Лидер и одиночество.
Тестирование Лидер ли вы? Лидер или администратор?
3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад».
4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к риску. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.
5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности.
6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, прогнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ действий групп и использования лидерских качеств.
7. Основные функции лидера. Выполнение заданий. «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы групп и собственного участия в групповой деятельности.
8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использование традиционного и нестандартного мышления: «Усовершенствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?»
9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по созданию структур с внесением изменений в ходе работы (командировка, забастовка и т.п.).
Анализ группоцентрированной деятельности лидеров.
10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, формы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Мрргалки», «Испорченный телефон».
11. Конфликт и его преодоление.Самодиагностика конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.
12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о лидере, герои и лидеры. Положительные и отрицательные стороны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование: «Подвержены ли вы стрессу?»
13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления изменениям. Методы уменьшения сопротивления изменениям.
14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров.
Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров.
Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.
15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отношения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современности. Дискуссия «Женское ли это дело?»
16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегодня и завтра.
Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дискуссия «Почему многие не хотят быть лидерами?» Шкала лидерских умений и действий.
III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; составить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОРГДИАЛОГА
ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ОБЩЕНИЮ
Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения В.К. Дьяченко. Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов студентами и их качественное усвоение. Эта технология (ее современная модификация) противоречит традиционному методу обучения, поскольку превращает обучаемого в субъект учения, а из пассивного слушателя — в говорящего, реферирующего текст, мыслящего и обучающего других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим: 1—3 страницы. Тексты в одной группе должны быть объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелыми "скучнымзанятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.
Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и со-' держит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через
позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим; научиться слушать и понимать другого; научиться коллективной работе; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого.
Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления.
Алгоритм оргдиалога:
1-й этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Формулирование правил общения по тексту.
2-й этап. Обмен информацией и взаимообучение в микро-группах. Обсуждение правил общения.
3-й этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения.
4-й этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, предложенных группой, с авторским вариантом.
5-й этап. Запись правил в личных дневниках.
ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Данный тип тренинга решает задачи, характерные для социально-психологических тренингов. Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шести занятий, каждое из которых решает специфическую задачу (Прутченков А.С., 1993).
Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяснения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание.
содержание занятий 1-е занятие
1. Знакомство (заполнение визиток, самопрезентация).
2. Правило группы.
• 3. Мои добрые дела.
4. Рисунок музыки.
5. Контраргументы (мои достоинства и недостатки).
6. Контроль индивидуальности (высказывания участника о себе, мнение группы о его индивидуальности).
7. Кто я? (опрос проводится на каждом занятии и сохраняется).
8. Ласковое имя.
9. Итоги (обратная связь).
2-е занятие
1. Привет, индивидуальность!
2. Поговорим о дне вчерашнем.
3. Скажи мне, кто твой друг.
4. Ласковые имена.
5. Мои сильные стороны.
6. Моя эмиграция (кто пожалеет и кто обрадуется).
3-е занятие
1. Вы меня узнаете?
2. Мой девиз.
3. Интервью.
4. Автопортрет.
5. Карусель встреч.
6. «Я» крупным планом.
7. Домашнее задание и «Брачное объявление».
4-е занятие
1. Моя любимая игрушка в детстве.
2. Брачное объявление.
3. Без маски (неоконченные предложения о правилах общения).
4. Отверженный (причины отвержения в присутствии отвергаемого).
5. Мои слабые стороны.
6. Домашнее задание «Я глазами группы*.
5-е занятие
1. Зоопарк (идентификация с животными).
2. «Я» глазами группы.
3. Я тебя понимаю (экстрасенс).
4. Последняя встреча (что сказать друг другу).
5. Домашнее задание (перспектива).
о-е занятие
1. Твое лучшее качество.
2. Привет, шщивидуальность!
3. Взаимохарактеристики.
4. А что дальше.
5. Анализ анкет (обратная связь; и самоанализ списков «кто Я
6. Пожелания психолога членам группы.
В целом в работе со старшеклассниками психолог может использовать большинство средств из своего арсенала психологической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных проблем, формирование временной перспективы. (Толстых Н.Н,. Дубровина И.В., 1997), кризис идентичности и развитие «эго» (Эриксон Э., 1997), неадаптивной активности личности (Петровский В.Л., 1996). Мы продемонстрировали методические подходы к решению лишь отдельных проблем.
Контрольные вопросы
1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога?
2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста?
3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой парадигме профессиональной консультации?
Темы для семинарских занятий
1. Старшеклассник как объект психологической помощи.
2. Методика психологической помощи старшеклассникам.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи.
2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.
3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.
Литература
Абульханова-Славская К.Л. Стратегия жизни. М., 1996.
Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Архангельск, 1995.
Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.. 1989
Мудрик А.В. Время поисков и решений, илиСтаршеклассникам о них самих. М.,1990.
Прутченков Л.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов М., 1996.
Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1.
Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1989.
Франкл В. Человек В поисках смысла. М., 1995
Раздел III
МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО
ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ
«ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ,
ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ
Глава 1