Психология усвоения знаний. Мотивы учения
Понятие «знание» подразумеваетчасть сознания, общее в отражении предметного мира, способ упорядочивания действительности, способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта. Познание как процесс отражения знаний обыденных, научных и учебных
Учебное знание- преднамеренное изменение, реорганизация -научного знания, упрощение или сокращение предметного разнообразия с учетом психологических возможностей обучаемых.
Основная функция учебного познания -приобретение определенного уровня общей и профессиональной квалификации. Поэтому учебно-познавательная деятельность осуществляется с помощью специальных учебных умений, приемов и действий.
Учебное знание существует в трех формах:в форме научной дисциплины, в виде учебного текста и в форме учебной задачи; адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, включающую в себя предметную область и знание закономерностей познавательной деятельности.
Знание усваивается только в процессе познавательной активности субъекта. Поэтому процесс усвоения знанийимеет следующие
этапы:
1) восприятие объекта и выделение его существенных свойств;
2) осмысление существенных вне- и внутрисубъектных связей и
отношений;
3) процесс запоминания выделенных свойств и отношений в результате их многократного восприятия и фиксации;
4) активное воспроизведение существенных свойств и отношений;
5) преобразование вновь воспринятого опыта и включение его в структуру прошлого опыта или для выведения нового знания.
Уровни усвоения знаний:различение или распознание предмета; запоминание; понимание; применение (по И. Я. Конфедератову и В. П. Симонову).
Мотив учения- источник активности и система побудителей учебной деятельности, «опредмеченная потребность» в учении (по А. Н. Леонтьеву). В мотивационную сферу в широком смысле включены аффективная и волевая сферы и переживание удовлетворения потребности, притязаний, социальных ожиданий.
Учебная мотивация определяется:образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающихся, субъектными особенностями педагога и его системой отношения к делу и детям, спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
По содержанию мотивы делятсяна:
1) учебно-познавательные, связанные с содержанием изучаемого материала и процессом учения;
2) широкие социальные, связанные с системой жизненных отношений учащихся: чувство долга, потребность в достижении, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, избегание неудач.
В учебно-познавательном компоненте мотивов ученияу младших школьников важную роль играет занимательность материала, в социальном— мотивы выбора профессии и самосовершенствования, далее — мотивы долга, ответственности, желание получать хорошие оценки.
По состоянию мотивы учения дифференцируютсякак мера осознанности мотивов, побуждающих к учению, понимание их значимости, мера их действенности.
4. 2. Общая характеристика психологии младшего школьника. Новообразования возраста
Границы младшего школьного возраста,совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка.Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе общественных отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Выполнение этих обязанностей получает общественную оценку. Младший школьник - общественный субъект.
Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущий вид деятельности— учебная деятельность, в рамках которой складываются психологические новообразования.
Переход к систематическому обучению— основа для развития новых познавательных потребностей, активного интереса к окру-
жающей действительности, к овладению новыми знаниями, умениями.
Младший школьный возраст - период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов:они становятся осознанными, произвольными и приобретают опосредованный характер (развивается словесно-логическое, понятийное мышление, «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим» (Эльконин Д. Б.).
Этот возраст — период становления произвольной регуляции поведения и появления нового типа отношений с окружающими(взрослыми, сверстниками). Ребенок учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей, продолжает развивать рефлексию на себя и других.
Центральные новообразования младшего школьного возраста:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия;
— становление основных мыслительных действий (сравнение, анализ, внутренний план действий);
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных интересов и потребностей;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.