Коэффициенты корреляции показателей

Познавательных особенностей детей с ЗПР

(г/5% = 0,359, а = 0,05)

Показатели
Показатель концентрации внимания 1,00        
Показатель опосредованного—непосредственного запоминания 1,00      
Показатель произвольного—непроизвольного запоминания 0,35 0,8 1,00    
Показатель логичности мышления 1,00  
Показатель обобщенности мышления 0,29 0,3 1,00

Из данных, приведенных в таблице, следует, что более выраженная связь существует между показателями произвольного—непроизвольного и опосредованного—непосредственного

запоминания, а также между показателями уровня логичности и уровня обобщения.

Таким образом, представленные результаты дают основание для разработки эффективных коррекционных программ с использованием компенсаторных функций в случаях выраженного нарушения какого-либо одного из познавательных процессов. В практической психологии это означает, что развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти и мыслительных процессов.

Анализ взаимосвязей показателей психодинамических и характерологических особенностей детей выявляет выраженную связь между уровнем невротизма и экстраверсии— интроверсии, гипертимности и невротизма, гипертимности и экстраверсии—интроверсии.

Коэффициенты корреляции показателей психодинамических

И характерологических особенностей детей с ЗПР

(г/5% = 0,359, а = 0,05)

Факторы
Невротизм 1,00                  
Экстраверсия— интроверсия 0,58 1,00                
Гипертимность 0,48 0,39 1,00              
Тревожность 1,00
Дистимность 1,00
Педантичность 1,00
Возбудимость 1,00
Эмотивность 0,47 1,00
Застревание                 1,00
Демонстративность                 1,00
Циклотимность                    

При направленном воздействии на характерологическую сферу у детей с ЗПР следует обратить внимание на те связи, которые выявлены при исследовании акцентуации характера. При выделении одного из типов акцентуации следует иметь в виду возможность проявления и других типов.

Разрыв связей между показателями характерологических особенностей у детей с ЗПР определяет подход к коррекции этой сферы у ребенка, так как изолированность каждого показателя по отдельному типу акцентуации позволяет направлять коррекционные усилия именно на него.

Принцип целостности в оценке личности ребенка с ЗПР, являющийся исходным при экспериментальном исследовании связей его познавательных, психодинамических и характерологических особенностей, позволяет обобщить итог психодиагностической работы специалиста и сконцентрировать дальнейшие усилия на объективно выявленных критериях. Одной из частых причин обращения к психологу являются трудности в межличностном общении ребенка со сверстниками и окружающими, его неумение адекватно оценивать себя и свои поступки. Логическим шагом специалиста в решении этой проблемы станет исследование особенностей характерологический сферы ребенка. Так, в случае выявления акцентуации по экзальтированному типу специалист должен обратить особое внимание на такие особенности, как соотношение между опосредованным и непосредственным, произвольным и непроизвольным запоминанием, на уровень логичности и обобщенности мышления ребенка. Проявления демонстративного типа акцентуации характера связаны с функциональным нарушением произвольного—непроизвольного запоминания и с уровнем логичности мышления. Застревающий тип акцентуации указывает на влияние показателей опосредованного—непосредственного запоминания и обобщающей функции мышления; возбудимый тип связан с опосредованным—непосредственным запоминанием, дистимный — с особенностью концентрации внимания и обобщающей функцией мышления. Показатель гипертимности фиксирует значимую связь со всеми основными показателями познавательных процессов.

На основании анализа следующих особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР — тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности, с использованием методики самооценки

эмоциональных состояний Елисеева, выявлены следующие взаимосвязи перечисленных особенностей.

Коэффициенты корреляции показателей

Наши рекомендации