Введение в курс «Лидерство» II. Основная часть

1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Ли­дерские роли.

Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зре­лость участников группы.

Дискуссия

Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры?

Упражнения в парах

Лидер — руководитель. Босс — подчиненный.

2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах:

Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами?

Традиционный и реалистичный взгляд на власть. Лидер и окружение. Лидер-идеалист у власти. Лидер и одиночество.

Тестирование Лидер ли вы? Лидер или администратор?

3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад».

4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к рис­ку. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.

5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности.

6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, про­гнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ дей­ствий групп и использования лидерских качеств.

7. Основные функции лидера. Выполнение заданий. «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы групп и собственного участия в групповой дея­тельности.

8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использо­вание традиционного и нестандартного мышления: «Усовершен­ствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?»

9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по со­зданию структур с внесением изменений в ходе работы (коман­дировка, забастовка и т.п.).

Анализ группоцентрированной деятельности лидеров.

10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, фор­мы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Мрргалки», «Испорченный те­лефон».

11. Конфликт и его преодоление.Самодиагностика конфликт­ности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.

12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о ли­дере, герои и лидеры. Положительные и отрицательные сторо­ны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование: «Подвержены ли вы стрессу?»

13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления измене­ниям. Методы уменьшения сопротивления изменениям.

14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров.

Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров.

Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.

15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отно­шения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современ­ности. Дискуссия «Женское ли это дело?»

16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегод­ня и завтра.

Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дис­куссия «Почему многие не хотят быть лидерами?» Шкала ли­дерских умений и действий.

III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; со­ставить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.

МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОРГДИАЛОГА

ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ОБЩЕНИЮ

Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном спо­собе обучения В.К. Дьяченко. Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов сту­дентами и их качественное усвоение. Эта технология (ее совре­менная модификация) противоречит традиционному мето­ду обучения, поскольку превращает обучаемого в субъект учения, а из пассивного слушателя — в говорящего, рефе­рирующего текст, мыслящего и обучающего других. Мето­дика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим: 1—3 страницы. Тексты в одной группе должны быть объединены общей темой. Рабо­та с психологической научно-популярной литературой, не­обходимая для старшеклассников, часто кажется им доволь­но тяжелыми "скучнымзанятием. С помощью коллективно­го способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.

Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный харак­тер, хорошо структурирован, объединен тематически и со-' держит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в ко­торых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литера­турой; активно овладевать изучаемым материалом (через

позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать мак­симум информации от беседы с другим; научиться слушать и понимать другого; научиться коллективной работе; полу­чить навыки интеллектуального общения, активного слу­шания и понимания другого.

Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логичес­кого мышления, творческого воображения, отработка на­выков публичного выступления.

Алгоритм оргдиалога:

1-й этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруп­пах. Формулирование правил общения по тексту.

2-й этап. Обмен информацией и взаимообучение в микро-группах. Обсуждение правил общения.

3-й этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подготовка к защите текста. Формулирование правил общения.

4-й этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и спосо­бов их использования в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, предложенных группой, с авторским вариантом.

5-й этап. Запись правил в личных дневниках.

ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Данный тип тренинга решает задачи, характерные для социально-психологических тренингов. Однако его главной целью является развитие личности. Тренинг состоит из шес­ти занятий, каждое из которых решает специфическую за­дачу (Прутченков А.С., 1993).

Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция доброжелательного и понимающего друга, помога­ющего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил груп­повой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением. Объясняя цель проводимого упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяс­нения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслежи­вает динамику группы и эмоциональное состояние ее учас­тников, а в случае необходимости оказывает им психологи­ческую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание.

содержание занятий 1-е занятие

1. Знакомство (заполнение визиток, самопрезентация).

2. Правило группы.

• 3. Мои добрые дела.

4. Рисунок музыки.

5. Контраргументы (мои достоинства и недостатки).

6. Контроль индивидуальности (высказывания участника о себе, мнение группы о его индивидуальности).

7. Кто я? (опрос проводится на каждом занятии и сохраня­ется).

8. Ласковое имя.

9. Итоги (обратная связь).

2-е занятие

1. Привет, индивидуальность!

2. Поговорим о дне вчерашнем.

3. Скажи мне, кто твой друг.

4. Ласковые имена.

5. Мои сильные стороны.

6. Моя эмиграция (кто пожалеет и кто обрадуется).

3-е занятие

1. Вы меня узнаете?

2. Мой девиз.

3. Интервью.

4. Автопортрет.

5. Карусель встреч.

6. «Я» крупным планом.

7. Домашнее задание и «Брачное объявление».

4-е занятие

1. Моя любимая игрушка в детстве.

2. Брачное объявление.

3. Без маски (неоконченные предложения о правилах общения).

4. Отверженный (причины отвержения в присутствии отвер­гаемого).

5. Мои слабые стороны.

6. Домашнее задание «Я глазами группы*.

5-е занятие

1. Зоопарк (идентификация с животными).

2. «Я» глазами группы.

3. Я тебя понимаю (экстрасенс).

4. Последняя встреча (что сказать друг другу).

5. Домашнее задание (перспектива).

о-е занятие

1. Твое лучшее качество.

2. Привет, шщивидуальность!

3. Взаимохарактеристики.

4. А что дальше.

5. Анализ анкет (обратная связь; и самоанализ списков «кто Я

6. Пожелания психолога членам группы.

В целом в работе со старшеклассниками психолог может использовать большинство средств из своего арсенала психо­логической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных про­блем, формирование временной перспективы. (Толстых Н.Н,. Дубровина И.В., 1997), кризис идентичности и развитие «эго» (Эриксон Э., 1997), неадаптивной активности личности (Пет­ровский В.Л., 1996). Мы продемонстрировали методические подходы к решению лишь отдельных проблем.

Контрольные вопросы

1. Какие психологические трудности старшеклассников со­ставляют задачи работы школьного психолога?

2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личностного роста?

3. Можно ли использовать методику Н.Н. Толстых в новой па­радигме профессиональной консультации?

Темы для семинарских занятий

1. Старшеклассник как объект психологической помощи.

2. Методика психологической помощи старшеклассникам.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте психологический портрет одного из старшекласс­ников в аспекте психологической помощи.

2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделайте анализ эффективности методики.

3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.

Литература

Абульханова-Славская К.Л. Стратегия жизни. М., 1996.

Ананченко М.Ю., Овсянкин П.Е. Курс «Лидерство» в школе. Архангельск, 1995.

Гордон Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход // Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.

Кон И. С. Психология ранней юности. М.. 1989

Мудрик А.В. Время поисков и решений, илиСтаршеклассни­кам о них самих. М.,1990.

Прутченков Л.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов М., 1996.

Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. 1996. № 1.

Руководство практического психолога: Психологические про­граммы развития личности в подростковом и старшем школь­ном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1989.

Франкл В. Человек В поисках смысла. М., 1995

Раздел III

МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО

ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

«ГРУППЫ РИСКА» И ДЕТЬМИ,

ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ

Глава 1

Наши рекомендации