Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования

Развитие психологической службы семьи требует разработки и внедрения в практику надежных и валидных диагностических методик, позволяющих эффективно решать вопросы направленной психологической помощи семье [5; 14; 153; 181; 182]. Несмотря на то что на сегодняшний день в зарубежной и отечественной психологии уже накоплен значительный арсенал методик, практические психологи все еще испытывают острую потребность в средствах диагностики детско-родительских отношений «на полюсе родителя». Принцип стереоскопичности диагноза, как один из важнейших принципов психологического консультирования применительно к изучению детско-родительских отношений, означает, что эти отношения должны быть представлены как с позиции ребенка, так и с позиции каждого из родителей. Методика «Родительское сочинение» предоставляет превосходную возможность «увидеть» эти отношения глазами родителя.

Методика «Родительское сочинение» представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих успешно решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Хотя указанная методика довольно часто используется в практике семейного и возрастно-психологического консультирования [63; 153], ее более широкому распространению препятствует недостаточная разработанность основных параметров контент-анализа родительского сочинения. Проективный характер методики требует от пользователя высокой профессиональной культуры и квалификации при интерпретации полученных данных.

Мы попытались систематизировать и обобщить основные параметры психологического анализа родительского сочинения и выделить схему составления психологического заключения по результатам проективной методики. Предложенная схема анализа разработана с опорой на уже имеющиеся техники подобной интерпретации и обобщает наш собственный опыт использования данных проективного родительского сочинения в практике консультирования родителей по вопросам развития и воспитания детей.

Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следующие задачи:

1) выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) собрать дополнительную к беседе анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;

3) получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.

Огромным достоинством методики «Родительское сочинение» является ее значительный коррекционный потенциал. Материалы сочинений — первый шаг в рефлексии родителем проблем воспитания ребенка, в их осознании и понимании, опора для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя, что обеспечивает более высокую эффективность программы психологической коррекции, учитывающей эти особенности при выборе стратегии и тактики реализации системы психолого-педагогических рекомендаций, определении формы и характера работы с родителями.

Процедура диагностики

Методика «Родительское сочинение» рекомендуется к использованию на этапе диагностики и сбора анамнестических данных в процессе возрастно-психологического консультирования. Сами сочинения родителей весьма продуктивно могут быть использованы на этапах собственно коррекционной работы для контроля динамики изменения родительской позиции и оценки эффективности такой работы. Необходимым условием, предваряющим предъявление родителю задания, является установление эмоционально-позитивных, доверительных отношений с психологом на основе безоценочного эмпатического принятия клиента и создания атмосферы безопасности.

При интерпретации полученных данных следует учитывать, что диагностическую ценность полученного материала существенно ограничивают недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень клиента, и в первую очередь уровень развития его письменной речи и способности к рефлексии. Тем не менее даже в этих случаях родительское сочинение может стать важным источником диагностической информации, конечно, при условии не формального, а заинтересованного отношения клиента к выполнению задания.

Базовыми темами родительского сочинения являются темы открытого типа «Мой ребенок» и «Я как родитель». В зависимости от целей обследования и степени готовности родителя к выполнению задания формулировка тем может быть изменена в направлении большей конкретизации. Так, например, для уточнения истории развития ребенка родителю может быть предложена тема «История жизни моего ребенка». Для анализа развития и изменения родительского отношения и родительской позиции — тема «История моего материнства (отцовства)», для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания полезна формулировка темы «Каким я хочу видеть (вырастить) моего ребенка». Темы «Что мне нравится и что не нравится в моем ребенке», «Что я разрешаю и что запрещаю моему ребенку» позволяют конкретизировать систему требований и запретов, предъявляемых ребенку, систему контроля, реализуемую родителем, оценить эффективность системы воспитания. В ряде случаев весьма продуктивным с точки зрения последующей коррекционной работы оказывается следующий простой прием. Лист делится вертикальной чертой на две половины: левая — то, что нравится в ребенке (что ему разрешаю), правая — то, что не нравится (или то, что запрещаю). Соотношение левой и правой колонок наглядно объективирует, какую позицию занимает родитель в отношении ребенка: принимающе-разрешительную, либерально-попустительскую, отвергающую, отвергающе-запретительную и т.д.

В процессе выполнения задания родители вдруг часто совершенно неожиданно для себя открывают особенности своего поведения по отношению к ребенку и понимают необходимость его изменения. Таким образом, решение о целесообразности поиска новых стратегий и тактик воспитания, необходимости работы над собой не навязывается родителю психологом «сверху», а становится продуктом самостоятельного зрелого решения родителя. Если темой сочинения является позиция родителя, его воспитательские установки и методы, то могут быть предложены такие формулировки темы, как «Что мне нравится и не нравится в себе как в Родителе» и «Что я хотел бы изменить в себе как в Родителе».

Материалы таких сочинений используются в дальнейшей коррекционной работе с родителями для анализа обоснованности и конструктивности семейного воспитания, выявления «слабых мест» и совместной выработки новых подходов к воспитанию для целенаправленной коррекции родительской позиции.

В дальнейшем изложении мы остановимся на параметрах анализа базовой темы сочинения «Мой ребенок», имея в виду возможность их проецирования на все перечисленные выше темы сочинений. Тема сочинения задается в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Психолог предлагает родителю написать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании сочинения и его объеме психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время ожидания родителем ребенка, проходящего психологическое обследование. В последнем случае необходимо обеспечить родителю необходимые условия для работы: изолированное помещение, тишину, отсутствие отвлекающих факторов, достаточное время и пр. В случаях, когда жалобы родителей и реальные проблемы ребенка связаны с дисгармоничностью типа семейного воспитания и нарушением детско-родительских отношений, крайне желательно проведение методики «Родительское сочинение» с обоими родителями, а также с фактическими воспитателями ребенка в семье.


Наши рекомендации