Определение коммуникативных и организаторских способностей

Вам необходимо ответить на все вопросы, которые будут пред­ложены.

Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так:

· если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против него знак «+»,

· если же не согласны - знак «-».

Необходимо помнить, что вопросы короткие и не могут содержать всех подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не за­думывайтесь над деталями.

Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предположительным.

Когда вы будете отвечать на любой из предложенных вам вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно со­гласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь про­извести заведомо благоприятное впечатление.

№ п/п Вопрос Ответ Подсказка
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?       Если «да» − «+» Если «нет» − «−»   Если «да» − «+» Если «нет» − «−»   Если «да» − «+» Если «нет» − «−»
Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?  
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?  
Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся крити­ческой ситуации?  
Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?  
Нравится ли вам заниматься общественной работой?  
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с кни­гами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?  
Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших на­мерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?  
Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые зна­чительно старше вас по возрасту?  
Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?  
Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?  
Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?  
Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?  
Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?  
Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?  
Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?  
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и по­беседовать с незнакомым человеком?  
Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?  
Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?  
Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?  
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?  
Возникает ли у вас раздражение, если вам не удастся закон­чить начатое дело?  
Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?  
Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с това­рищами?  
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?  
Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?  
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­ знакомых вам людей?  
Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?  
Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда вне­сти оживление в малознакомую для вас компанию?  
Принимали ли вы в общественной работе в школе участие?  
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых не­ большим количеством людей?  
Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?  
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?  
Охотно ли вы приступаете к организации различных меро­приятий для своих товарищей?  
Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?  
Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?  
Верно ли, что у вас много друзей?  
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при обще­нии с малоизвестными людьми?  
Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих това­рищей?  
Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?  




ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После ответов на все вопросы испытуемым предлагается све­рить их с ключом (дешифратором) и подсчитать количество совпа­дающих с дешифратором ответов по каждому вопросу методики (табл. 3 и 4).

Оценочный коэффициент «К» коммуникативных и организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возмож­ному числу совпадений − 20:

К = Х/20, где К − величина оценочного коэффициента;

X − кол-во совпадений с дешифратором ответов.

Дешифратор коммуникативных способностей

ТАБЛИЦА 3

+ +
+ +
+ +
+ +
+ +  

Дешифратор организаторских способностей

ТАБЛИЦА 4

+ +
+ +
+ +
+ +
+ +

Оценка результатов

Показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до 1.

· Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления организаторских и коммуникативных способ­ностей,

· близкие же к 0 - о низком уровне.

Для более достоверной оценки коммуникативных и организа­торских способностей используется шкала оценок, по которой све­ряются полученные оценочные результаты (табл. 5 и 6).

Шкала оценок коммуникативных способностей

ТАБЛИЦА 5

К Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей
0,10-0,45 Низкий
0,46-0,55 Ниже среднего
0,56-0,65 Средний
0,66-0,75 Высокий
0,76-1,00 Очень высокий

Шкала оценок организаторских способностей

ТАБЛИЦА 6

К Оценка Уровень проявления организаторских способностей
0,20-0,55 Низкий
0,56-0,65 Ниже среднего
0,66-0,70 Средний
0,71-0,80 Высокий
0,81-1,00 Очень высокий

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

· Испытуемые, получившие оценку «1», характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной дея­тельности, а также к организаторской деятельности.

· У испытуемых, получивших оценку «2», развитие коммуника­тивных и организаторских способностей находится на уровне ниже среднего.

они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время на­едине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают труд­ности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не от­стаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.

Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятель­ных решений.

· Для испытуемых, получивших оценку «3», характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способ­ностей.

Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, от­стаивают свое мнение, планируют работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Эта груп­па испытуемых нуждается в дальнейшей, серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуни­кативных способностей.

· Испытуемые, получившие оценку «4», отнесены к группе с вы­соким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей.

Они не теряются в новой обстановке, быстро нахо­дят друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомых, зани­маются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием участвуют в организации общественных мероприятий, способны принять само­стоятельное решение в трудной ситуации.

· Испытуемые, получившие оценку «5», - с наиболее высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способ­ностей.

Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуа­циях, непринужденность поведения в новом коллективе.

Испытуе­мые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаи­вают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товари­щами.

Они легко чувствуют себя в незнакомой компании, любят и умеют организовывать различные игры, коллективные дела, сами умеют находить такую работу.

Примечание. При интерпретации полученных данных следует помнить, что они лишь констатируют наличный уровень развития коммуникативных и органи­заторских способностей в данный момент развития личности. И, если эти резуль­таты тестирования окажутся невысоки, это вовсе не значит, что этих способностей потенциально у человека нет. Просто не были созданы условия для проявления и развития или у самого человека не было настоятельной потребности обрести соот­ветствующие умения.

Наши рекомендации