Общая характеристика коммуникативных и организаторских способностей

Всякая способность – это способность в какой-либо деятельности. Способность включает психические свойства и качества, которые необходимы для деятельности в той или иной области. От уровня развития способностей зависят легкость, скорость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Т.е. способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений и навыков.

Способности – это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности – это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

- систему свойств психики, а не только сознания. Предпосылками ее становления является природные, физиологические и наследственные особенности организма, условиями – социальная среда и уровень ее развития, а доминирующим фактором – потребности, интересы, ценности общества и запросы эпохи;

- прижизненные психические образования, которые продолжают развиваться до преклонного возраста. Нельзя противопоставлять (как и отождествлять) способности знаниям. Последние оказываются источником непрерывного развития способностей. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но и не могут существовать без них;

- реализацию задатков и наклонностей как врожденных предпосылок способностей. Они являются морфологическими, структурными и функциональными особенностями организации центральной нервной системы;

- такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. – насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки [21, c.102].

При­родные, или естественные, способности – в основе своей биологически обуслов­лены, являются общими для человека и животных, непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного – это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формирова­нию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Например, такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации.

Специфически человеческие способности – имеют общественно–исто­рическое происхождение.

Общие способности – способ­ности, свойственны для большинства людей, определяющие успехи чело­века в самых различных видах деятельности и общения. Например, в данную категорию вхо­дят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.

Специальные способности – определяют успехи человека в специфических ви­дах деятельности и общения, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математиче­ские, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные, сценические и др.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уро­вень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное вза­имодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что де­ление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практи­чески каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д., поэтому математические способности могут рассматриваться как общие. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что мы начинаем говорить о наличии у них математического таланта, который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и операций, спо­собности решать чрезвычайно сложные задачи и др. [20, c.63]

Теоретические способности – предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям

Практические способности – предопределяют склон­ность человека к кон­кретным практическим действиям.

Теоретические и практические способности чаще всего не сочетаются друг с другом. Боль­шинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Учебные способности – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Творческие способности – определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др.

Некоторые авторы считают, что учебные спо­собности – это прежде всего общие способности, а творческие – специальные, определяющие успех творчества.

Коммуникативные способности – способности к общению, взаимодействию с людьми.

Предметно-деятельностные способности – способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для разви­тия способностей, они могут быть:

Потенциальные способности – не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные способности – необходимы именно в данный момент и реализуются в кон­кретном виде деятельности [21, c.87].

Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обес­печивает превращение их в актуальные.

Общение – связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Общение – взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц [9, c.44].

Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией. Общение - базовая категория социальной психологии.

Есть два основных подхода: западный и отечественный.
Западный рассматривает общение как коммуникацию, процесс передачи информации в самом широком смысле. Коммуникация включает вербальные и невербальные послания (само сообщение и характеристики голоса, поза, внешний вид и др.)

В отечественной науке коммуникация отличается от общения – два разных понятия, коммуникация шире (возможно получение информации о другом человеке без участия в акте общения). Для отечественных исследователей передача информации не так важна в общении. Есть 4 основных подхода, рассматривающих общение как феномен:

1. Теория отражения Мясищева: «Общение - процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга».

2. Теория Ломова о коллективе: «Общение определяется через жизнь коллектива, это взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива». Общение - более глубокий процесс, чем коммуникация.

3. Концепция личности Ананьева. Теория предполагает, что общение – специфический вид деятельности, главной характеристикой которого является возможность человека строить свои отношения с другими людьми. Общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности участвует в формировании всей психической организации человека. Без общения человек не может сформироваться как личность.

4. Бодалев: «Общение – взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение». Взаимообращение – норма, правила, как нужно взаимодействовать с конкретным человеком. Познается другой человек и сам познающий [9, c. 124].

Коммуникация – это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступлении. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь [14, c. 35].

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Проблемой общения занимаются социологи, философы, психологи, идеологи.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим её основные структурные компоненты.

- предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;

- потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;

- действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении -инициативные и ответные;

- задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения [14, c. 138].

Говоря о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека следует отметить, что они многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно–коммуникативную и аффектно–коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме–передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно–коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Аффективно–коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека [14, c. 73].

Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения [6, c. 81].

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению [9, c. 305].

Организаторские способности – это способности человека к организаторской деятельности. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств способ­ность организовать ученический коллектив, сплотить его, воо­душевить на решение важных задач и способность правильно организовать свою собственную работу [7, c. 160].

При оценке профессиональных способностей следует учитывать психологическую структуру данной профессии, ее профессиограмму. При определении соответствия человека данной профессии необходимо не только разностороннее изучение данной личности научными методами, но и знание компенсаторных возможностей личности [7, c. 203].

Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое качество является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее результат. Даже в рамках одной и той же деятельности человек может обладать различным сочетанием особенностей, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки.

Способности руководителя представляют собой второй блок его характеристик. Они делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения и др.). Нельзя думать, что руководители сплошь высокоодаренные. Американские исследователи выяснили, что наиболее эффективными руководителями оказались не те, которые имеют чрезмерно высокие или низкие показатели интеллекта, а те, у кого они занимают промежуточное положение. Замечена такая закономерность: не все, кто отлично учится, становятся отличными руководителями. Р. Л. Кричевский, отмечая подобные наблюдения, предлагает шире использовать термин нашего психолога Б.М. Теплова, который он употребил в известной классической работе "Ум полководца" – "практический интеллект". Это, конечно, некая противоположность теоретическому (считаемому высоким) интеллекту, способному к большим обобщениям. Однако, по мнению Теплова, "нет ни малейшего основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического" [14, c. 302].

Таким образом коммуникативные и организаторские способности влияют на повседневную жизнь каждого человека. Их отсутствие может весьма ощутимо сказываться на всех сферах деятельности.

1.2 Развитие коммуникативных и организаторских способностей у молодых людей

Организаторские способности – это одна из форм проявления социальной характеристики личности, её общественной активности. Основы организаторских качеств закладываются в дошкольные годы, когда ребёнок учится овладевать различными видами деятельности (игровой, учебной, художественно-речевой и др.). Следовательно, воспитатель, работающий с детьми и родителями, должен обладать общими и специфическими, организаторскими способностями и качествами. Первые включают практичность и глубину ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладания в сложных ситуациях, организованность, наблюдательность, общительность. Что касается вторых – специфических способностей, то особо значимыми для организационной деятельности личностными качествами являются такие, как: организаторское чутье, которое проявляется в интуиции; практический ум как находчивость при распределении заданий среди детей с учетом их индивидуальных психических и физических возможностей; психологический такт – чуткость, внимательность к детям, простота и естественность в обращении, справедливость и объективность.

Проблема развития коммуникативных способностей занимает важное место как в теоретической, так и в прак­тической психологии. Особую значимость она имеет для профессиональной подготовки будущих психологов. Это связано с тем, что многие серьезные трудности в деятель­ности психолога возникают из-за недостаточного владе­ния знаниями, умениями и навыками в области коммуни­кации.

Необходимость развития коммуникативных способ­ностей как профессионально важного качества профес­сий типа «человек-человек» отчетливо осознается пси­хологами (Аминов Н.А., Молоканов М.В., Буртовая Н.Б., Лежнина Л.В., Бодалев А.А., Черанева Е.К., Горюнова Е.М., Грибенко Е.А., Иванова М.В., Юнда А.В.).

Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что коммуникативная компетентность и коммуникатив­ные способности являются одной из базовых, ключевых компетенций, которыми должен обладать психолог–вы­пускник любого образовательного уровня и профиля. То есть будущий специалист–психолог выступает в своей профессиональной деятельности как активный субъект общения. Он должен взаимодействовать с различными людьми, убеждать их в справедливости своих идей, от­стаивать свою профессиональную позицию. Для этого ему необходимы знания основных закономерностей восприя­тия и понимания человека человеком, умения восприни­мать другого человека как личность, умения слушать его и адекватно реагировать, способность влиять на других людей, умение разрешать конфликты, владение не только вербальными средствами общения, но и не вербальными (поза, мимика, жесты) и т.д. Все эти качества и умения, составляют ту часть профессиональной компетенции и мастерства специалиста, которая может быть названа его коммуникативной компетентностью Его структура организаторских способностей предполагает наличие таких качеств как:

1. Общественная энергичность;

2. Практически-психологический ум;

3. Психологическая избирательность;

4. Критичность;

5. Психологический такт;

6. Общий уровень развития;

7. Инициативность;

8. Требовательность;

9. Склонность к организаторской деятельности;

10. Практичность ума;

11. Самостоятельность;

12. Наблюдательность;

13. Самообладание;

14. Общительность;

15. Настойчивость;

16. Активность;

17. Работоспособность;

18. Организованность [13, c.105].

В ряде отечественных и зарубежных исследований обнаруживается связь общих (интеллектуальных) способностей с эффективностью руководства. Основным принципом развития способностей, по мне­нию С.Л. Рубинштейна, является то, что оно совершается по спирали: «…реализация возможности, которая пред­ставляет собой способность одного уровня, открывает но­вые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня» Профессионально–деловые: умение ставить цели и задачи перед коллективом, настойчивость, деловитость, умение видеть новое, сильная воля, решительность, оперативность, способность принимать решения, способность прогнозировать результаты, аналитические способности, творческая направленность в специальной управленческой деятельности, осознанность личной ответственности.

Развитие коммуникативных способностей нельзя представить как линейный процесс последовательного прохождения перечисленных этапов. Организуясь опера­ционные механизмы создают условия для развития функ­циональных механизмов, которые в свою очередь, подни­маясь на новый качественный уровень возможностей, сти­мулируют новые проявления операционных механизмов, их совершенствование и развитие. Однако следует под­черкнуть, что развитие любых способностей происходит в двух направлениях: во-первых, «причастности» отдель­ных способностей к системе деятельности, их интеграции и, во-вторых, приспособлении отдельных способностей к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. вхождение к конкретным, частным проявлениям общих способностей, которые в наибольшей степени социально обусловлены. К ним относятся и коммуникативные спо­собности - умение устанавливать контакты с людьми, слушать собеседника, интерес к людям, такт в отношениях с работниками.

Необходимо также отметить, что одной из основных закономерностей развития способностей, по мнению Б.Г. Ананьева, является «неравномерность изменений и гетерохронность (разновременность) фаз развития пси­хических функций». Данное явление означает, что этот процесс представляется, с одной стороны, равномерным и фазовым, определяемым как возрастными периодами субъекта, так и этапами профессионализации; с другой стороны, отдельные психические функции проявляют по­вышенную активность в своем развитии в разные периоды жизненного и профессионального пути.

Так, развитие коммуникативной сферы личности явля­ется наиболее успешным в студенческом возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сфор­мированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует потенциал для их дальнейшего улучшения и совершенствования. Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следует строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенностей и специфики социализации. В школьном возрасте бывает достаточно обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо использовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентаций [12, c. 93].

Развития коммуникативных способностей, по мнению Е.В. Кукуева, происходит одновременно с развитием мо­тивов вступления людей в общение. В этой зависимости им были выделены пять мотивов развития коммуникатив­ных способностей:

1. Ситуационно–проблемные – основная направлен­ность личности при развитии коммуникативных способ­ностей лежит в сфере разрешения какой-либо конкретной проблемы, или нахождения выхода из какой-либо кон­кретной ситуации.

2. Материальные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере получения материальной прибыли при реализации данных способностей. Основная потребность – материаль­ная выгода.

3. Социальные – основная направленность лично­сти при развитии коммуникативных способностей ле­жит в сфере успешности социальных взаимоотношений. Основная потребность – положительная социальная ста­бильность.

4. Профессиональные – основная направленность лич­ности при развитии коммуникативных способностей ле­жит в сфере успешности профессиональной деятельности, она характеризуется наличием дальних целей. Основная потребность - профессиональная самореализация.

5. Духовные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере личностной самореализации, самоактуализации и самосо­вершенствования [11, c. 96].

Психологические приемы инновационных игр положительно влияют на участников коррекционных групп. Этот вид психокоррекционной работы с людьми должен учитывать возраст, пол, профессию и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, обучение педагогов элементам и приемам актерского мастерства ускоряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в общении с учащимися, гармонизирует их взаимоотношения с окружающими людьми в целом.

Специально для педагогов разработана комплексная программа, предполагающая освоение важнейших особенностей индивидуального экспрессивного репертуара, а также самосовершенствование экспрессии и форм невербального общения.

В программу включены приемы и упражнения, активизирующие направленное осознание различных форм невербальной активности, развивающие «чувства тела», специальные техники самомассажа для снятия напряжения в области «личностных зажимов», а также упражнения для совершенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.

В настоящее время широко практикуются различные формы социально-психологического тренинга, цель которых – обучение психологически грамотному общению родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испытывающих трудности в общении.

При этом специалисты единодушно отмечают, что особые преимущества для диагностики и коррекции трудностей общения появляются в условиях активного социально-психологического обучения и что новые возможности для достижения указанных целей дает видеотренинг, потому что его участники выходят в новое для них пространство – пространство «психической реальности». Последнее обстоятельство создает возможность для реализации различных гуманитарных программ по развитию личности ведущими тренинг специалистами.

Одним из основных направлений работы по снятию психологических трудностей в общении является индивидуальное психологическое консультирование, доверительное диалогическое общение с людьми, у которых не ладятся отношения с субъективно значимыми для них лицами, входящими в их окружение.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем в технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.

Грибенко Е.А. под развитием коммуникативных спо­собностей понимает динамический процесс целенаправ­ленного, поступательного и качественного изменения изу­чаемого феномена в процессе специально организованной учебной деятельности. Это развитие состоит из следую­щих структурных компонентов: когнитивного (коммуни­кативные знания, умения, навыки); мотивационного (на­личие социально-одобряемых мотивов коммуникативной деятельности), самооценочного (оценка себя как субъекта коммуникативной деятельности); эмоционального (тре­вожность учащегося в коммуникативной деятельности как составялюящая его эмоционального состояния); ком­муникативно-деятельностного (личностные особенности учащегося как субъекта коммуникативной деятельности). С целью развития выделенных компонентов коммуника­тивных способностей Грибенко Е.А. предлагает исполь­зовать социально-перцептивные игры. Это эмоционально насыщенная форма деятельности в условиях коммуника­тивной ситуации, направленная на усвоение социально приемлемого коммуникативного опыта, фиксированого в социально закрепленных способах коммуникативной дея­тельности. Данные игры эмоционально насыщены, дают возможность контролировать процесс развития коммуни­кативных способностей и легко вписываются в учебный процесс

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие содержания сообщения [16, c. 120].

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию сообщения. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику [6, c. 74].

Выбор начальнику слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки ив начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза или прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий [6, c. 50]

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

Специфика профессиональной деятельности специалистов в разных областях связана с умением психологически грамотно общаться.

В социально-психологической литературе обычно используется понятие «деловое общение», направленное на обеспечение переговоров, ведения совещаний и официальной переписки, на высокую эффективность публичных выступлений.

С позиций возрастной психологии выделяется период от 18 до 25 лет (юность человека), являющийся периодом, для которого характерна самая высокая степень восприятия. Именно в юности интеллект человека представляет собой еще развивающуюся систему, которая уже функционирует целенаправленно, обладая знаниями и навыками необходимыми для освоения профессии, и так как целостность функциональной основы интеллекта еще не установилась, то познавательная способность находится на высоком уровне, что способствует более успешному профессиональному и интеллектуальному развитию человека. Именно в этот период рекомендуется развивать коммуникативные навыки личности. Так как этот процесс будет сопровождаться целенаправленной деятельностью, то усвоение навыков, в данном случае делового общения, будет происходить наиболее успешно и результативно.

На сегодняшний день существует большое разнообра­зие средств целенаправленного развития коммуникатив­ных способностей студентов-психологов. В основном это тренинги, включающие применение личностно-развива­ющих технологий, а также коллективное активное соци­альное обучение, программы и спецкурсы, реализуемые в процессе вузовского обучения. Анализ описанных нами программ позволяет заключить, что развитие коммуника­тивных способностей будущих психологов это динамич­ный процесс целенаправленого, поступательного и каче­ственного преобразования данного феномена в процессе специально организованной вузовской учебной деятель­ности.

1.

Наши рекомендации