Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия

Более совершенной формой отражения по сравнению с ощущениями является восприятие.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов а явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непо­средственном воздействии этих объектов на органы чувств.

В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных предметов и явлений. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свиде­тельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следо­вателя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эф­фективности их правоохранительной деятельности.

В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора можно назвать следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, обонятель­ные, вкусовые, кинестетические.

Исходя из организации процессов восприятия выделяют произволь­ное (преднамеренное) и непроизвольное восприятие. Как правило, наи­более эффективно произвольное восприятие, называемое также наблю­дением Юристу следует вырабатывать в себе такое производное отдан­ного вида восприятия качество, как наблюдательность.

К свойствам и закономерностям восприятия относятся следующие.

Предметность, целостность, структурность восприятия. В повседневной жизни человека окружают разнообразные явления, пред­меты, наделенные различными свойствами Воспринимая их, мы изуча­ем их в целом. Такое предметное восприятие оказывает регулирующее воздействие на познавательную деятельность человека, на развитие его перцептивных способностей.

Наглядно проявление данной закономерности перцептивной дея­тельности можно проследить при рассматривании рис. 1.1. Пятна, не свя­занные контуром, создают образ собаки (см. рис.1.1,а). Причем мы отли­чаем пятна на теле собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда пятно вообще не является изображением конкретного предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство с каким-то объектом, на­делить его некоторой предметностью, как это, например, имеет место при рассматривании бесформенных пятен теста Г. Роршаха (см. рис. 1.1, б), напоминающим многим испытуемым летучую мышь. В зависимости от особенностей восприятия, личного опыта человека у него подсознательно очень часто происходит своеобразный перебор признаков пятна. Нако­нец, среди них выделяются ведущие признаки и в конце концов в зависи­мости от нашего воображения мы делаем вывод, что пятно напоминает какой-то предмет, например бабочку, летучую мышь и т.д.

Все это, может быть, выглядело бы как просто развлекательные опыты, если бы в жизни, в более сложных условиях практической дея­тельности не проявлялись те же самые закономерности восприятия. На­пример, следователь, осмотрев труп со смертельными повреждениями

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Рис.1. 1 Предмет восприятия

головы, должен исследовать и орудие убийства, изъятое у подозревае­мого, выявить на изъятом предмете основные, ведущие признаки, выде­ляющие его в качестве орудия убийства, с помощью которого причине­на строго определенной конфигурации черепно-мозговая травма. И если следователь видит среди ведущих признаков совсем не те или вовсе не замечает нужные из них, то и результат его поисков будет отрицатель­ным: на орудии преступления не будут обнаружены микроследы-нало­жения, т.е те признаки, на основании которых можно доказать при­частность подозреваемого лица к совершенному преступлению. Эту, ка­залось бы, простую истину, наглядно иллюстрирующую перцептивные истоки некоторых профессиональных ошибок следователя, не следует забывать. На данную закономерность восприятия обращал внимание известный французский психолог Ж. Пиаже, который писал, что «вос­приятие осуществляется не путем копирования или точного измерения, а как бы уподобляется процессу отбора, при котором запечатлеваются не все точки или микросегменты фигуры, а лишь те, на которые пал выбор, в этом случае выбранные элементы или микроэлементы, т.е. те, которым было отдано предпочтение, будут переоцениваться в сравне­нии со всеми остальными».

В отличие от ощущений в результате восприятия складывается це­лостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недо­статке информации стремится сам. восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, что они, к примеру, видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта.

Активность восприятия. Обычно процесс отбора, синтеза при­знаков предмета носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе действует активное организующее начало, подчиняющее себе весь ход познания. Проникая в изучаемое явление, мы по-разному группируем его сенсорные свойства, выделяем необходи­мые связи. Это придает преднамеренный, активный характер воспри­ятию. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов, движение руки при осяза­нии, движение зрачков глаз, перемещение тела в пространстве относи­тельно изучаемого предмета познания. При восприятии знакомых пред­метов перцептивный процесс может быть в той или иной мере свернут.

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека тесно связа­но с его мышлением, поскольку перцептивные образы нередко имеют разное смысловое значение. Мы не только воспринимаем, но и одновре­менно с этим изучаем предмет познания, пытаемся найти объяснение его сущности. «Сознательно воспринять предмет — это значит мыслен­но назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной груп­пе, классу предметов, обобщить его в слове»'.

Осмысленный характер воспринимаемых образов можно проиллю­стрировать графическими рисунками, на которых обычно изображаются так называемые неоднозначные двухмерные фигуры, создающие своеоб­разный эффект «стереографической двусмысленности», вызывающие у зрителя впечатление объема, благодаря чему двухмерное плоскостное изображение превращается в трехмерный объект. Например, в зависи­мости от того, как осмысливаем фигуру (рис. 1.2), как воспринимаем ее, мы по своему желанию видим попеременно то лестницу, спускающуюся вниз, то уступчатый карниз, поднимающийся вверх справа налево. И хотя в том и другом случае проекция изображения на сетчатке глаза остается неизменной, мы видим поперемен­но два совершенно различных объ­емных объекта, имеющих чисто внешнее контурное сходство.

Хорошо прослеживается ак­тивная роль нашего мышления при рассматривании изображе­ния фигуры на рис. 1.3, известной как куб Неккера (по имени ис­ландского ученого, впервые опи­савшего свойства этой фигуры). Небольшим волевым усилием можно произвольно «переворачи­вать» этот куб в пространстве, по­переменно меняя положение его ближней и дальней к зрителю вертикальных плоскостей.

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Рис 1.2. Лестница Шредера

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Рис.1.3. Куб Неккера

Благодаря активной роли нашего мышления, диктующего, что нужно нам видеть, мы начинаем избирательно реагировать именно на те визуальные стимулы, на основе которых и создается определенный, «нужный» нашему сознанию предметный образ, отличающийся от дру­гих перцептивных образов. Таким образом, осмысленный, избиратель­ный перцептивный процесс приводит нас к тому, что образ восприятия переходит в образ сознания (в том числе, как нередко случается, и в ошибочный образ), под воздействием которого мы оказываемся в даль­нейшем, к сожалению, и тогда, когда благодаря этому совершаем досад­ные промахи и ошибки в познавательной деятельности.

Активная роль мышления в процессах восприятия дала основание известному английскому психологу Р.Л. Грегори, посвятившему многие годы изучению закономерностей зрительного восприятия, образно на­звать наш зрительный анализатор «разумным глазом», подчеркнув не­разрывную связь зрительного восприятия с мышлением и обратив вни­мание на регуляцию перцептивной деятельности мыслительными про­цессами. «Восприятие, — писал он, — своего рода мышление. И в вос­приятии, как и в любом виде мышления, достаточно своих неоднознач­ностей, парадоксов, искажений и неопределенностей. Они водят за нос даже самый разумный глаз, поскольку именно они являются причинами ошибок (и сигналами ошибок) как в наиболее конкретном, так и в наи­более абстрактном мышлении».

Благодаря такому механизму восприятия человек нередко, даже не осознавая, видит то, что хочет видеть, а не то, что объективно есть на самом деле. Этим свойством восприятия можно в ряде случаев объяс­нить многие изъяны поисковой деятельности следователя во время ос­мотра места происшествия, когда он «видит» далеко не все то, что необ­ходимо для установления истины. Это подтверждает и проведенный нами анализ нераскрытых дел, связанных с убийствами. Одна из при­чин того, что некоторые тяжкие преступления оказываются нераскры­тыми, лежит именно в отсутствии должной перцептивной организации зрения, в психологической неподготовленности следователя к такому многоплановому восприятию, каким является восприятие обстановки места происшествия.

Существенной стороной осмысленности перцептивной деятельности является вербализация воспринятого. «Процесс восприятия предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности, в частности речь»1.

Вербализация увиденного обостряет восприятие, помогает выделить существенные признаки и их отношения. Пожалуй, нет лучшего способа увидеть объект, чем заставить себя воспроизвести его, используя различ­ные способы. При этом велико значение не только монологической внут­ренней или устной, но и письменной речи. Вот почему требование зако­нодателя о протоколировании следственных действий, изготовлении слепков и оттисков следов, вычерчивании планов и схем имеет под собой не только криминалистическую, но и психологическую основу.

Практика убедительно подтверждает: посредственное качество про­токола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о по­верхностной познавательной деятельности следователя. То есть, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпосылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу.

Организация поля восприятия. Существенное значение в перцеп­тивной стороне познавательной деятельности имеет также организация поля восприятия, благодаря чему отдельные элементы объединяются в единое целое и в результате возникает целостный образ изучаемого объекта.

Человек всегда стремится организовать поле восприятия таким обра­зом, чтобы видеть тот или иной образ, связанный с его прежними пред­ставлениями, некоторыми знакомыми ему предметами, с определенными личными предпочтениями, установками. Иногда это приводит к воссозда­нию некоего синтетического образа, далеко не соответствующего, осо­бенно в деталях, тому реальному предмету, который воспринимается.

Тенденция к мысленной организации зрительного поля положена в основу разработанной в криминалистике методики использования иден­тификационного комплекта рисунков для получения собирательных рисованных портретов разыскивае­мых лиц по показаниям свидетелей с использованием различных фрагментов человеческого лица.

Апперцепция. Данное свойство проявляется в особой зави­симости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов. В течение жизни человек постоянно подвергается воздействию различных стимулов (раздражителей). Постепенно у него накапливается определенный перцептивный опыт взаимодействия с ними,а также предметный, интеллекту­альный опыт определения (узнавания) количественных и качественных характеристик различных раз­дражителей, своего рода банк перцептивных гипотез, позволяющий ему быстро реагировать на действия всевозможных стимулов, своевре­менно выбирая из этого, условно говоря, банка ту из гипотез, которая более всего соответствует качественным характеристикам очередного стимула. С обогащением перцептивного опыта процесс определения ха­рактера раздражителя и выработки реакции на него с последующим принятием решения приобретает все более свернутый характер. И чем богаче такой опыт, чем разнообразнее накопленные перцептивные гипо­тезы, тем быстрее происходит восприятие и опознание стимула.

Простейшим наглядным примером смены перцептивных гипотез в процессе восприятия является чередование зрительных образов, когда мы рассматриваем, например, графические рисунки с так называемой пиктографической двусмысленностью. В первом случае это из­вестный рисунок В. Е. Хилла «Моя жена и теща», на котором попеременно видятся то пожилая, то молодая женщины; на втором рисунке — то лицо индейца, то фигура мальчика-эскимоса в зимней одежде.

Перцептивные гипотезы могут приобретать чувственную форму, и тогда мы видим не столько объект, сколько саму перцептивную гипоте­зу. Не этим ли психологическим феноменом объясняются те очевидные ошибки, когда следователь «видит» на месте происшествия следы не убийства, а самоубийства, хотя фактически материальная обстановка противоречит такому «видению»?

Особенно быстрые ответы и решения приходят на привычные, зна­комые человеку сигналы. Но так бывает далеко не всегда, особенно когда субъект контактирует с новым объектом кратковременно. Вспом­ним, как иногда медленно выбирает свидетель из группы предъявлен­ных ему для опознания лиц. В этой ситуации восприятие людей и сли­чение их с ранее воспринятым образом

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Примеры пиктографической двусмысленности

Рис. 1.4.

разыскиваемого проходит как бы в несколько этапов. Запечатленный в сознании образ прежде вос­принятого человека наряду с другими образами (гипотезами) в ответ на новый стимул (предъявление следователем лиц для опознания) под­тверждается не сразу.

К данному вопросу мы еще вернемся в последнем разделе учебника при рассмотрении психологических особенностей проведения следст­венных действий.

Константность восприятия. Данное свойство состоит в способ­ности перцептивной системы воспринимать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета и т.д., независимо от условий, в которых это происходит Например, под каким бы ракурсом мы ни смотрели на тарелку, независимо от ее про­екции на сетчатку глаза в виде круга или эллипса, она все равно воспри­нимается круглой. Белый лист бумаги и при ярком свете, и в условиях пониженной освещенности воспринимается белым.

Константность восприятия вырабатывается в процессе усвоения че­ловеком жизненного, профессионального опыта. Она является необхо­димым условием его жизнедеятельности, обладая механизмом обратной связи, с помощью которого перцептивная система постоянно подстра­ивается к нужному объекту и условиям его восприятия. Однако кон­стантность сохраняется лишь до определенных пределов. При резком изменении освещения, при воздействии на воспринимаемый предмет контрастного по цвету фона константность может нарушаться, а это, в свою очередь, может приводить к отдельным ошибкам в свидетельских показаниях.

Разрушающее воздействие на константность может оказывать со­стояние эмоциональной напряженности, например аффект. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т.е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета.

Иллюзии. Искажение воспринятых предметов является одной из наиболее интересных проблем, с которой сталкивается следователь во время проведения следственных действий, в процессе оценки показа­ний свидетелей. Так как значительное количество информации участни­ки уголовного процесса получают с помощью зрительного анализатора, наибольшую актуальность приобретают зрительные иллюзии.

Причины иллюзий носят как объективный, так и субъективный ха­рактер. К объективным предпосылкам появления иллюзий относятся: отсутствие контрастности между предметом и фоном, эффект иррадиа­ции, приводящий к тому, что светлые предметы выглядят большими по сравнению с такими же по размеру темными предметами и т.д. Напри­мер, белый квадрат на черном фоне кажется большим, чем такой же квадрат, но на белом фоне (рис. 1.5,а). Совершенно одинаковые по диамеру круги, обрамленные разными по диаметру кружками, кажутся также разными (рис. 1.5,6). Параллельные линии, пересеченные линия­ми, пересекающимися в центре, воспринимаются непараллельными (рис. 1.5,в) и т.п.

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Восприятие. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия - student2.ru

Рис. 1.5. Примеры зрительных иллюзий

К причинам субъективного характера, способствующим появлению иллюзий, следует отнести адаптацию анализаторов, утомление рецепторного механизма и т.п.

Если иллюзии возникают под влиянием реально воздействующих сенсорных раздражителей, но ошибочно расшифрованных нашими ана­лизаторами, то это галлюцинации — результат патологических наруше­ний перцептивных процессов, приводящих к тому, что возникновение образов не обусловлено в данный момент воздействием каких бы то ни было объектов на рецепторы.

3.Особенности восприятия различных объектов. Основные факторы, влияющие положительно или отрицатель­но на восприятие сложных объектов.

Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материаль­ных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анали­заторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение предметов в про­странстве.

Поскольку 90% информации мы получаем с помощью зрения, рас­смотрим некоторые особенности зрительного восприятия предметов. Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предме­тов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит разверну­тый, осмысленный характер (сукцессивное узнавание). Иногда свидете­лю удается запомнить характерные опорные признаки предметов, людей, например отдельные броские черты, дефекты лица. И прежде чем ему предъявят для опознания людей, он может назвать эти призна­ки. Но так бывает далеко не всегда.

В процессе восприятия зрачок глаза совершает как бы ощупываю­щие предмет мелкие движения, останавливаясь на его различных точ­ках, выделяя смысловые центры. В основе механизма восприятия лежит свойство нашего зрительного анализатора при строго неподвижном фиксированном положении зрачка через 1—2 с утрачивать полученное изображение на сетчатке глаза. Поэтому зрачок самопроизвольно нахо­дится в постоянном движении, перемещая тем самым проекцию отража­емого объекта по различным смежным участкам сетчатки. Это первый вид движения глаза. Второй вид проявляется в более крупных движени­ях глаза с одной информативной точки на другую, напоминая скачкооб­разные (саккадические) или плавные (дрейфовые) перемещения.

Поскольку движение глаз, сопровождающее перцептивную дея­тельность, тесно связано с мышлением, наблюдение за человеком с «бе­гающими глазами» может подсказать следователю об активизации зри­тельного восприятия, мыслительных процессов, связанных с той ситуа­цией, в которой оказался субъект, подозреваемый в даче ложных пока­заний при предъявлении изобличающих его доказательств. Многопредметность восприятия, стремление в ограниченный отрезок времени «схватить» главные, существенные признаки предъявленных доказа­тельств, поведение самого следователя могут вызвать у такого лица ус­коренное движение зрачков глаз. Все это может свидетельствовать о его повышенном интересе к возникшей в кабинете следователя ситуа­ции, о его личной заинтересованности в результатах расследования.

При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направ­ление взора с выделением наиболее важных «узлов» и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора.

Чтобы больше расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет отно­сительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, кото­рые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетичес­кой точки зрения криминалистических объектов.

Основными факторами, влияющими положительно или отрицатель­но на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия, являются:

1. перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности;

2. сюжетное осмысление им возникшей ситуации;

3. объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия;

4. опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления.

Анализируя воспринятые свидетелем различные события, мы также наблюдаем воздействие на его перцептивные процессы перечис­ленных выше закономерностей, что иногда приводит к полным или час­тичным искажениям (иллюзиям).

Например, по одному уголовному делу об автопроисшествии разыс­кивалась автомашина, на которой вечером был совершен наезд на людей. Очевидец события некто Н., смотревшая вслед удалявшейся на большой скорости с места происшествия машине, утверждала, что это был «грузовик с прицепом в виде фургона, покрытого брезентом». В ре­зультате кропотливой розыскной работы установили автомашину, на которой действительно был совершен наезд, однако никакого прицепа у нее не было. Только благодаря тому, что следователь критически отне­сся к показаниям свидетельницы, допустив возможность искажения ее зрительного восприятия, дело не зашло в тупик. Осматривались не только грузовые автомашины с прицепами, но и подобного типа машины без прицепов. В последующем свидетельница объяснила ошибку своего восприятия тем, что «хлопающий на ветру сзади кузова быстро ехавшей машины брезент тента» создал у нее искаженное представление о том, что машина была с прицепом. Подобных примеров следственная прак­тика знает немало. Это, по существу, те «поразительные эффекты зри­тельных искажений, которые не нарастают, а возникают мгновенно. Они необычайно реалистичны, практически неизменны при повторени­ях и почти одинаковы для всех, кто их когда-либо наблюдал».

Говоря о восприятии объектов, следует также упомянуть еще и об ис­кажающем влиянии фона как на конфигурацию, так и на цвет предмета.

Восприятие пространства. Более сложным видом перцептивной деятельности, по сравнению с восприятием отдельных предметов, явля­ется восприятие пространства, которое включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относитель­но друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка простран­ственных координат движущихся объектов имеет исключительно важ­ное значение.

В основе пространственного восприятия лежит деятельность вестибулярного, глазодвигательного аппаратов, участие бинокуляр­ного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от све­дения зрительных осей на фиксируемом предмете (конвергенция) и ощущения от изменения преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны (аккомодация). Также актив­ную роль в восприятии пространства в сочетании со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические ана­лизаторы. Большое влияние на точность пространственного воспри­ятия оказывает опыт.

Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помо­щью которой мы как бы расчленяем пространство на его составные эле­менты и затем оцениваем их в отдельности. Поэтому, когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно вос­пользоваться этой системой, предложив ему последовательно опреде­лить расстояние до отдельных точек, а уж затем, суммировав данные анализа, попытаться определить искомую величину.

Также большое значение для восприятия пространства имеют: по­ложение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, нали­чие теней на предметах способствует более точному восприятию. Рас­положение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по срав­нению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его дви­жения при прочих равных условиях может привести к большему иска­жению пространственного восприятия движущегося объекта.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека после­довательности, длительности, скоротечности явлений действительнос­ти. Это, наконец, ориентировка человека в самом времени. В основе восприятия времени лежат ритмические процессы жизнедеятельности организма.

На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы: перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовнос­ти его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядочен­ность событий самим субъектом с использованием определенной после­довательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъек­та признаками. Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в каче­стве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражи­тель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшест­вующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом'. Это свой­ство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдален­ных от момента допроса.

Значительное влияние на восприятие продолжительности какого-либо события во времени также может оказать степень занятости субъ­екта в данный временной интервал. Время, заполненное активной дея­тельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожида­нии неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых мотивов, воспринимается более коротким.

Также меняется восприятие продолжительности времени в зависи­мости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, прояв­ляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в их показаниях.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие време­ни свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмо­циональной, психической напряженности, что также оказывает иска­жающее влияние на оценку продолжительности события. Подобное можно наблюдать, например, при допросе обвиняемого, который нахо­дился в момент совершения преступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать разработанный в психологии прием оценки времени по методу воспроизведения. В этих случаях в ходе следственного эксперимента обвиняемому (потерпевшему, свиде­телю) предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирова­ние. Оценивая данный метод, следует сказать, что он хотя и точнее обычной количественной оценки субъектом продолжительности собы­тий, но все же не исключает ошибок, которые могут колебаться в пре­делах 12—28%.

Иногда при расследовании преступлений, связанных с применени­ем огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интерва­лы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать вре­менную оценку интервалов, мы нередко сталкиваемся с существенными искажениями в оценках их длительности. В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени.

Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, прак­тически не воспринимаются. При интервалах в 0,5—1 с границы вы­стрелов и интервал образуют единство И лишь при интервалах свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала. Наряду с этими эм­пирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные — недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее пер­вого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные вы­сокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограничен­ные низкими звуками1. Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точнос­тью определить интервалы между выстрелами, следует не только попро­сить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хроно­метрированием следователем его действий. Практика показывает, что оценки интервалов свидетелем в первом и втором случаях будут суще­ственно отличаться друг от друга.

По одному уголовном уделу важно было установить интервал между двумя выстрелами. Допрошенный по делу свидетель А. заявил, что он слышал два выстрела, похожих на хлопки, с интервалом в 20— 30 с. Когда же следователь предложил ему постукиванием воспроизвес­ти услышанные хлопки выстрелов, оказалось, что интервал между ними не превышал и 5 с. Следовательно, метод воспроизведения оказался точнее в 4—6 раз метода количественной оценки интервалов. В связи с этой особенностью некоторые авторы рекомендуют: прежде чем зада­вать вопрос о продолжительности интервала, предложить свидетелю постукиванием обозначить границы интервала с одновременной фикса­цией его в единицах времени2.

Восприятие движения — это отражение в сознании человека из­менений положения предмета в пространстве: его скорости, ускорения и направления. Поскольку восприятие движения в своей основе имеет восприятие предметов и пространства, то в нем участвуют те же анали­заторы (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.).

Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способ­ностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем слу­чае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения и по нему уже дается оценка скорости. С этим явлением следователь сталкивается при расследовании автопроисшествий. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомашины по результатам аварии и той динамич­ной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформиро­ванный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку оши­бочным умозаключениям.

Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов. Ответы на эти во­просы объяснят причины его возможных ошибок в показаниях о скорос­ти движения транспорта.

Не полагаясь целиком на метод количественной оценки, можно при­бегнуть к методу сравнения. Во время следственного эксперимента во­дителю предлагается ехать определенное расстояние сначала со скорос­тью 10,затем 20, 30, 40 и т д. километров в час. Сравнивая скорости движения, свидетель может определить, в какой момент скорость маши­ны примерно соответствует той скорости, с которой она ехала раньше.

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обу­словливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний сле­дователем, судом.

К тому, как проявляются закономерности перцептивных процессов, мы еще вернемся при рассмотрении психологических особенностей проведения следственных (судебных) действий, таких, как осмотр места происшествия, предъявление для опознания и некоторые другие в последнем разделе нашего учебника

ГЛОССАРИЙ

Наименование понятия Его содержание
Ощущение это элементарный психический позна­вательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состо­яния собственного организма человеком.  
Чувствительность анализатора это способность психики к от­ражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точ­ностью.
Анализатор это сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей. Анализатор состоит: из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс; проводящих путей в виде центростремительных и цент­робежных нервов; корковых отделов головного мозга, в которых происходит переработка нервных импульсов.
Нижний абсолютный порог чувствительности минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение.
Верхний абсолютный порог чувст­вительности максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю.
Сенсорный эффект это ощущение сен­сорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет.
контрастом ощущений это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (напри­мер, последовательный контраст вкусовых ощущений). Иногда кон­трастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях.
  Восприятие это психический процесс отражения предметов а явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непо­средственном воздействии этих объектов на органы чувств.  
Иллюзии. Это искажение воспринятых предметов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое ощущение и восприятие? В чем их сходство и различие?

2. Виды ощущении, их основные свойства.

3. Виды восприятия, основные свойства, закономерности восприятия.

4.Основные факторы, влияющие положительно или отрицатель­но на восприятие сложных объектов.

5. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности юриста.

БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Контролируемая самостоятельная работа

Т.Н. ЦВИРКО

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОЯВЛЯЕМЫЕ В ПРАВОВОМ ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

(память, мышление, воображение, внимание).

Психология личности в юридической практике.

Минск НО ООО «БИП-С» 2005

Тема «ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОЯВЛЯЕМЫЕ В ПРАВОВОМ ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА» входит в программу курса «Психология личности в юридической практике».

Цель изучения данной темы состоит в том, чтобы дать студентам теоретические знания и четкое представление о психических познавательных процессах и их закономерностях, проявляемых в правовом поведении человека.

ПЛАН

Память.

Наши рекомендации