Коэффициенты ранговой корреляции

Баллы взаимосвязи и суммы баллов взаимосвязи

Для каждой пары ранговых элементов ранговой

Решетки, приведенной в таблице 11. Полный набор

Корреляции приводится только

Для конструктов 1, 2 и 3

Кон­структы р р2× 100 Кон­структы р р2× 100  
1—2 1—3 1—4 1—5 1—6 1—7 1—8 1—9 0,86 0,58 –0,74 0,42 0,54 0,64 0,44 0,32 74 34 –55 18 29 41 19 10 280 34 23 –53 1 66 21 7 20 225 21 50 77 48 238 55 72 328 9=286 2—1 2—3 2—4 2—5 2—6 2—7 2—8 2—9 086 0,48 –0,64 0,13 0,44 0,31 0,14 0,03 74 23 –41 2 19 10 2 0 171 –21 –49 –27 –17 –16 279  
3—1 3—2 3—4 3—5 3—6 3—7 3—8 3—9 0,58 0,48 –0,73 0,10 0,81 0,46 0,26 0,45 4—5 4—6 4—7 4—8 4—9 –0,46 –0,70 –0,52 –0,41 –0,40  
     
       
       
5—6 5—7 5—8 5—9 046 071 0,88 0,69 6—7 6—8 6—9 0,72 0,54 0,77 52 29 59  
    324 61  
7—8 7—9 0,74 0,85 8—9 0,78  
 


Глава 2. Психодиагностика: практика

Коэффициенты ранговой корреляции - student2.ru

Таблица 14

Показатели провоцирования заикания ситуациями, вычисленными по данным ранговой решетки, приведенной в таблице 11

Элементы

Конструкты р3х 100
1—3 6,8 3,1 11,3 3,4 3,8 4,9 17,0 5,7 8,5 34,0 4,3
2—3 11,5 2,1 7,7 3,3 2,6 2,3 5,8 3,8 4,6 32,0 2,9
3—3 50,0 11,1 20,0 9,1 25,0 33,3 16,7 12,5 14,3 100,0 10,0
4—3 –53 –5,9 –53,0 –6,6 –17,7 –26,5 –5,3 –8,8 –7,6 –10,6 –4,8 –13,3
5—3 0,1 0,0 0,2 0,1 0,1 0,5 0,2 0,1 0,3 0,3 1,0
6—3 13,2 6,0 33,0 6,6 16,5 22,0 7,3 8,3 11,0 66,0 9,4
7—3 1,9 2,1 10,5 2,3 3,5 7,0 4,2 2,6 5,3 21,0 3,0
8—3 0,7 0,6 1,4 0,8 1,2 2,3 1,8 0,9 1,0 3,5 7,0
9—3 1,8 2,0 5,0 2,2 6,7 10,0 2,5 2,9 3,3 20,0 4,0
Показатель про-   80,1 –26,0 82,5 10,1 32,9 77,0 46,7 29,2 37,7 263,0 28,3
воцирования заи-                        
кания                        
Ранги показате-  
лей провоцирова-                        
ния заикания                        

фону. Разрыв между этой ситуацией и следующей по рангу (Разговор с незнакомыми людьми) весьма велик. Однако заметим, что валидность этого мето­да обработки еще недостаточно установлена.

Рассмотрим еще один тип показателей, которые можно получить при обработке без применения ЭВМ. Он используется для анализа так называемых групповых решеток. Испытуемыми в данном слу­чае являются члены определенной группы пациен­тов. В качестве элементов решетки также исполь­зуются члены группы, в том числе и тот, кто заполняет решетку. Так, например, если группа состоит из 8 человек, то в качестве элементов ис­пользуются 7 членов группы и Я сам каждого испы­туемого. Использование групповой решетки не только позволяет получить множество сведений об изменении процессов конструирования во време­ни (в тех случаях, когда решетка заполняется не­сколько раз), но и дает некоторое представление о межличностном восприятии членов групп. В свя­зи с тем, что каждый член группы ранжирует остальных по всем конструктам, можно подсчитать балл межличностного восприятия. Чтобы опреде-

Таблица 15

Ранжирование испытуемыми членов группы (включая и самих себя) по конструкту «является лидером»

    Члены группы    
   
А 1*
Б 8*
В 8*
Г 8*
Д 4*
Е 3*
Ж 7*
З 4*


Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Коэффициенты ранговой корреляции - student2.ru

лить, насколько восприятие себя данным испытуе­мым совпадает с его восприятием другими, надо лишь сравнить ранговое положение, приписывае­мое им себе, с ранговым положением, приписывае­мым ему остальными.

В таблице 15 приведены результаты ранжирова­ния 8 членов группы. Элементы (от А до И) ранжи­ровались по конструкту Похож на лидера. Для каж­дого испытуемого одним из ранжируемых элементов оказывался он сам. Эти случаи отмече­ны звездочкой. Так, испытуемый 5 (элемент А) ви­дит себя лидером группы, лидером его видят и поч­ти все остальные испытуемые. Не обнаруживается больших различий и между тем, как воспринимает себя испытуемый 6 (элемент Ж), и тем, как воспри­нимают его остальные. В отличие от этого испытуе­мый 7 считает его лидером. Было бы интересно вы­яснить, как это влияет на поведение внутри группы. Для подсчета общего балла надо из среднего значе­ния ранга элемента (1,1 для элемента А) вычесть но­мер того ранга, который испытуемый приписал себе сам (1,1 – 1 = 0,1).

Данные, получаемые в результате ранжирова­ния, можно анализировать и множеством иных способов. Более того, несомненно, будут появлять­ся все новые и новые методы анализа. Однако, ка-

кой бы метод анализа вы ни использовали, он не да­ет вам права считать само собой разумеющимся то, что ранжируемые элементы располагаются между полюсами равномерно. Контрастирующий полюс часто можно определить только предполо­жительно.

ОЦЕНОЧНАЯ РЕШЕТКА

В настоящее время интерес к оценочной решетке сильно возрастает. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуе­мый оценивает каждый элемент по шкале, заданной 2 полюсами конструкта. Этот метод допускает го­раздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки.

Опишем один из способов заполнения оценоч­ной решетки. Шкалы (конструкты) наносятся на чи­стый лист бумаги. Каждый такой лист служит для оценки 1 элемента (рис. 2).

Матрица оценок имеет 8 элементов по 8 кон­структам из книги «Теории личности».

После того как испытуемый оценит все элемен­ты, данные объединяются в единую матрицу (см. элементы табл. 10).


  КЕЛЛИ  
Свобода х —— — — — — — — — — — — — — Детерминизм
Рациональность х —— — — — — — — — — — — — — Иррациональность
Холизм х —— — — — — — — — — — — — — Элементаризм
Наследственность х —— — — — — — — — — — — — — Окружающая среда
Субъективность х —— — — — — — — — — — — — — Объективность
Активность неприложимо —— — — — — — — — — — — — — Реактивность
Гомеостаз неприложимо —— — — — — — — — — — — — — Гетеростаза
Познаваемость х —— — — — — — — — — — — — — Непознаваемость

Рис. 2. Пример оценки элемента Д. Келли по восьми 11-балльным шкалам-конструктам оценочной решетки

Глава 2. Психодиагностика: практика

Коэффициенты ранговой корреляции - student2.ru


Рис. 3. Размещение конструктов и элементов таблицы 10 в пространстве двух измерений, вычисленных с помощью метода главных компонентов, в соответствии с факторными нагрузками конструктов и элементов


Таблица 16 Матрица оценок 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теория личности»
  Фрейд Эриксон Мюррей Скиннер Олпорт Келли Маслоу Роджерс
Свобода
Рациональность
Холизм
Наследствен­ность
Субъективность
Проактивность
Гомеостаз
Познаваемость

Коэффициенты ранговой корреляции - student2.ru

Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Приводимая здесь решетка позаимствована из психологии личности оценивались по 8 параметрам, книги Л. Хелле и Д. Зиглера, посвященной анализу представляющим собой теоретические допущения, теорий личности. Ведущие специалисты в области лежащие, по мнению авторов книги, в основе тео-Таблица 17

Наши рекомендации