Динамика групповой психокоррекции детей с задержкой психического развития
Фаза | Задачи | Психотехнические приемы | Субъект психокоррекции |
Установочная | 1. Образование группы как целого. 2. Формирование положительного настроя на занятие. 3. Диагностика поведения и особенностей общения детей | Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры | Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза |
Подготовительная | 1. Структурирование группы. 2. Формирование активности и самостоятельности 3. Формирование эмоциональной поддержки членами группы | Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения | Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрально-органического генеза со сниженным социальным опытом — игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта –сюжетно-ролевые игры |
Реконструктивная | 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект. 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях | Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций | Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей |
Закрепляющая | 1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношения к себе и окружающим | Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми | Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами |
На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики нами были разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР (табл. 24).
Психотехнические приемы | Радикалы для психологического наблюдения | Критерии эффективности занятий |
Занятие 1.Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия. Игра 1. «Знакомство с воздушными шарами». Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена. Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает. | Отношение ребенка к занятию Коммуникативные навыки Спонтанность поведения Эмоциональные реакции на препятствия Предпочтения в выборе партнера Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам). | Спонтанное, естественное поведение ребенка Проявление активности на этапе занятий Положительный эмоциональный фон в процессе занятий Проявление выраженного интереса к занятию Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии |
Занятие 2.Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности. Игра I. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра 2. Создание коллективного рисунка Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается | Включенность ребенка в процесс занятий. Естественность поведения детей В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям | |
Занятие 3. Цель: формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы. Игра 1. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон». Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. | Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов труппы Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога | Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы |
Занятие 4.Цель: формирование навыков самоконтроля взаимодействия. Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача— пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. | Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля | Интерес детей к занятию Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов |
Занятие 5.Цель: развитие воображение. Закрепление спонтанности поведения. Снятие напряжения. Психолог предлагает детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадывают правильно, выступают в роли ведущего и выбирают следующего участника. Игра 2. «Изображение неодушевленных предметов» Игра проводится в той же последовательности, что и предыдущая. Игра 3. Коллективное изображение животных. Участвуют 2-3 ребенка, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре | Особенности эмоционального реагирования ребенка при выполнении задания Предпочтения детей при выборе пары Особенности поведения детей (естественность, непринужденность общения.) Способы группового взаимодействия | Активное участие ребенка при выполнение заданий. Положительный эмоциональный фон. Проявление инициативы |
Занятие 6.Цель: переработка и отреагирование негативных эмоций Приветствие. Разминка. Игра I. «Страшные сказки» Дети рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю». Игра 2. «Коллективная страшная сказка» Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психолог называет первые словa, например: «Однажды...» Ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т. д. Игра 3. Рисование страхов Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается. | Содержательный анализ страхов детей Проследить и проанализировать реакции детей на конфликт, особенности отреагирования негативных переживаний, эмоциональную палитру чувств ребенка | Активное включение ребенка в роль. Проявление позитивных эмоций. Благоприятный эмоциональный фон |
Занятие7. Цель: переработка, отреагирование страхов Игра 1. «Я иду по тонкому мосту» Игра 2. «Мальчик и разбойник» Игра 3. «Я пройду в темноте один» Игра 4. «Мой страшный день в жизни». Дети в группе поочередно обыгрывают «страшные ситуации» | Реакции ребенка. Отношение к членам группы. Оцениваются воображение, способность к саморасслаблению, восприятие и оценка членов группы каждым ребенком | Отсутствие негативных аффективных и поведенческих реакций Проявление активности, самостоятельности Спонтанное, свободное поведении. |
Занятие 8.Цель: формирование у ребенка адекватного отношения к себе. Игра 1. «Наши чувства». Детям предлагается выбрать чувства (их проявления), которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, веселый и пр. Игра 2. «Как мы дышим» (на релаксацию) Игра 3. «Я скульптор». Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями. Игра 4. «Когда я стану взрослым». Каждый ребенок рисует себя в будущем, а группа должна угадать, кто кем хочет быть». Игра 5. «Нарисуй себя и свою группу» | Реакции ребенка. Отношение к членам группы. Оцениваются воображение, способность к саморасслаблению, восприятие и оценка членов группы каждым ребенком. | Успешное выполнение заданий указывает на эффективность психо-коррекционного процесса. |
Занятие 9. Цель: проигрывание ситуаций последних занятий. Создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания. Игра 1. «Пожелания друг другу». Дети располагаются в круге и, кидая шар друг другу, одновременно высказывают пожелания, приглашения в гости, на совместную прогулку и пр. | Эмоциональное состояние детей Особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий Планируются дальнейшие формы психологической помощи для каждого ребенка (консультирование, психологическая поддержка и пр.) |
Следует подчеркнуть, что представленная план-схема занятий является своеобразным каркасом, на котором психолог может успешно проводить собственные «отделочные работы», но с учетом основных целей занятий. Психологом может быть использована содержательная характеристика занятий, но количество занятий зависит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.
Опыт нашей работы показал целесообразность проведения групповых занятий с детьми с ЗПР с включением сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций.
Для детей с ЗПР с выраженными межличностными и смешанными конфликтами рекомендуется проводить психорегулирующие тренировки, разработанные нами (И. И. Мамайчук, 1987).
Основными целями этих занятий являются:
• смягчение эмоционального дискомфорта;
• формирование приемов релаксации;
• развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.
Еще в конце XIX века многие клиницисты и психологи обратили внимание на эффективность самовнушения и возможность его использования как метода психотерапии (В. М. Бехтерев, 1908; Э. Куэ, 1929; и др.). Немецкий врач-психоневролог Иоганнес Щульц в начале прошлого столетия, посетив Индию, ввел в клиническую практику разработанную им методику аутогенной тренировки, которая в последующем была много раз модифицирована и пользуется большой популярностью в настоящее время. В основе аутогенной тренировки (AT) лежит самовнушение. Действие самовнушения возможно лишь при определенных физиологических условиях мышечного расслабления и некоторого снижения уровня бодрствования мозга, в связи с чем формируются так называемые «зоны раппорта», дающие возможность активного применения словесных формулировок. В силу возникающих при мышечной релаксации расширения сосудов, ослабления бодрствования, самоинструкция получает на фоне преобладания тормозных процессов в коре головного мозга необходимое влияние на всю кору, на ретикулярную формацию ствола мозга, на нижележащие элементы, вегетативные процессы и на весь организм в целом. Этим объясняется возможность с помощью аутогенной тренировки при соответствующем опыте обучения влиять на психологическое состояние человека (например, улучшить настроение), так и на вегетативно- сосудистые проявления, регуляцию артериального давления и на энергетический уровень организма. AT можно использовать не только как самостоятельную психотерапевтическую методику, но и сочетать с другими методами.
Шульц предложил следующие шесть формул AT:
Подготовительная формула: «Я совершенно спокоен».
Формула 1: «Моя правая (левая) рука, (нога) тяжелая, обе руки и ноги тяжелые».
Формула 2: «Моя правая (левая) рука, (нога) теплая, руки и ноги теплые».
Формула 3: «Сердце бьется ровно и мощно».
Формула 4: «Дыхание совершенно спокойно».
Формула 5: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
Формула 6: «Мой лоб приятно прохладен».
Формулы упражнений произносятся психологом. Обучающиеся должны мысленно повторять их несколько раз вслед за психологом.
Тяжелая рука. Начинать это упражнение следует с правой руки у правшей, у левшей — с левой руки. Добившись ощущения тяжести в одной руке, пациенты на следующих занятиях таким же образом добиваются ощущения тяжести во второй руке, а затем в двух руках одновременно. Также реализуется упражнение с ощущением тяжести в ногах, вначале поочередно, а затем — одновременно. Окончательная формулировка упражнения: «Мои руки и ноги стали совсем тяжелыми».
Рука теплая. Кратко диктуется формула первого упражнения: «Мои руки и ноги стали совсем тяжелыми». Затем разучивается второе упражнение со словесной формулой, внушающей тепло, в той же последовательности, как и первое упражнение. Окончательная формулировка, завершающая первые два упражнения: «Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми».
Сердце. Повторяется предыдущая формула. После нее пациенты вслед за психологом повторяют про себя: «Мое сердце бьется мощно и ровно», представляя себе соответствующие ощущения, обязательно окрашенные приятными эмоциями.
Упражнение «Дыхание совершенно спокойно» — осваивается так же, как и предыдущее. Оно направлено на нормализацию дыхательного ритма.
Упражнение «Мое солнечное сплетение излучает тепло» усваивается труднее и требует больше внимания и времени. Оно реализуется лучше, если проглотить слюну и полностью положить правую ладонь на солнечное сплетение, ощущая тепло непосредственно под ладонью.
Упражнение «Мой лоб приятно прохладен» выполняется путем представления прохладного ветерка, овевающего лоб и виски.
Каждый сеанс Шульц рекомендует проводить в течение 20—30 минут и затем на вдохе, по указанию психолога «Открыть глаза» выйти из состояния аутогенного погружения. Шульц подчеркивает обязательную последовательность упражнений (Й. Шульц, 1985).
Аутогенные тренировки успешно используются не только в медицине, но и педагогике.
Л. Е. Шварц предложил использовать методику релаксации в педагогических целях. Систематические наблюдения автора показали, что при проведении сеансов групповой релаксации школьников под руководством педагога достаточно двух-трех подготовительных занятий, после чего можно использовать состояние расслабления ученика для «ввода учебной информации или формул воспитательного содержания». Продолжительность первых двух сеансов по методике Шварца длилась от 30 до 35 минут.
Представленные автором формулы вполне доступны для детей с ЗПР и успешно используются нами при проведении психорегулирующих тренировок с ними.
Занятия по психорегулирующей тренировке (ПРТ) проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день, с небольшой (до 5 человек) группой. Основные требования к организации занятий ПРТ:
• Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваться, защищено от внешних шумов. Освещение помещения не должно быть слишком ярким. В помещении должны быть установлены мягкие кресла с высокими подлокотниками. Желательно, чтобы, кроме кресел, были специальные кушетки для занятий в положении лежа.
• Время занятий следует подобрать так, чтобы они проводились не раньше чем спустя 2—3 часа после еды. Продолжительность каждого занятия — 30—40 минут, включая последующее заполнение дневников-отчетов. На первых занятиях дети выполняют меньшее число упражнений, но каждое упражнение выполняется дольше. Таким образом, общая продолжительность занятий остается неизменной.
• Продолжительность курса зависит от индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР.
Опыт нашей работы показывает, что продолжительность курса может составлять от 15 до 45 занятий. Частота занятий зависит от конкретных условий. В рамках психологической консультации эти занятия проводятся реже, чем непосредственно в школе.
В процессе занятий обязательно используется звуковое сопровождение (как правило, магнитофонные записи). Сразу после каждого занятия занимающиеся получают домашнее задание и заполняют дневники-отчеты. Отчеты являются важнейшим средством контроля психолога за состоянием и успехами занимающихся. Кроме дневников-отчетов, необходимы объективные наблюдения психолога за состоянием каждого ребенка и сопоставление их с самоотчетами. Требования к специалисту-психологу.
Психолог осуществляет отбор занимающихся и руководит занятиями. Новые упражнения осваиваются занимающимися только под руководством психолога. В процессе проведения занятий словесные формулы должны произносится достаточно четко. Высокие требования предъявляются к интонации голоса психолога. Это могут быть повелительные и успокаивающие интонации. Красочность, убедительность и образность речи психолога является важным моментом в процессе занятий. Не следует допускать резкий директивный тон. Нежелательно зачитывать формулы по написанному тексту. Психолог должен быть предельно искренним и переживать содержание занятий вместе со своими подопечными
Психорегулирующие тренировки состоят из четырех этапов: установочный, успокаивающий, обучающий и восстанавливающий.
На первых занятиях установочного этапа психолог рассказывает детям о целях и задачах ПРТ, о ее значении в регуляции поведения человека в экстремальных условиях. Примеры должны быть убедительными. Рекомендуется предложить детям задать вопросы, рассказать о том, что они сами знают о резервных возможностях психики человека, о йогах, медитациях и пр. Содержание установочной беседы зависит от возраста и индивидуально-психологических особенностей членов группы.
На следующих занятиях демонстрируются таблицы-схемы, проекции частей тела в коре головного мозга. Обращается их внимание на то, что руки занимают непропорционально много места в кортикальном представительстве тела. Это указывает на то, что лицо и рука посылают в мозг наибольшее количество сигналов. Большее число сигналов обусловливает более сильное возбуждение мозга и наоборот, поскольку между телом и мозгом существует тесная связь. Эта связь двухсторонняя, и человек способен добиться успокоения, управляя своей мускулатурой. Это доступно каждому.
На следующих занятиях установочного этапа мы обучаем детей с, ЗПР прогрессивной мышечной релаксации по методу Джекобсона. Цель метода — произвольное расслабление поперечно-полосатых мышц в покое. Обучение этому методу проводится в три этапа.
Основной целью первого этапа является обучение больного с ЗПР осознавать и чувствовать даже слабое мышечное напряжение и целенаправленно расслаблять мышцы-сгибатели.
Упражнение: предложить больному в положении лежа на спине сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, резко напрягая мышцы рук, затем резко их расслабляя. Повторять упражнение несколько раз.
Затем продолжать обучать расслаблению мышц шеи, туловища, плечевого пояса, ног, после этого — мышц лица, глаз, гортани.
На втором этапе проводится обучение дифференцированной релаксации. Например, ребенок учится тренировать расслабленные мышцы в процессе чтения, письма и других занятий, в положении сидя расслаблять мускулатуру.
На третьем этапе ребенка с ЗПР обучают наблюдать за собой в повседневной жизни и отмечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении. Рекомендуется целенаправленно уменьшать, а затем снимать локальное напряжение мышц.
Следует подчеркнуть, что овладение методом прогрессивной мышечной релаксации вызывает у многих школьников с ЗПР существенные затруднения. В связи с этим не рекомендуется требовать от ребенка полного овладения этим методом. Основной целью этих занятий является формирование у ребенка положительной установки на ПРТ, а также диагностика его способности к саморегуляции. Опыт нашей работы показал целесообразность использования этого метода на занятиях лечебной гимнастики.
После установочного этапа начинается второй, успокаивающий этап. В процессе этого этапа используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Многочисленные исследования психологов показали, что сильное физиологическое воздействие на организм оказывают хорошо известные классические и народные мелодии (Л. Я. Дорфман, 1981; Л. О. Брусиловский, 1979; В. Ю. Завьялов, 1995; Е. И. Рогов, 1996; и др.).
Опыт нашей работы показал, что для снятия психического напряжения целесообразно использовать такие музыкальные произведения, как «Сладкая греза» Чайковского, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Фантазия-экспромт» Шопена, романс Шостаковича к кинофильму «Овод», «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена и др. Рогов рекомендует подбирать музыкальные произведения в зависимости от состояния ребенка или подростка (Е. И. Рогов, 1996).
Психолог предлагает детям удобно расположиться в кресле, закрыть глаза и расслабиться, прослушав музыкальное произведение. В нашей практике мы чаще используем «Лунную сонату». На фоне расслабляющий музыки психолог спокойным голосом говорит детям: «Вы спокойны, вы совершенно спокойны... Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря... Мягкий, теплый ветерок овевает ваше лицо... Море синее, синее... Вода теплая... Вы лежите на теплом песке, он согревает вас... Вам легко и приятно, легко и приятно, легко и спокойно... спокойно».
Не рекомендуется, чтобы занимающиеся засыпали на занятии, что наблюдается у высоко внушаемых детей, особенно с психофизическим инфантилизмом. Им можно предложить зрительно-музыкальные стимулы, также направленные на снятие напряжения и создание позитивных установок на последующие занятия. С этой целью используются специально подобранные нами изображения природы (лес, поле, морской прибой и др.), которые представляются на экране на фоне специальной расслабляющей музыки.
Чем младше ребенок, тем сложнее поддерживать у него интерес к упражнениям. Важным принципом психорегулирующей тренировки является создание игровой ситуации в процессе занятий (для этого проводятся, например, занятия вместе с куклой, игра в сказку и т. п.) У детей старшего возраста, особенно подросткового, на первый план выступает стимулирование потребности быть самостоятельным, волевым, здоровым. Психолог рассказывает детям о значении психорегулирующей тренировки, о ее применении в спорте, в космонавтике, в профессиях, связанных с высоким нервно-психическим напряжением. Следующий важный принцип — это создание положительного эмоционально-волевого настроя к занятиям.
Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25—30 минут. Задача успокаивающего этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интерес к занятию и расслабляется. На фоне музыки ему предлагаются упражнения на общее успокоение с традиционными формулами (например: «Я совершенно спокоен, меня ничто не тревожит. Мышцы моего тела все больше и больше расслабляются»). Детям предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием. После каждого занятия каждому ребенку предлагаются карточки с изображением лица с различной мимикой (грусть, радость, удивление, задумчивость). Ребенок должен выбрать карточку, которая соответствовала бы его настроению после занятия. Для подростков с ЗПР используются полярные определения:
веселый — грустный;
спокойный — взволнованный;
теплый — холодный;
ясный — мрачный.
Подросток должен отразить свое настроение по пятибалльной шкале. Кроме того, целесообразно предложить тест Люшера для оценки эмоционального состояния подростка.
Опыт нашей работы показал, что установочный этап, как правило, длится от 2 до 15 занятий. В конце каждого занятия необходимо подчеркивать, что более глубокому отдыху способствует расслабление всех мышц конечностей и тела, которые субъективно воспринимаются человеком как чувство тяжести.
Третий этап — обучающий, его целью является обучение детей и подростков произвольному расслаблению с помощью специальных релаксирующих упражнений. Для этого используются упражнения из методик Шульца на вызывание тепла и тяжести, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений, но модифицированные для детского и подросткового возраста. Формулы сочетаются в предъявлении с конкретными эмоциональными образами, вызывающими у человека необходимые для данного упражнения ощущения.
Формулы необходимо произносить «про себя», соотнося их с дыханием. Как правило, формулы, произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если формула слишком длинная и ребенок не успевает ее «проговорить» в течение одного выдоха, то рекомендуется растянуть ее на два выдоха. В процессе занятий с детьми с ЗПР могут быть использованы следующие формулы:
«Я приготовился к отдыху;
я успокаиваюсь;
отвлекаюсь от всего;
посторонние звуки не мешают мне;
уходят все заботы, волнения, тревоги:
мысли текут плавно, медленно;
я отдыхаю;
я совершенно спокоен».
Традиционно расслабление необходимо начинать с правой руки, но если у ребенка с ЗПР ведущей является левая рука, то вначале выполняется упражнение для левой руки.
На первом занятии этого этапа детям необходимо научиться с закрытыми глазами мысленно как можно ярче представлять себе образ совершенно расслабленной, тяжелеющей правой руки. Для этого можно использовать следующую формулу: «моя рука тяжелая» или «вся правая рука от плеча до кончиков пальцев тяжелая-тяжелая...» Эту формулу необходимо представить обучающемуся в максимальной наглядности. Задание считается выполненным, когда ощущение тяжести правой руки отчетливо фиксируется подростком.
На следующих занятиях проводится обучение детей с ЗПР вызыванию тепла в руке. Сидя в удобной позе или лежа с закрытыми глазами ребенок вызывает тепло в руке с помощью следующих формул: «правая рука теплеет» или «в правой руке появляется приятное ощущение
тепла».
После каждого занятия в отчете ребенок должен отразить общее самочувствие и описать свои ощущения в руках и ногах. Рекомендуется предложить ребенку проводить самостоятельную тренировку перед сном (домашнее задание).
На третьем и последующих занятиях можно давать упражнения на дыхание. С этой целью используются дыхательные гимнастики. Перед началом дыхательных упражнений необходимо рассказать детям о значении дыхания в жизни человека.
1 этап — постепенное удлинение выдоха, до того как он не станет
вдвое длиннее вдоха;
2 этап — удлинение всех фаз дыхания;
3 этап — уменьшение вдоха, пока он не поравняется с выдохом.
Дыхательные упражнения вызывают большие трудности у детей с
ЗПР. Главное — научить ребенка удлинять выдох. Например, на счет 1, 2, 3, 4 — вдох, затем 1, 2, 3, 4 — выдох (повторить два раза). Затем выдох увеличить до 5 раз, затем 6, затем 8. Каждое упражнение повторять по два-три раза.
После усвоения дыхательных упражнений рекомендуется обучать детей ощущению глубинного тепла в животе. Выполнение этого упражнения способствует расслаблению внутренних органов. Предварительно можно предложить ребенку сконцентрировать свое внимание на том, как проходит пища или вода в желудок. Например: «Ты глотнул горячее молоко, оно проходит через пищевод к желудку». Или: «Представьте себе, что на месте желудка лежит грелка, ее тепло проникает внутрь желудка». В качестве формулы самовнушения можно использовать следующую: «Мой живот мягкий, теплый».
Пятое упражнение направлено на вызывание тепла в солнечном сплетении, что способствует снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивает гармоничное функционирование внутренних органов брюшной полости и регулирует кровообращение гладкой мускулатуры.
Шестое упражнение направлено на появление ощущения прохлады лба с помощью формулы: «Мой лоб слегка прохладен». Повторяя эту формулы несколько раз, можно предложить ребенку зрительные образы. Например: «Я нахожусь около вентилятора... прохладный воздух овевает мое лицо».
Седьмое упражнение направлено на произвольную регуляцию сердечных сокращений. После краткого повторения всех ранее усвоенных упражнений можно предложить детям формулу: «Ваша левая рука погружается в теплую воду. В вашей руке теннисный мячик, вы его ритмично сжимаете... на вдохе напряжение, на выдохе расслабление мячика». Такие воображаемые движения проводятся в определенном темпе, от замедленного до ускоренного. Затем по команде психолога они прекращаются. Произвольная регуляция частоты сердечного ритма вызывает существенные трудности не только у детей с ЗПР, но и у здоровых детей и подростков. Опыт нашей работы показал, что вполне достаточно описанных выше идеомоторных упражнений и обучения ребенка или подростка сосредоточению на частоте сердечных сокращений.
После обучения детей произвольному расслаблению с помощью Описанных выше упражнений следует переходить к четвертому — восстанавливающему — этапу.
Теперь на фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает ребенку, который находится в состоянии аутогенного расслабления (пассивного бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта. Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3—4 раза в день. Мы использовали идеомоторные тренировки на фоне аутогенного погружения с детьми, у которых имеются фобические расстройства, связанные с обучением в школе, проблемами в общении и пр.
Для коррекции интрапсихических конфликтов и межличностных отношений разыгрываются различные психодраматические ситуации с использованием специальных сценариев, имеющие целью отреагирование конфликта, его разрешение, адаптацию к трудностям, нормализацию отношений.
Как показывает опыт нашей работы, психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей с ЗПР к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.
Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмоционального напряжения у детей с ЗПР целесообразно использовать психомышечные тренировки (А. В. Алексеев, 1985). Данный метод включает в себя 4 основных задачи:
1) Обучение ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
2) Формирование умения с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формы самовнушения.
3) Обучение удерживать внимание на мысленных объектах.
4) Обучение воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
В процессе занятий необходимо тщательно выполнять следующие методические требования:
1) Обязательное выполнение каждого упражнения.
2) Самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений.
3) Самостоятельное повторение упражнений в течение дня (два-три раза).
Психомышечные тренировки рекомендуется использовать с детьми от 10 лет и старше.
При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические и клинические характеристики ребенка.
Не рекомендуется брать на занятия детей с ЗПР с эписиндромом, с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными нарушениями и легочной недостаточностью.