Трудности | Клинико-психологические причины | Психологическая диагностика | Направления коррекции |
На уроках постоянно отвлекается | Низкий уровень развития произвольных процессов. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Индивидуально-типологические особенности (преобладание возбудительных процессов над тормозными). Отсутствие интереса к учебному материалу в силу преобладания игровых интересов. Другие причины | Направленное наблюдение за ребенком в процессе урока и вне учебной деятельности. Методика «Незаконченные предложения» для оценки познавательных и игровых интересов у ребенка. Цветовой тест отношений — для оценки эмоциональных предпочтений. Функциональные пробы на внимание и память | Групповые занятия, направленные на мотивацию учебной деятельности. Занятия по коррекции внимания, памяти, развитию навыков самоконтроля |
Проявляет аффективные реакции (например, в ответ на замечание) | Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы | Направленное наблюдение в процессе учебной и игровой деятельности. Методика фрустрационной толерантности Розенцвейга. Самооценочный тест Дсмбо-Рубинштейна | Ролевые игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций. Психорегулирующие тренировки |
Своеобразные личностные особенности | В структуре личности наблюдаются инфантилизм, эгоцентризм, повышенная внушаемость | Детский вариант методики Кэтелла. Рисуночные тесты. Методика Рене-Жиля | Специальные ролевые игры, направленные на формирование самооценки и коррекцию эгоцентризма, внушаемости |
Таблица 18 Психологический диагноз трудностей в обучении у младших школьников с ЗПР второй группы
Трудности | Клинико-психологи-ческие причины | Психологическая диагностика | Направления коррекции |
Трудности при решении математических задач | Низкий уровень развития зрительно-пространственных функций. Недоразвитие свойств внимания. Трудности понимания лексико-грамматиче-ских конструкций. Недоразвитие памяти (слухоречевой и зрительной). Другие причины | Методика Равена — для анализа особенностей уровня перцептивных обобщений. Методика Кооса - для анализа зрительно-пространственного анализа и синтеза. Исследование слухоречевой памяти. Методика «Лабиринт» — для анализа особенностей прогностической деятельности. Нейропсихологических пробы по схеме (см. главу 2) | Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза в процессе формирования конструктивной и графической деятельности. Методики для развития слухового внимания. Пробы Пиаже для обучения дифференцировкс количества от других признаков |
Трудности при пересказывании текста | Недоразвитие логической памяти. Недоразвитие последовательных умозаключений. Ограниченный словарный запас. Недоразвитие лсксико-грамматического строя языка. Речевые дефекты (дизартрия, алалия и пр.), что затрудняет процесс речевого общения | Методики на исследование опосредованного запоминания и логических приемов запоминания. Методика для исследования последовательных умозаключений (последовательные картинки). Обследование специалиста-логопеда. Исследование уровня школьной тревожности (тест Филипса) | Упражнения на развитие лексико-грамматических конструкций. Составление последовательных умозаключений в рассказах по картинкам. Развитие словарного запаса (совместно с логопедом). Формирование обобщений методом исключений с обучением правильно мотивировать ответ |
Пропуски букв в письменных работах | Низкий уровень развития произвольного внимания. Несформированность самоконтроля. Трудности работы по правилам. Недоразвитие объема и распределения внимания | Методики для исследования объема и распределения внимания. Методики для исследования устойчивости и концентрации внимания в условиях помех. Методики для исследования слухоречевой и зрительно-пространственной памяти | Развитие произвольного внимания в процессе групповых и индивидуальных занятий. Специальные упражнения на формирование объема и распределения внимания. Методика Гальперина и Кобыльницкой. Развитие слухового внимания. Развитие двигательного внимания (письмо в воздухе). Выполнение письменных работ без контроля зрения |
Многочисленные орфографические ошибки | Недоразвитие фонематического слуха | Обследование у специалиста-логопеда. Исследование свойств внимания. Анализ школьных тетрадей (домашние и классные работы). Беседа с родителями об особенностях речевого развития ребенка или получение информации из медицинских документов и от логопеда | Развитие свойств внимания методом поэтапного формирования умственных действий. Занятия с логопедом. Дифференцировочные диктанты в процессе групповых занятий (микрогруппа 2-3 человека) |
Плохой почерк | Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. Несформированность графических навыков. Недоразвитие произвольного внимания. Индивидуально-типологические особенности (расторможен-ность, эмоционально-волевая неустойчивость и пр.) | Использование шкалы развития графических навыков у ребенка. Исследование личностных особенностей с помощью методик (Кетелл, Розенцвейг, Д.Рубинштейн). Наблюдение за ребенком, анализ его бытовых навыков, особенностей самостоятельности. Пробы на зрительно-моторную координацию (тест Бсндера, копирование фигур) | Развитие моторных навыков в процессе конструирования и рисования. Упражнения для развития навыков самоконтроля поведения. Психорегулирующие тренировки. Обучение ребенка письму с выключенным зрением. Наблюдение ребенка у невропатолога |
Трудности понимания объяснений учителя с первого раза | Слабая концентрация внимания. Недоразвитие памяти (слухоречевой). Низкий уровень развития произвольности. Личностные особенности (школьные фобии, тревожность, эмоциональная неустойчивость) | Методика «Корректурная проба». Методика для исследования слухоречевой памяти. Исследование личностных особенностей в процессе беседы, наблюдения и с помощью методик Дембо-Рубинштейн, Кастелла, Розенцвейга и др.). Методика школьной тревожности | Коррекционные занятия в группе для снятия эмоционального напряжения. Специальные занятия по развитию слухоречевой и логической памяти. Специальные занятия на формирование свойств внимания. Объяснение на наглядно-образном уровне с использованием специальных карточек |