Непараметрические методы (в математической статистике)
методы непосредственой оценки теоретического распределения вероятностей, когда заранее не известно, к какому семейству принадлежит данное распределение вероятностей. До недавнего времени в психологии применялись главным образом параметрические методы, когда исследователи исходили из предположения нормального распределения исследуемых вероятностных процессов, явлений.
Нормальное распределение
одно из важнейших и наиболее распространенных распределений вероятностей, для которого характерна симметричная кривая распределения (см.: распределение вероятностей).
Параметрические методы (в математической статистике)
методы непосредственной оценки теоретического распределения вероятностей, при условии, что известна принадлежность данного распределения к какому-либо хорошо исследованному семейству. П.м. в большинстве случаев базируются на предположении о нормальном распределении исследуемого явления.
Пауссона распределение
одно из важнейших распределений вероятностей случайных величин, принимающих целочисленные значения. Ввиду того, что п.р. описывает распределение дискретных случайных величин, то его можно отображать графически с помощью гистограмм.
Пример распределения Пауссона
p i o,3 i
,где p(k) – вероятность появления события;
k – случайные дискретные события, принимаюшие только положительные значения;
Проективные методики (тесты)
(от лат. projectio – выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты – тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.
Психодиагностика
(от греч. psyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – направление психологических исследований, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций в данный момент. П. имеет ближнюю сферу предвидения развития исследуемых явлений.
Психологическая оценка
соотношение полученных данных в результате психологического обследования с установленными нормами необходимыми и достаточными для достижения приемлемой эффективности в той или иной профессии.
Психопрогностика
(от греч. prognosis – предвидение) – направление психологических исследований, заключающееся в научном предвидении тенденций развития тех или иных психических процессов, протекающих в структуре как отдельной личности, так и групп людей. В настоящее время наметилась тенденция отпочковывания п. от психодиагностики.
Ранг матрицы
наибольшее число линейно-независимых строк (или столбцов) матрицы.
Распределение в математической статистике
одно из основных понятий теории вероятностей, отражающее вероятность принятия какой-либо случайной величины того или иного конкретного значения.
Регрессионный анализ
метод математической статистики, исследующий регрессионные зависимости. Цель р.а. состоит в определении общего вида уравнения регрессии, построения оценок независимых параметров, входящих в уравнение регрессии, и проверке статистических гипотез о регрессии.
Рейтинг
(от англ. rating – оценка, порядок, классификация) – оценка явления субьектом по заданной шкале. Если в качестве субьектов выступают эксперты – имеет место метод экспертных оценок.
Рейтинг-шкала
шкала для количественной фиксации степени выраженности явления на основе экспертных оценок.
Репрезентативность
(от франц. representatif – представляющий собой что-либо, показательный) – в статистике – главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и др.) соответствующим характеристикам генеральной совокупности, которую она представляет.
Респондент
(от англ. respondent – отвечающий) – участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.
Ряды распределения
результат группировки единиц выборочной совокупности по одному количественному признаку с указанием численности каждой группы. Р.р. называются дискретными, если они основаны на прерывно меняющемся группировочном признаке, и интервальными (редуцированными, сведенными в группы), если они основаны на непрерывно изменяющемся признаке. Графическое отображение рядов распределения осуществляется с помощью гистограмм.
Смещение выборки
отклонение структуры выборки от реальной структуры генеральной совокупности.
Статистическая группировка
распределение единиц изучаемого обьекта по однородным группам исходя из существенного для него признака.
(от лат. test – проба, испытание) – кратковременное задание, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные Т. могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.
Тест
Система заданий,позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.
Тест
(от англ. test – задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.
Тестирование
Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:
· выбор теста,
· проведение тестирования,
· интерпретация результатов.
Тестовая батарея
совокупность субтестов (тестовых заданий), направленных на диагностику относительно однородных психических явлений, процессов, обьединенных в один тест, который измеряет различные стороны психики. Наиболее известными тестовыми батареями являются: тест Векслера, батарея тестов общих способностей (GATB), тест интеллекта Амтхауэра (TSI) и др.
шкала наименований (номинальная шкала)
одна из основных шкал в социальных науках, психологии, допускающая группировку разнокачественных явлений, поиск их процентных, вероятностных зависимостей. Пример ш.н. – квантификация типов темпераментов:
1 – сангвиник;
2 – флегматик;
3 – холерик;
4 – меланхолик;
5 – иные значения.
Эта шкала не допускает проведения арифметических, алгебраических действий. Для поиска зависимостей, например, между типами темпераментов и национальностью обследуемых (они также квантифицируются в шкале наименований) могут быть использованы только процентные (вероятностные) зависимости и коэффициенты сопряженности. Эти зависимости бывают содержательны и весьма полезны: связь типов темперамента с национальной принадлежностью, с уровнем дисциплинированности и др.
Шкала отношений
одна из основных шкал измерения, квантификации в психологии, которая отличается от интервальной шкалы точным, вполне конкретным, соизмеримым значением между показателями шкалы, наличием нулевой точки отсчета; ш.о. аналогична шкале натуральных чисел. Квантификация показателей в ш.о. допускает наиболее широкий диапазон применения математических методов. Пример ш.о. – время реакции обследуемого на стимулы, его возраст, количество выполненных однотипных заданий в тесте и др.
Шкала порядка
одна из основных шкал квантификации в социальных науках, психологии, допускающая ранжирование обьектов по степени выраженности у них того или иного свойства, качества. Например, можно ранжировать обследуемых по быстроте выполнения ими тестовых заданий, по степени их дисциплинированности, по выраженности других черт характера. Для поиска количественных связей между параметрами, выраженными в ш.п., применяются коэффициенты ранговой корреляции (Спирмена, Кендалла и др.).