ВОПРОС – 18: Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия. Теории восприятия
ОТВЕТ: восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.
Общая характеристика восприятия. Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Теории распознавания образов. Восприятие как сложный перцептивный процесс.
Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа И01 приятия по И. П. Павлову.
Основные свойства и виды восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные классификации восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение.
Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный тины восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность. Этапы развития восприятия у детей. Работы Б. М. Теплова, А. Н. Запорожца.
Предмет и фон в восприятии. Соотношение объекта и фона. Условия выделения предмета из фона. Легкость выделения предмета из фона.
Взаимоотношение целого и части в восприятии. Особенности восприятия целого и части. Опознавательные признаки предмета. Индивидуальные различия и этапы восприятия.
Восприятие пространства. Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве. Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его отдельные части. Особенности восприятия формы предмета. Механизмы бинокулярного зрения. Восприятие трехмерного пространства и его физиологические механизмы. Понятие о конвергенции и дивергенции глаз. Механизмы ориентации в пространстве.
Восприятие движения и времени. Механизмы восприятия движения. Опыты Э. Маха. Основные теории восприятия движения. Теория В. Вундта. Фн-феномен М. Вертгеймера. Теория восприятия в гештальтпсихологни. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных отрезках. Факторы, определяющие особенности восприятия времени.
· Теория Германа Гельмгольца.
Г. Гельмгольц (1821-1894) – ученый в области экспериментального изучения зрения. Он один из первых создал целостную теорию восприятия. Он утверждал, что восприятие может состоять из множества сведений, полученных опытным путем, которые не представлены непосредственно в стимуле. Те аспекты восприятия, которые не представляют стимул непосредственно, являются, в некотором смысле, дополнениями, которые получают восприятие в соответствии со своим развитием в прошлом опыте.
Гельмгольц писал: «Физические действия, посредством которых мы приходим к суждению, что некоторый предмет некоторого качества находится перед нами в некотором месте, в общем, являются не сознательными действиями, но бессознательными». Наш мозг получает лишь набор нервных импульсов и на основе их мы делаем заключение.
Теория Гельмгольца называется теорией бессознательных умозаключений. Восприятие есть умозаключение, но на бессознательном уровне. Есть образ в представлении (наш прошлый опыт), первичный образ (стимул) и образ в восприятии, который формируется на основе первых двух. Прежний опыт и текущее чувственное ощущение взаимодействуют друг с другом, образуя перцептивный образ.
3 характеристики бессознательных умозаключений:
-Бессознательные умозаключения обычно непредсказуемы. Обычно они проявляются как непреодолимые. Явления типа цветового контраста и единства бинокулярного зрения происходят непосредственно и всегда при данных условиях и их нельзя модифицировать подумав.
-Бессознательные заключения формируются опытом. Эти заключения в начале являются сознательными (за исключением инстинктов) и становятся путем ассоциации и повторения бессознательным умозаключением.
-Бессознательные заключения по своим результатам сходны с сознательными, и , поэтому, являются индуктивными
Современный исследователь Ричард Грегори выдвигает идеи сходные с идеями Гельмгольца. Восприятие не определяется просто совокупностью стимулов, скорее это динамический поиск наилучшей интерпретации данных. Воспринимаемый объект – это возникающая у нас гипотеза, проверенная с помощью сенсорных данных. Грегори говорит, что теория Гельгольца рассчитана в основном на те случаи, где первичные образы выделить трудно, они зашумлены, не однозначны, поэтому для Грегори главным понятием выступает прошлый опыт, который позволяет отобрать существенные признаки.
· Структурализм (Вундт, Титченер).
Задачей структуралистов было выделить чистое ощущение как единицу сознания. Вундт говорил, что выделить чистое ощущение крайне трудно. Титченер разработал технику выделения чистых ощущений – аналитическая интроспекция. Чтобы быть аналитичными, люди должны быть внимательными и точно сообщать лишь ощущения в чистом виде. Мы должны избегать стремления примешивать к сообщению, относящемуся к опытам, лишние сведения. Субъект в этих опытах был активен, но его активность не подчеркивалась. Титченер вводил закон суммации ощущений, согласно которому образ как представление – это сумма ощущений. Следующее положение – положение о прошлом опыте субъекта. Прошлый опыт – это совокупность образов-представлений. Каждый такой образ-представление есть сумма ощущений. Воспринимаемый первичный материал, первичные образы, накладываются на прошлый опыт субъекта и путем такого наложения происходит опознание объекта по его ключевым признакам.
· Восприятие как процесс категоризации. Теория Джерома Брунера.
Для Брунера, восприятие – часть интеллекта.
2 основных положения:
-Восприятие – это процесс категоризации, т.е. отнесения объекта к категории. На организм воздействует некий раздражитель, и он отвечает на него, относя его к соответствующему классу вещей или явлений.
-Восприятие – это процесс принятия решений. На основе набора признаков нервная система должна «решить», чем является раздражитель.
Этапы принятия решения:
1. Первичная категоризация – явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками. На этой стадии»значение» события может ограничиваться только тем, что это «объект», «звук» или «движение». Этот процесс происходит бессознательно.
2. Поиск признаков. Здесь мы ищем дополнительные признаки, которые позволили бы точно отнести объект к какой-либо категории. Если объект хорошо соответствует какой-либо категории, то процесс более точного отнесения стимулов к категории на основе дополнительных признаков может быть также бессознательным. Если соответствие неточно, тогда мы начинаем искать дополнительные признаки, которые помогли бы более точному отнесению объекта.
3. Подтверждающая проверка. Поиск ограничивается кругом признаков, которые могут подтвердить предварительную гипотезу (категорию).
4. Завершение проверки. Внимание к дополнительным признакам уже почти исчезает, и несоответствующие признаки либо отбрасываются, либо блокируются.
Основным для Брунера является понятие прошлого опыта. Прошлый опыт субъекта – это определенный набор устоявшихся категорий. У каждой категории есть своя степень готовности обнаружения, перцептивная готовность. Объект выступает для субъекта как проблеме.
· Экологическая теория восприятия Джеймса Гибсона.
Реальное восприятие – это извлечение субъектом возможностей для его жизни и развития из окружающей среды. В стимуле есть все необходимое для восприятия. Восприятие есть функция стимуляции, а стимуляция функция окружающей среды.
Субъект – это обитатель мира. Он не отягощен какими-либо идеями ( пространства или времени). Гибсон рассматривает человека, его непосредственный опыт. Что получишь из опыта, то твое. Мир – это среда обитания, где есть все необходимое для восприятия. Первичную информацию не следует обогащать, ее нужно различать. В стимуле есть все. Источник восприятия – это свет, который создает рельеф и передает структуру поверхности.
Мир и основные объекты связаны между собой в движении. Сам субъект – это не только сетчатка, это одно единое тело, где сетчатка есть часть тела. Взаимодействуют 2 движущихся источника – субъект и мир.
Гибсон рассматривает не наблюдателя, а обитателя среды и определяет восприятие как активное извлечение важной для субъекта информации из всеобщего светового строя, который упорядочен также как реальные поверхности. Для Гибсона, субъект активен, но в данном случае не выходит за пределы стимульного материала, активность состоит в различении деталей. Чем полнее контраст, чем выше активность субъекта по отношению «добыванию» стимулов, тем этих деталей больше. Гибсон представляет нам процесс восприятия как непосредственный, непроизвольный. Для Гибсона восприятие – это извлечение возможностей. Научение влияет на восприятие не в плане участия памяти, а в том плане, что тренированный субъект способен извлечь больше информации из стимула.