Понятие и структура общения. Виды, этапы и средства общения

Общение — это одна из основополагающих форм со­циального взаимодействия людей. В структуре любого об­щения (официального или неофициального) выделяют три стороны:

• Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении — это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

• Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

• Перцептивная сторона — это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

• Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

• Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

• Эффект ореола — когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

• Эффект новизны — когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

• Эффект стереотипизации — когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Виды общения:

^ вербальное — невербальное;

^ контактное — дистантное;

^ непосредственное — опосредованное;

^ устное — письменное;

^ межличностное — массовое;

^ частное — официальное (деловое);

^ искреннее — манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

^ принцип качества информации (не ври);

^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

^ выражай мысль ясно и убедительно;

^ умей слушать и понять нужную мысль;

У умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

^ появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

^ ориентировка в целях, в ситуации общения;

^ ориентировка в личности партнера;

^ планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

^ восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

^ корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

— язык — обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

— интонация — благодаря которой слова «Я тебя люб­лю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;

— мимика — движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

— позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

— взгляды, контакты глаз;

— жесты.

Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, инто­наций — 38%, невербального взаимодействия —. 53%.

30. Понятие о конфликте и его функциях. Структура и виды конфликтов

Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.

Конфликт — это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Самые распространенные из конфликтов — это меж­личностные: между супругами, между родителями и деть­ми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.

Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличност­ные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объе­диняет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть доб­ром и злом одновременно.

Функции конфликтов:

• Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.

• Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно­шений.

• Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положе­нием дел.

• Функция эмоциональной разрядки — открытое выраже­ние своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.

• Функция инновации — конфликт как средство творче­ской инициативы, побуждение к обновлению.

• Профилактическая функция — своевременный кон­фликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.

Структурные элементы конфликта:

• Предмет конфликта — это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противо­борство.

• Конфликтная ситуация — совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

• Инцидент — это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.

'Конфликтное поведение — это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дос­тижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

• Разрешение конфликта — это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногла­сие, противодействие, раздор, вражда.

Основные виды конфликтов:

• По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.

• По своей значимости: конструктивные и деструктивные.

• По формам столкновения: открытые и скрытые.

• По масштабам и продолжительности: общие и ло­кальные, кратковременные и затяжные.

• По способам урегулирования: антагонистические и ком­промиссные.

Наши рекомендации