Теоретические аспекты коммуникативных и организаторских способностей

Реферат

Курсовая работа 43 с., 3 таблицы, 2 рисунка, 1 приложение, 27 источников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОБЩЕНИЕ, ЛИДЕРСТВО.

Цель работы – выявить особенности развития коммуникативных и организаторских способностей у молодых людей.

Объект исследования– коммуникативные и организаторские способности.

Предмет исследования – особенности развития коммуникативных и организаторских способности у юношей и девушек.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ изученности способностей в психологии, в частности коммуникативных и организаторских.

2. Изучить коммуникативные и организаторские способности у юношей и девушек, на основе выбранной методики КОС-2.

3. Провести сравнительную характеристику коммуникативных и организаторских способностей между двумя группами испытуемых.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез методологической, социологической и психологической литературы; экспериментальные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование); количественные и качественные оценки полученных результатов.

Элементы новизны: Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств способ­ность организовать ученический коллектив, сплотить его, воо­душевить на решение важных задач и способность правильно организовать свою собственную работу.

Теоретическая и практическая значимость: Данная тема актуальна, так как исследования, проводимые в последние несколько лет показали, что практически для любого вида деятельности главное – владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1.Теоретические аспекты коммуникативных и организаторских способностей. 5

1.1 Общая характеристика коммуникативных и организаторских способностей 5

1.2 Развитие коммуникативных и организаторских способностей у молодых людей 16

2.Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей 32

2.1Организационные этапы, методы эмпирического исследования. 32

2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. 34

2.3 Практические рекомендации совершенствования коммуникативных способностей для молодых людей. 37

Заключение. 39

Список литературы.. 40

Приложение

Введение

В данном курсовом проекте определены понятия коммуникативных и организаторских способностей, отражено влияния развития данных способностей на успешность жизнедеятельности личности в целом, а также некоторые методы развития данных способностей.

Эффективность коммуникации чрезвычайно важна в любой сфере жизни. Например, исследования, проведенные в последние несколько лет, показали, что практически для любого вида деятельности главное при приеме на работу –владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме общения, вопросам развития коммуникативного потенциала, коммуникативных умений посвящено значительное количество исследований. Так, мотивационно-потребностную сторону общения анализировали А. Д. Андреев, Е. В. Каган, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. К. Маркова и др.; механизм социальной перцепции и процессов познания и понимания людьми друг друга А. А. Бодалев, В. Кондратьева, В. А. Лабунская, В. Н. Панферов и др.; различные виды организаторских способностей и конкретных умений общения Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Л. Б. Филонов и др.; характеристики эмпатии, сопереживания, идентификации в процессах общения - Т. П. Гаврилова, Л. Я. Гозман, И.С. Кон и др.; поведенческие особенности коммуникативной активности личности – А. А. Бодалев, А. В. Мудрик, А. С. Золотникова и др.

Данная тема актуальна, так как исследования, проводимые в последние несколько лет показали, что практически для любого вида деятельности главное - владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации. Если человек собирается сделать карьеру в какой-либо сфере бизнеса, промышленности, управления, образования или любой другой, коммуникационные и организаторские навыки будут необходимым условием его успеха. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.

Объект исследования – коммуникативные и организаторские способности.

Предмет исследования – особенности развития коммуникативных и организаторских способности у юношей и девушек.

Цель исследования – выявить особенности развития коммуникативных и организаторских способностей.

Задачи исследования:

1. провести теоретико–методологический анализ изученности способностей в психологии, в частности коммуникативных и организаторских.

2. на основе выбранной методики изучить коммуникативные и организаторские способности у юношей и девушек.

3. провести сравнительную характеристику коммуникативных и организаторских способностей между двумя группами испытуемых.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез методологической, социологической и психологической литературы; экспериментальные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование); количественные и качественные оценки полученных результатов.

Базой исследования стали следующие предприятия города Витебска:

Магазин «5 ЭЛЕМЕНТ» пр. Фрунзе 81, к33А; Производственный цех № 2 и склад готовой продукции СООО «БЕЛВЕСТ» Людникова 6; Студия здоровья «ГРАНТ-ДЕЛАЙ» ул. Ленина 56А.

Теоретическая значимость работы в том, что дано понятие коммуникативных и организаторских способностей, дано представление о коммуникативном и организаторском потенциале и определена их компонентная структура.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных работы в дальнейших научных исследованиях по рассматриваемой проблеме и в практической работе в системе образования.

Таблица 1.2. Оценка коммуникативных и организаторский склонностей респондентов группы В.

Испытуемые группы В, как правило работают на производстве, их трудовой процесс зависит от конкретных физических навыков и умений.

Таблица 1.3 Оценка коммуникативных и организаторский склонностей

Респондентов группы А.

Испытуемые группы А, работают в сфере торговли и менеджмента, коммуникативные навыки – ключевой фактор определяющих успешность их деятельности.

Рисунок 1.1 Средняя оценка коммуникативных и организаторских умений группы В.

По рисунку 1.1 можно видеть, что группа испытуемых В, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Теоретические аспекты коммуникативных и организаторских способностей - student2.ru

Рисунок 1.2 Средняя оценка коммуникативных и организаторских умений группы А.

По рисунку 1.2, мы можем сделать вывод, что группа испытуемых А, получившая оценку 5 обладает высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, участники группы испытывают потребность в общении и активно стремятся к нему, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, настойчивы в деятельности которая их привлекает.

Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что деятельность оказывает влияние на уровень коммуникативных и организационных склонностей.

2.3 Практические рекомендации совершенствования коммуникативных способностей для молодых людей

Сформулируйте проблему. Начните с формулирования проблемы коммуникации. Например: «Проблема: мой шеф всегда поручает самые интересные задания моим сослуживцам, я никогда не говорил об этом, потому что не умею выражать свои чувства».

2. Сформулируйте конкретную цель. Цель конкретна, если ее можно как то измерить и вы сможете сказать, когда она достигнута. Например, чтобы решить поставленную выше проблему, вы можете написать: «Цель: рассказать шефу о моих чувствах по поводу назначения заданий».

3. Определите конкретную процедуру достижения цели. Эта ступень очень важна, так как успешность поведенческих сдвигов требует, чтобы вы сформулировали цель в терминах конкретного поведения, которое вы можете адаптировать или изменить. Например: «Процедура: я буду тренироваться описывать свои чувства. 1) Я определю конкретное чувство, которое я испытываю. 2) Я точно опишу свои эмоции. 3) Я учту то, что вызвало эти чувства. 4) Я буду признавать эти чувства своими. 5) Я активизирую процедуру во время разговора с шефом».

4. Придумайте, как определить, что цель достигнута. Хорошая цель – это цель, которую можно измерить, и четвертый этап в вашей попытке формулирования цели состоит в составлении минимальных требований по определению индикаторов достижения цели. Например: «Тест достижения цели: цель считается достигнутой, если я опишу свои чувства шефу, когда он опять поступит таким образом». После того как вы выполните все четыре этапа процесса постановки цели, возможно, вам захочется, чтобы кто–то другой ознакомился с вашими обязательствами и стал вашим консультантом, наставником, помощником. Тогда вы сможете обсудить ваши успехи с кем-то еще. Лучше всего выбрать кого–то из вашего же класса, потому что ваши одноклассники лучше всего смогут вас понять и помочь.

Деятельность требующая постоянно входить в коммуникацию с другими людьми развивает коммуникативные способности, в отличии от той деятельности где коммуникация с другими людьми сведена к минимуму или имеет не прямой канал к примеру общение через интернет или другие средства связи.

Числу респондентов получившему оценку коммуникативных и организаторских способностей на среднем или нише его уровне рекомендуется повышать свои коммуникативные и организаторские навыки так как для специалистов этого профиля, данные способности являются ключевыми и определяют общую успешность деятельности. Для развития коммуникативных навыков, как для формирования привычки необходимо увеличить число контактов разного рода, взаимодействие с людьми разных сфер (продавец магазина, сосед и т.д.) стараться первым открывать коммуникацию, чтобы это стало привычным и не доставляло дискомфорта.

Заключение

В данном курсовом проекте были определены понятия коммуникативных и организаторских способностей, отражена степень влияния развития данных способностей на успешность жизнедеятельности личности в целом, а так-же некоторые методы развития данных способностей.

Коммуникативные и организаторские способности тесно взаимосвязаны, тем не менее, как мы увидели в проведенном мою исследовании они не редко идут врозь, у индивида может быть ярко выражена одна из них, в то время как другая, казалось бы, и вовсе отсутствует.

Организатор с высокими коммуникативными навыками представляется нам в роли лидера который способен сплотить и вести за собой людей.

Организатор без коммуникативных навыков будет скорее диктатором, суровым надзирателем, он будет отличным производственным механизмом, но из–за низкого развития коммуникативных навыков ему будет трудно строить взаимоотношения с людьми.

Активный коммуникатор без организаторских способностей, будет скорее этаким болтуном, от него мы увидим мало практической пользы, но такой человек будет душой компании, сможет легко выстраивать межличностные взаимоотношения.

Данная тема актуальна, так как исследования, проводимые в последние несколько лет показали, что практически для любого вида деятельности главное – владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации. Если человек собирается сделать карьеру в какой–либо сфере бизнеса, промышленности, управления, образования или любой другой, коммуникационные и организаторские навыки будут необходимым условием его успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 2008

2. Амельков А. А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А. А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.

3. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. - 5-е изд., стер. – Москва: Новое знание, 2009. - 367

4. Бендас Т. В. Психология лидерства: [учебное пособие] / Т. В. Бендас. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 447 с.

5. Васильев, Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] / Н. Н. Васильев. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 282 с.

6. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер К. Вердербер; [пер. с англ. И. Андреевой [и др.]]. – 11-е междунар. изд. – Санкт–Петербург: прайм–ЕВРОЗНАК: Издательский дом Нева, 2008; Москва: ОЛМА–ПРЕСС, 2006. - 318 с.

7. Геберт, Д. Организационная психология. Человек и организация: [пер. с нем.] / Д. Геберт, Розенштиль Л. фон; [науч. ред.: П. К. Власов [и др.]. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2006. – 621 с.

8. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки: пер. с нем. / У. Дик; Улла Дик; [под общ. ред. А. А. Киселевой]. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – 186 с.

9. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 576 c.

10. Имиджелогия: пособие: в 3 ч. Ч. 2: Беларусь и зарубежье: динамика современного имиджирования / [сост. С. В. Гудзик]; М–во образования РБ, УО "Белорус. гос. пед. ун–т им. Максима Танка". – Минск: БГПУ, 2007. – 120 с.

11. Кипнис М. Тренинг коммуникации / М. Кипнис; [худож. М. В. Коновалов]. – Минск: Ось–89, 2010. – 128 с.

12. Кипнис М. Тренинг лидерства / М. Кипнис; [худож. М. В. Коновалов]. – Минск: Ось–89, 2011. – 144 с. :

13. Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак / М. Коццолино; [пер. с итал. О. А. Шипиловой]. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 246 с.

14. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Психология" / А. А. Леонтьев. – 5-е изд., стер. – Москва: Смысл: Академия, 2008. – 365 с

15. Лепеш И. Н. Психология влияния: краткий курс лекций / И. Н. Лепеш; М-во образования РБ, УО "Могилевский гос. ун–т им. А. А. Кулешова". – Могилев: УО "МГУ им. А. А. Кулешова', 2011. – 60 с.

16. Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг: [учебное пособие] / И. А. Мальханова. – Москва: Академический Проект, 2006. – 159 с.

17. Марасанов Г. И. Психология в организационном консультировании / Г. И. Марасанов. – Москва: Когито–Центр, 2009. – 368 с.

18. Поленова Т. П. Школа эффективного общения. Коммуникативные техники, которые всегда работают / Т. П. Поленова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 253 с.

19. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. – Санкт–Петербург: Речь, 2006. – 175 с.

20. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., Новое знание, 2006. - 367с.

21. Шкетик Е.В. Психология коммуникаций и организационное консультирование/ авт-сост. УО «ВГУ им. П. М. Машерова». – Витебск, 2010. – 268 с.

22. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 2006.

23. Мальханова И.А. Коммуникативный тренинг/ Москва: Академический Проект, 2006.

24. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. спец. – 2–е изд. – Москва: Инфра–М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование).

25. Чеховских М. И. Психология делового общения: учебное пособие. – 2–е изд., стер. – Минск : Новое знание, 2008. – 252 с.

26. Дебольский М. Психология делового общения, изд., стер. – Минск М., 2012. – 323 с.

27. Студенческая онлайн библиотека
[Электронный ресурс] / Москва, 2013. – Режим доступа http://studbooks.net Дата доступа: 25.04.2017.

Реферат

Курсовая работа 43 с., 3 таблицы, 2 рисунка, 1 приложение, 27 источников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ОБЩЕНИЕ, ЛИДЕРСТВО.

Цель работы – выявить особенности развития коммуникативных и организаторских способностей у молодых людей.

Объект исследования– коммуникативные и организаторские способности.

Предмет исследования – особенности развития коммуникативных и организаторских способности у юношей и девушек.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ изученности способностей в психологии, в частности коммуникативных и организаторских.

2. Изучить коммуникативные и организаторские способности у юношей и девушек, на основе выбранной методики КОС-2.

3. Провести сравнительную характеристику коммуникативных и организаторских способностей между двумя группами испытуемых.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез методологической, социологической и психологической литературы; экспериментальные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование); количественные и качественные оценки полученных результатов.

Элементы новизны: Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств способ­ность организовать ученический коллектив, сплотить его, воо­душевить на решение важных задач и способность правильно организовать свою собственную работу.

Теоретическая и практическая значимость: Данная тема актуальна, так как исследования, проводимые в последние несколько лет показали, что практически для любого вида деятельности главное – владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1.Теоретические аспекты коммуникативных и организаторских способностей. 5

1.1 Общая характеристика коммуникативных и организаторских способностей 5

1.2 Развитие коммуникативных и организаторских способностей у молодых людей 16

2.Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей 32

2.1Организационные этапы, методы эмпирического исследования. 32

2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования. 34

2.3 Практические рекомендации совершенствования коммуникативных способностей для молодых людей. 37

Заключение. 39

Список литературы.. 40

Приложение

Введение

В данном курсовом проекте определены понятия коммуникативных и организаторских способностей, отражено влияния развития данных способностей на успешность жизнедеятельности личности в целом, а также некоторые методы развития данных способностей.

Эффективность коммуникации чрезвычайно важна в любой сфере жизни. Например, исследования, проведенные в последние несколько лет, показали, что практически для любого вида деятельности главное при приеме на работу –владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме общения, вопросам развития коммуникативного потенциала, коммуникативных умений посвящено значительное количество исследований. Так, мотивационно-потребностную сторону общения анализировали А. Д. Андреев, Е. В. Каган, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. К. Маркова и др.; механизм социальной перцепции и процессов познания и понимания людьми друг друга А. А. Бодалев, В. Кондратьева, В. А. Лабунская, В. Н. Панферов и др.; различные виды организаторских способностей и конкретных умений общения Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Л. Б. Филонов и др.; характеристики эмпатии, сопереживания, идентификации в процессах общения - Т. П. Гаврилова, Л. Я. Гозман, И.С. Кон и др.; поведенческие особенности коммуникативной активности личности – А. А. Бодалев, А. В. Мудрик, А. С. Золотникова и др.

Данная тема актуальна, так как исследования, проводимые в последние несколько лет показали, что практически для любого вида деятельности главное - владеть навыками вербальной и межличностной коммуникации. Если человек собирается сделать карьеру в какой-либо сфере бизнеса, промышленности, управления, образования или любой другой, коммуникационные и организаторские навыки будут необходимым условием его успеха. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.

Объект исследования – коммуникативные и организаторские способности.

Предмет исследования – особенности развития коммуникативных и организаторских способности у юношей и девушек.

Цель исследования – выявить особенности развития коммуникативных и организаторских способностей.

Задачи исследования:

1. провести теоретико–методологический анализ изученности способностей в психологии, в частности коммуникативных и организаторских.

2. на основе выбранной методики изучить коммуникативные и организаторские способности у юношей и девушек.

3. провести сравнительную характеристику коммуникативных и организаторских способностей между двумя группами испытуемых.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез методологической, социологической и психологической литературы; экспериментальные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование); количественные и качественные оценки полученных результатов.

Базой исследования стали следующие предприятия города Витебска:

Магазин «5 ЭЛЕМЕНТ» пр. Фрунзе 81, к33А; Производственный цех № 2 и склад готовой продукции СООО «БЕЛВЕСТ» Людникова 6; Студия здоровья «ГРАНТ-ДЕЛАЙ» ул. Ленина 56А.

Теоретическая значимость работы в том, что дано понятие коммуникативных и организаторских способностей, дано представление о коммуникативном и организаторском потенциале и определена их компонентная структура.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных работы в дальнейших научных исследованиях по рассматриваемой проблеме и в практической работе в системе образования.

Теоретические аспекты коммуникативных и организаторских способностей

Наши рекомендации