Коэффициенты корреляции показателей
Познавательных особенностей детей с ЗПР
(г/5% = 0,359, а = 0,05)
№ | Показатели | |||||
Показатель концентрации внимания | 1,00 | |||||
Показатель опосредованного—непосредственного запоминания | — | 1,00 | ||||
Показатель произвольного—непроизвольного запоминания | 0,35 | 0,8 | 1,00 | |||
Показатель логичности мышления | — | — | — | 1,00 | ||
Показатель обобщенности мышления | — | 0,29 | 0,3 | — | 1,00 |
Из данных, приведенных в таблице, следует, что более выраженная связь существует между показателями произвольного—непроизвольного и опосредованного—непосредственного
запоминания, а также между показателями уровня логичности и уровня обобщения.
Таким образом, представленные результаты дают основание для разработки эффективных коррекционных программ с использованием компенсаторных функций в случаях выраженного нарушения какого-либо одного из познавательных процессов. В практической психологии это означает, что развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти и мыслительных процессов.
Анализ взаимосвязей показателей психодинамических и характерологических особенностей детей выявляет выраженную связь между уровнем невротизма и экстраверсии— интроверсии, гипертимности и невротизма, гипертимности и экстраверсии—интроверсии.
Коэффициенты корреляции показателей психодинамических
И характерологических особенностей детей с ЗПР
(г/5% = 0,359, а = 0,05)
№ | Факторы | ||||||||||
Невротизм | 1,00 | ||||||||||
Экстраверсия— интроверсия | 0,58 | 1,00 | |||||||||
Гипертимность | 0,48 | 0,39 | 1,00 | ||||||||
Тревожность | — | — | — | 1,00 | — | — | — | — | — | — | |
Дистимность | — | — | — | — | 1,00 | — | — | — | — | — | |
Педантичность | — | — | — | — | — | 1,00 | — | — | — | — | |
Возбудимость | — | — | — | — | — | — | 1,00 | — | — | — | |
Эмотивность | — | 0,47 | — | — | — | — | — | 1,00 | — | — | |
Застревание | 1,00 | — | |||||||||
Демонстративность | — | 1,00 | |||||||||
Циклотимность |
При направленном воздействии на характерологическую сферу у детей с ЗПР следует обратить внимание на те связи, которые выявлены при исследовании акцентуации характера. При выделении одного из типов акцентуации следует иметь в виду возможность проявления и других типов.
Разрыв связей между показателями характерологических особенностей у детей с ЗПР определяет подход к коррекции этой сферы у ребенка, так как изолированность каждого показателя по отдельному типу акцентуации позволяет направлять коррекционные усилия именно на него.
Принцип целостности в оценке личности ребенка с ЗПР, являющийся исходным при экспериментальном исследовании связей его познавательных, психодинамических и характерологических особенностей, позволяет обобщить итог психодиагностической работы специалиста и сконцентрировать дальнейшие усилия на объективно выявленных критериях. Одной из частых причин обращения к психологу являются трудности в межличностном общении ребенка со сверстниками и окружающими, его неумение адекватно оценивать себя и свои поступки. Логическим шагом специалиста в решении этой проблемы станет исследование особенностей характерологический сферы ребенка. Так, в случае выявления акцентуации по экзальтированному типу специалист должен обратить особое внимание на такие особенности, как соотношение между опосредованным и непосредственным, произвольным и непроизвольным запоминанием, на уровень логичности и обобщенности мышления ребенка. Проявления демонстративного типа акцентуации характера связаны с функциональным нарушением произвольного—непроизвольного запоминания и с уровнем логичности мышления. Застревающий тип акцентуации указывает на влияние показателей опосредованного—непосредственного запоминания и обобщающей функции мышления; возбудимый тип связан с опосредованным—непосредственным запоминанием, дистимный — с особенностью концентрации внимания и обобщающей функцией мышления. Показатель гипертимности фиксирует значимую связь со всеми основными показателями познавательных процессов.
На основании анализа следующих особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР — тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности, с использованием методики самооценки
эмоциональных состояний Елисеева, выявлены следующие взаимосвязи перечисленных особенностей.
Коэффициенты корреляции показателей