Психология усвоения знаний. Мотивы учения

Понятие «знание» подразумеваетчасть сознания, общее в отражении пред­метного мира, способ упорядочивания действительности, способ вос­произведения в сознании познаваемого объекта. Познание как про­цесс отражения знаний обыденных, научных и учебных

Учебное знание- преднамеренное изменение, реорганизация -научного знания, упрощение или сокращение предметного разнооб­разия с учетом психологических возможностей обучаемых.

Основная функция учебного познания -приобретение опре­деленного уровня общей и профессиональной квалификации. Поэто­му учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью специальных учебных умений, приемов и действий.

Учебное знание существует в трех формах:в форме научной дисциплины, в виде учебного текста и в форме учебной задачи; адап­тированная форма научного знания образует учебную дисциплину, включающую в себя предметную область и знание закономерностей познавательной деятельности.

Знание усваивается только в процессе познавательной активно­сти субъекта. Поэтому процесс усвоения знанийимеет следующие

этапы:

1) восприятие объекта и выделение его существенных свойств;

2) осмысление существенных вне- и внутрисубъектных связей и

отношений;

3) процесс запоминания выделенных свойств и отношений в ре­зультате их многократного восприятия и фиксации;

4) активное воспроизведение существенных свойств и отноше­ний;

5) преобразование вновь воспринятого опыта и включение его в структуру прошлого опыта или для выведения нового знания.

Уровни усвоения знаний:различение или распознание предме­та; запоминание; понимание; применение (по И. Я. Конфедератову и В. П. Симонову).

Мотив учения- источник активности и система побудителей учебной деятельности, «опредмеченная потребность» в учении (по А. Н. Леонтьеву). В мотивационную сферу в широком смысле вклю­чены аффективная и волевая сферы и переживание удовлетворения потребности, притязаний, социальных ожиданий.

Учебная мотивация определяется:образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностя­ми обучающихся, субъектными особенностями педагога и его систе­мой отношения к делу и детям, спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

По содержанию мотивы делятсяна:

1) учебно-познавательные, связанные с содержанием изучаемого материала и процессом учения;

2) широкие социальные, связанные с системой жизненных от­ношений учащихся: чувство долга, потребность в достижении, само­совершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избе­гание неудач.

В учебно-познавательном компоненте мотивов ученияу младших школьников важную роль играет занимательность материа­ла, в социальном— мотивы выбора профессии и самосовершенство­вания, далее — мотивы долга, ответственности, желание получать хо­рошие оценки.

По состоянию мотивы учения дифференцируютсякак мера осознанности мотивов, побуждающих к учению, понимание их зна­чимости, мера их действенности.

4. 2. Общая характеристика психологии младшего школьника. Новообразования возраста

Границы младшего школьного возраста,совпадающие с пе­риодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению соци­альной ситуации развития ребенка.Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе общест­венных отношений людей: у него появляются постоянные обязанно­сти, связанные с учебной деятельностью. Выполнение этих обязанно­стей получает общественную оценку. Младший школьник - общест­венный субъект.

Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с но­выми требованиями.

Ведущий вид деятельности— учебная деятельность, в рамках которой складываются психологические новообразования.

Переход к систематическому обучению— основа для развития новых познавательных потребностей, активного интереса к окру-

жающей действительности, к овладению новыми знаниями, умения­ми.

Младший школьный возраст - период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов:они ста­новятся осознанными, произвольными и приобретают опосредован­ный характер (развивается словесно-логическое, понятийное мышле­ние, «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие ду­мающим» (Эльконин Д. Б.).

Этот возраст — период становления произвольной регуляции поведения и появления нового типа отношений с окружающими(взрослыми, сверстниками). Ребенок учится действовать в соответст­вии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей, про­должает развивать рефлексию на себя и других.

Центральные новообразования младшего школьного возраста:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия;

— становление основных мыслительных действий (сравнение, анализ, внутренний план действий);

- развитие нового познавательного отношения к действительно­сти;

- ориентация на группу сверстников.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познава­тельных интересов и потребностей;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самооргани­зации;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

— усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Наши рекомендации