Методика индивидуального психологического консультирования
Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, предмет и методы психологического консультирования. Если воз-растно-психологическое консультирование направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педагогическое назначение, то, анализируя основной метод индивидуального консультирования — интервью, Г.С. Абрамова исходит из заказа клиента (табл. 5). Если в нем отсутствует запрос на диагностическую работу, то нужен анализ уникальной ситуации клиента. Если заказ присутствует, то запрос клиента связан с другим видом деятельности психолога — психодиагностикой. На основе данного представления психолог не занимается постановкой диагноза. Предметом взаимодействия психолога и клиента делается внутренний мир клиента, а темой взаимодействия модальности его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.
Таблица 5
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С. Абрамовой)
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | |
Консультируемый | Консультант | |
Подготовка | Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). Решение обратиться к психологу | Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места |
Установление контакта и построение доверительного диалога | Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы | Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я... Ты... Мы...). Поддержание доверительного диалога |
Исследование ситуации | Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации,структурирование, обозначение предмета работы, выделение ПОЗИТИВНЫХ ОСНОВ для разрешения возникшего затруднения | Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.). Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма)) — основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения |
Постановка цели | Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как.) | Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов,исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели |
Продолжение таблицы 5
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | |
Консультируемый | Консультант | |
Поиск решений | Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости | Помощь в организации поиска решения. Активизация консультируемого, влияние на его позицию |
Подведение ИТОГОВ | Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий. Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...) | Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому. Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов. Выход из контакта |
Тема задается клиентом, а его ход определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы — основа интервью и основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:
1. Структурирование, достижение взаимопонимания: Привет! (Я его чувствую, понимаю. — Он меня чувствует, понимает.)
2. Сбор информации о клиенте в контексте темы: В чем проблемы? (Зачем пришел клиент? В чем его возможности для решения проблемы?)
3. Определение темы. Выход на желаемый результат: Чего вы хотите? (Определение идеала клиента.)
4. Выработка альтернативных решений: Что еще мы можем сделать? (Создание условий для выбора альтернатив.)
5. Усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в~обыденной жизни: Вы будете это делать? (Резюме психолога, переход к действиям.)
На первой стадии психолог вступает в контакт, устанавливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы. На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос сути его проблемы, психолог выдвигает предположение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза.
Каждая гипотеза — попытка консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы основываются на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента. Третья фаза (фаза осознания желаемого результата) связана с инсайтом клиента. Опора психолога на потенциальные возможности консультируемого приводит к тому, что переживаемые клиентом изменения в ситуации интервью приведут и к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.
Четвертая фаза интервью (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения данной проблемы, поиск вариантов для преодоления ригидности поведения и создание условия для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.
Вид директивы | Содержание директивы | ||
Конкретные желания. | Я предлагаю вам сделать следующее... | ||
Парадоксальная инструкция. | Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд. | ||
Фантазии. | Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу... | ||
Ролевое указание. | А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей. | ||
Гештальт-метол «горячего кресла». | Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле... | ||
Гештальт- не вербальное поведение. | Я замети;], что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит' с другой. | ||
Свободные ассоциации. | Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства. | ||
Переоценка (концентрация Гендлина). | Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой. | ||
Релаксация. | Закройте глаза и плывите... | ||
Систематическое снятие напряжения. | Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией. | ||
Языковые замены. | Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно». | ||
Принятие чувств, эмоциональный «потоп». | Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним. | ||
Медитация. | Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за... | ||
Гипнотический транс. | Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите за дыханием. Фокусируйте свое мышление. | ||
Дневник. | В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи... | ||
Письмо психолога к клиенту. | Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия текста на жизнь клиента. | ||
Личный кодекс поведения. | Составьте для себя жизненные правила и следуйте им. | ||
Введение юридических норм отношений. | Ваша ответственность регламентируется.. | ||
Обсуждение ролевых ограничений. | Ваше право состоит в... Как учитель, вы..., как отец, вы...; как мать, вы... | ||
Последний этап — обобщение результатов взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С. Абрамова):
1. Варианты решения (появились направления развития клиента у вас, у клиента).
2. Творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения).
3. Целенаправленное воздействие на клиента (вы результативно влияете на клиента).
4. Индивидуальная и культурная эмпатия (проникли эм-патией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента).
5. Навыки наблюдения за клиентом (понимали его вербальный и невербальный язык).
6. Взаимодействие среда—личность (помогли осознать и перестроить отношения в этой системе).
7. Интеграция мотивов (логично, системно и эффективно использовали образные методы интервью) — клиент заявляет: «Я стал другим».
Ю.Е. Алешина предложила методику четырехфазной консультативной беседы: знакомство и начало беседы, расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез, коррекционное воздействие, завершение беседы.
В первой фазе психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает с ним контакт, осуществляет знакомство и самопредставление, раскрывает возможности психолога, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию, если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах, так называемых «козлах отпущения».
Во второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает сказанное клиентом.
Вторая фаза уточняет гипотезы психолога через конкретные вопросы, анализ конкретных ситуаций с точки зрения гипотез. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся (опровергнутой).
На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом и приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Если гипотеза психолога и предлагаемая интерпретация ситуации клиента приняты, необходимо помочь клиенту сформулировать как можно больше вариантов поведения.
Четвертая фаза подводит итоги консультативной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный акт прощания с клиентом.
Технология консультативной беседы как основного метода психологического консультирования, по Ю.Е. Алешиной, базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом:
A. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации по возможности краткие и редкие).
Б. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов).
B. Краткость и точность высказывания (Вы встретились... И что? А вам это не нравится? Он этого не знает... но почему?)
Г. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа) :
■ а) логический (для понимания мотивов);
б) эмоциональный (для понимания чувств).
Известна также методика восьмифазного психологического интервью, включающего психологическую настройку психолога, взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа, исповедь клиента, расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации, совместную интерпретацию психологических проблем клиента, формирование новой модели поведения и оптимизацию личностных механизмов регуляции поведения, оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Контрольные вопросы
1. Что такое психологическое консультирование как вид практической деятельности психолога?
2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?
3. На каком этапе консультирования у психолога может.возникнуть такое рефлексивное переживание:
— что он пытается сказать?
— надо проверить, правильно ли я понял;
— такое в моей практике уже встречалось;
— как же его остановить?
— неужели я ему еще не надоел? .
Темы семинарских занятий
1. Методологические основания психологического консультирования.
2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-пси-хологического консультирования.
3. Методика индивидуального психологического консультирования.
Задания для самостоятельной работы
1. Приведите примеры высказываний клиента, определяющие задачи взаимодействия с психологом.
2. Составьте банк определений профессии психолога, характеризующих его отношение к другому человеку.
3. Выбрав отрывок из психологической (художественной) литературы, перескажите его смысл для передачи другому челове-
КУ-
4. Составьте инструкцию по организации пространства консультативной беседы.
5. Напишите письмо психолога подростку 15 лет, который ненавидит людей.
Литература
Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
Абрамова ГС. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.
Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1993.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. М., 1990.
Мэй Р. Искусство психологической консультации / Пер. с англ. М., 1994.
Психологическое консультирование в шкапе: Хрестоматия / Сост. Н.В. Коптева. — Пермь, 1993.
Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бода-лева, В.В. Столика. — М., 1989.
Глава 4
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Психологическая коррекция — важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека. Психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний познавательных процессов и действий человека.
Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели.
В работе психолога образования коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Тем самым постулируется взаимосвязь двух форм коррекцион-ной работы с детьми: симптоматическая, направленная на отдельные отклонения в развитии, и этиологическая, направленная на источники и причины этих отклонений.
Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологически ми и педагогическими причинами.
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Чтобы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития. Выделяют
три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, обще психологический и возрастно-психологический. На ней-ропсихологическом уровне анализа психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления. Такой вывод ему помогут сделать знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга.
Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики.
Возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Когда определены нормы анализируемого явления, психолог может решать вопросы коррекции. Например, ребенок имеет плохую память. Как ее улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники) или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя индивидуализированные программы коррекции.
В зарубежной психологии подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамический и поведенческий. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии — сознание или поведение. Специфика определения предмета психологии влияет на формулирование целей, определение стратегии, тактики и методов коррекци-онной работы.
В рамках психодинамического подхода выделяются игтхь терапия, арттерапия, а также детский психоанализ (А. Фрейд).
Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).
В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения дея-
тельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности. Психологическим механизмом психокоррекции является инте-рибризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого направления была разработана методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.
Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: принципом нормативности развития, принципом «сверху вниз» и принципом системности развития психической деятельности. Тактика коррекционнои работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.
Принцип нормативности развития учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. Этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста.
Принцип «сверху вниз» требует поставить в центр внимания психолога «завтрашний день развития» ребенка, а в качестве основного содержания коррекционнои работы считать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий предвосхищающий характер.
Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекционнои работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а
как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений (Бурменская Т.В., Карабанова О Л Лидере А.Г., 1990).
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выбор методов психокоррекционной работы обусловлен состоянием объекта коррекции, а также состоянием предмета коррекции.
Объекты психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, а предметы коррекции в зависимости от жалобы могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др.
Условно можно выделить следующие группы методоь (Гройсман А.Л., 1987):