Области применения психодиагностики

Психодиагностические ситуации – ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.

Классификации Шмелева А.Г. и соавторов (1987).

В основе первой лежит критерий использования психодиагностической информации. Выделяется четыре основных типа психодиагностических ситуаций:

1 Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза ил формулировки административного решения. Психодиагност не несет ответственности за диагноз. Области применения: Диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и т.д.

2 Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Область применения: диагностика причин низкой успеваемости, профессиональных успехов и т.д.

3 Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в процессе психологической консультации.

4 Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, самокоррекции и т.д.

Вторая классификация базируется на условиях, в которых производилась разработка теста и «добровольности-принудительности» участия в обследовании.

1 Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2 Участие оплачиваемых обследуемых.

3 Использование теста в условиях запроса обследуемого о помощи.

4 Использование теста в условиях принудительного административного обследования.

Более эвристичной (творческой) представляется классификация, разработанная В.И. Дружининым (1990). Выделяется четыре варианта психодиагностических ситуаций:

Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

В соответствии с этими вариантами определена типология психодиагностических ситуаций:

Тип 1. Ситуация добровольной психологической консультации, например по проблемам семьи и брака. Другой вариант ситуаций этого типа – психологическая профессиональная консультация школьников, третий – консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения.

Тип 2. Ситуации профессионального отбора (за исключением тех случаев, когда отбор осуществляется без желания обследуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследований, от которых никак нельзя уклониться.

Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся высоким уровнем социального контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.

Психодиагностические задачи

Исходя из выше перечисленных классификаций психодиагностических ситуаций можно выделить основные психодиагностические задачи:

· Создание психодиагностических методик.

· Психологическая диагностика индивидуальных особенностей и различий личности для индивидуальной коррекции и самокоррекции.

· Психологическая диагностика профессиональных качеств – профессиональный отбор.

· Психологическая диагностика для постановки психологического диагноза в клинической практике.

Методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и заключений

Типы психологических диагнозов

Типологический диагноз

Классификация методов и методик

Методы психодиагностики (по психометрическим основаниям):

- непсиходиагностические,

- психодиагностические – есть четко обозначенная стандартная шкала измерений,

- экспериментальные.

Универсальные психодиагностические методики

Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза

Профессионально-этические нормы в психодиагностике

Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику

Пользователь-психолог.

А. Знает и применяет на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеет основами дифференциальной психометрии, следит за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно ведет картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Б. Отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Предупреждает возможные ошибки, допускаемые не профессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста.

В. Обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Г. При подборе методик в батарею (программу обследования) руководствуется не субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Д. Параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методик в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. Он поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы.

Е. Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Не имеет права уклоняться от методического стандарта, принятого на определенный период. Все рекомендации и предложения по использованию методики направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики.

Ж. Обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе "личного доверия". Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его информацию. Не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психодиагностики.

З. Хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секретов той или иной психодиагностической методики, на котором основана ее валидность, предупреждает о том, кем и для чего будет использована информация по результатам обследования. Не сообщает при использовании косвенных методик о подлинном предмете диагностики (при тестировании памяти могут быть на самом деле выявлены установки или личностные черты и т.д.).

И. Обязательно рассматривать в ходе обследования наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве.

К. Сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов обо всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных или этических) принципов психодиагностики. Уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики и должен выполнять эту обязанность независимо от должностной субординации.

Наши рекомендации