Тема 11. Использование дидактических пособий в обучении детей старшей (выпускной) группы декоративному рисованию (аппликации)

План

1. Введение.

2. Значение декоративного рисования (аппликации) в художественно-творческом развитии.

3. Сравнительный анализ задач обучения декоративному рисованию (аппликации) в современных программах.

4. Виды дидактических пособий и методика их использования.

5. Методика обучения детей старшей (выпускной) группы декоративному рисованию (аппликации) по мотивам народного искусства.

6. Практическая часть.

7. Выводы.

Литература

1. Грибовская А. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 10.

2. Ковалевская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. – М., 1968.

3. Маршак Б.М. Декоративное рисование в детском саду. – Минск, 1979.

4. Рогалева Е.С. Декоративные виды изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. – Пермь, 1974.

5. Роль декоративно-прикладного искусства в обогащении замыслов рисунков детей // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 3.

6. Халезова Н., Дронова О. Влияние орнамента на выразительность рисунка старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 6.

Рекомендации к выполнению практической части

В первой части проанализируйте занятия декоративной деятельностью и дидактические пособия, которые использовал педагог. Дайте их оценку с педагогических, эстетических, гигиенических и развивающих требований. Проведите два занятия декоративным рисованием по мотивам одного и того же промысла: первое – без использования наглядного материал, второе – с использованием. Сравните детские рисунки по следующим параметрам: насколько разнообразны элементы орнамента, цветовое решении, композиционное построение, насколько все это соответствует народному колориту. Обоснуйте полученные результаты.

Во второй части проведите 5-6 обучающих мероприятий с использованием дидактических пособий (на примере какого-либо одного народного промысла). Охарактеризуйте виды дидактических пособий и методику их использования, а также результаты занятий.

В третьей части вновь проведите декоративное рисование по одному из видов народного узора без использования наглядного материала. Сравните полученные результаты с первоначальными. Сделайте вывод об эффективности проделанной работы.

Приложение

Конспекты занятий; детские рисунки; зарисовки наглядных пособий.

Тема 12. Организация самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду

План

1. Введение.

2. Задачи развития самостоятельной художественно-творческой деятельности у детей.

3. Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

4. Современные требования к условиям ее организации.

5. Практическая часть.

6. Выводы.

Литература

1. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1980.

2. Скибина О., Косенко Е. воспитание самостоятельной художественной деятельности детей // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 12.

3. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 5-6.

Рекомендации к выполнению практической части

В течение 1-2 недель проведите в своей группе целенаправленное наблюдение с хронометражем и выясните, сколько детей увлекаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из бумаги, конструированием из строительного материала; как часто занимаются и сколько времени тратят; что чаще всего изображают и как относятся к своим работам. Проанализируйте состояние уголка изобразительной деятельности и его соответствие современным требованиям.

Работу во второй части осуществляйте в трех направлениях: внесите обоснованные изменения в уголок изобразительной деятельности; запланируйте мероприятия, способствующие возникновению самостоятельной творческой деятельности; проведите индивидуальную работу с каждым воспитанником с учетом полученных данных в первой части.

Вновь пронаблюдайте за самостоятельной деятельностью детей. Определите, по каким параметрам какие изменения произошли, проведите сравнении и на основании полученных данных сделайте вывод об эффективности проделанной работы.

Приложение

Зарисовки или фотографии оборудования уголка самостоятельной изобразительной деятельности; характеристика на 4 детей, проявивших устойчивый интерес к изобразительной деятельности и их рисунки, выполненные в течение месяца.

Наши рекомендации