Структура общения (по Андреевой)

ОБЩЕНИЕ:
Коммуникация (Коммуникативная сторона) Интеракция (Интерактивная сторона) Социальная перцепция (Перцептивная сторона)

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S Структура общения (по Андреевой) - student2.ru S) (взаимного обмена). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительнаяинформация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу включает 5 элементов:

· Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

· Что? (передается) – сообщение

· Как? (осуществляется передача) – канал

· Кому? (направлено сообщение) – Аудитория

· С каким эффектом? – эффективность

Существуют три позиции коммуникатора:

· открытая– коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения;

· отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

· закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная коммуникацияиспользует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую 2 принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачах информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – реципиент) асимметрична.

Структура общения (по Андреевой) - student2.ru

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Мера известной согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер. Диалог ведут между собой личности, обладающими определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

Невербальная коммуникация (от лат. verbalis – устный и лат. cоmmunicatiо – общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению:

· Оптико-кинестетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

— экспрессия (мимика, позы, жесты, походка, физиогномика)

— невербальные действия (грохот, скрип, шуршание)

— кинестетика (рукопожатие, похлопывание, поза, телодвижения)

· Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков.

— Экстралингвистика (паузы, кашель, смех, плач)

— Паралингвистика (интонации, тембр, темп, громкость голоса)

· Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

· Контакт глаз

Наши рекомендации