Опросник «Тайм–синдром менеджера»
Инструкция:вам предлагаются утверждения о переживаниях, которые могут возникать у вас в процессе работы или после нее. Прочитав внимательно каждое утверждение, следует поставить «+» в графе, соответствующей частоте подобных переживаний. Благодарим вас за участие в исследовании.
Примечание. * обозначен обратный вопрос.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитываются шесть показателей как среднее значение трех пунктов в соответствии с «ключом». Особенности переживания дефицита времени могут рассматриваться как по отдельным показателям, так и по общему показателю, равному сумме всех показателей.
«Ключ»
Пункты: 1–3* – показатель переживания ограниченности времени/дискретность времени.
Пункты: 4–6 – показатель переживания напряженности дефицита времени.
Пункты: 7–9 – показатель эмоционального отношения ко времени – эмоциональное переживание дефицита времени.
Пункты: 10–12 – показатель продуктивности использования личного времени.
Пункты: 13–15 – показатель зависимости от работы.
Пункты: 16–18 – показатель агрессии.
Ответы оцениваются: «всегда» – 4 балла; «часто» –3 балла; «иногда» – 2 балла; «редко» – 1 балл; «никогда» – 0 баллов.
Таблица 5.7
Шкальные оценки показателей тайм–синдрома менеджера (данные получены на выборке 100 менеджеров среднего звена)
Опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности»
Вводные замечания
Модифицированная русскоязычная версия была разработана нами на основе представлений Л. Зайверта о функциях самоменеджмента [10] и апробирована в группе менеджеров среднего звена (100 человек). По мнению Л. Зайверта, ежедневное решение разного рода задач и проблем – как ряд различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
Методика позволяет оценить частоту переживания дефицита времени у менеджеров при решении разного рода задач и проблем управленческой деятельности. Она предлагает менеджеру, оценить, как часто он испытывает дефицит времени при выполнении основных функций менеджера (рис. 5.1).
Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций.
Рис. 5.1.Круг правил при выполнении управленческих функций (по Зайверту)
1. Постановкацели. Анализ и формирование личных целей.
2. Планирование.Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
3. Принятие решений.Принятие решений по предстоящим делам.
4. Реализация и организация.Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
5. Контроль.Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.
6. Информация и коммуникации.Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Отдельные функции могут не следовать строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаться. Недоработка одних функций ведет к психологическим переживаниям «давления» времени и как следствие – к информационному стрессу.
Инструкция:мы предлагаем вам принять участие в исследовании, целью которого является изучение дефицита времени у менеджеров.Пожалуйста, отметьте, как часто вы испытываете дефицит времени в нижеперечисленных ситуациях. Для этого поставьте в соответствующей графе знак «+».
Обработка и интерпретация результатов.Особенности переживания дефицита времени могут рассматриваться как по отдельным показателям, так и по общему показателю, равному сумме всех показателей. Для этого подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Чем выше сумма, тем больше предрасположенность к развитию тайм–синдрома менеджера, хуже развито умение управлять рабочим временем. Анализ результатов можно производит по каждому из шести блоков показателей, которые рассчитываются в соответствии с «ключом».
«Ключ»
Пункты: 1, 2 – показатель дефицита времени при постановке целей. Пункты: 3, 4 – показатель дефицита времени при планировании. Пункты: 5, 6 – показатель дефицита времени принятия решений. Пункты: 7, 8 – показатель дефицита времени при реализация и организации.
Пункты: 9, 10 – показатель дефицита времени при выполнении функций контроля.
Пункты: 11, 12 – показатель дефицита времени для аналитической работы и коммуникаций.
Ответы оцениваются: «всегда» – 7 баллов; «очень часто» – 6 баллов; «часто» –5 баллов; «иногда» – 4 балла; «редко» – 3 балла; «очень редко» – 2 балла; «никогда» – 1 балл.