Учебные мотивы можно разделить на мотивы, связанные с учебной деятельностью и с результатами учения.

Учебные мотивы можно разделить на мотивы, связанные с учебной деятельностью и с результатами учения.

В начальной школе формируются познавательные и социальные учебные мотивы, которые имеют содержательные и динамические характеристики. А.К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения

Л.И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес. Интерес занимает особое место. Он составляет неотъемлемую часть учебной мотивации (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Б. Орлов). Думаем, что в начальной школе в первую очередь при работе над формированием учебной мотивации нужно стимулировать интерес ребенка к учению. В этом возрасте у школьников проявляется интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности. Младшего школьника интересует все, что связано с учением и со школой. Их интересы широки, а умственная активность проявляется через любознательность (А.А. Маркова). Главной особенностью младшего школьника является его полное доверие учителю. Все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность. Опираясь на работы А.К. Абдулаевой, Л.А. Гордон, Е.И. Киричук, М.Ф. Морозовой, А.Я. Миленького, В.Е. Сыркиной можно сделать вывод, что за пределами непосредственного взаимодействия с учителем интерес младших школьников к учению быстро угасает. Возможно, это связано с преобладанием у младшего школьника мотивов над мотивационными установками.

Для развития положительной учебной мотивации есть благоприятные предпосылки, к которым относят:

- любознательность;

- положительное отношение к учению как к социально-значимой деятельности.

Любознательность проявляется в ярко выраженных реакциях на все новое и необычное. Отношение к учению как к социально-значимой деятельности способствует развитию интересов младших школьников (Л.А. Гордон). Учет и использование благоприятных предпосылок помогает создавать условия для формирования учебной мотивации учащихся. Кроме благоприятных предпосылок ученые выделяют ряд негативных особенностей, которые также нужно учитывать.

Интересы младших школьников ситуативны. А.К. Маркова отмечает, что ученики быстро устают, а задания им надоедают. Как результат, проявляется невнимательность. Младшие школьники не могут назвать точные причины, почему им нравится или не нравится предмет. Ученики не ориентируются на специфическое содержание учебных предметов, в связи с чем появляется слабая избирательность, а также на результат учения, а не на способы учебной деятельности. Главной причиной этому может служить недостаточная обобщенность. А.К. Маркова в своем исследовании отмечает, что на всем периоде обучения в начальной школе младшие школьники не проявляют интереса к преодолению трудностей. Причину этому она видит в учителе, который оценивает результат и мало внимания уделяет оценке процесса учения и обучения.

Негативный интерес способствует формированию формального интереса к учению. Впоследствии такой интерес переходит во внешнюю мотивацию, когда ребенка волнует не качество приобретаемых им компетенций, а наличие положительной отметки, или отсутствие отрицательной.

В первом классе ученики проявляют позитивные мотивы, связанные с учебной деятельностью. Их волнует статус школьника, который они приобретают, положение в коллективе, то есть внешние проявления. К концу обучения образуется «мотивационный вакуум», о котором говорили Л.И. Божович, В.А. Жданова, Е.И. Киричук . Вакуум проявляется в нивелировании внешних проявлений.

Общая динамика мотивов учения в течение обучения в начальной школе выстраивается, по мнению А.К. Марковой, следующим образом:

Младший школьник учится ставить цели и управлять ими. Однако особенностью учебной мотивации в младшем школьном возрасте является неспособность долго удерживать намерение. Ученикам данного возрастного периода нужно ставить конкретные, ближайшие и небольшие цели, достижение которых возможно в ближайшее время.

6. Большое значение в этом возрасте имеет интерес. Он составляет неотъемлемую часть учебной мотивации (Л.И. Божович, А.Б. Орлов). Интерес в начальной школе имеет свои особенности. Он проявляется и сохраняется только при активном взаимодействии учеников с учителем ( А.К. Абдулаева, Л.А. Гордон, Е.И. Киричук, М.Ф. Морозова, А.Я. Миленький, В.Е. Сыркина). Интересы младших школьников ситуативны (А.К. Маркова).

Учебные мотивы можно разделить на мотивы, связанные с учебной деятельностью и с результатами учения.

В начальной школе формируются познавательные и социальные учебные мотивы, которые имеют содержательные и динамические характеристики. А.К. Маркова выделяет среди содержательных характеристик мотивов личностный смысл учения и действенность мотива. Учение для ученика должно быть личностнозначимым. Только тогда возможно формирование положительной учебной мотивации. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения

Л.И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, эмоции, отношение к учению, интерес. Интерес занимает особое место. Он составляет неотъемлемую часть учебной мотивации (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Б. Орлов). Думаем, что в начальной школе в первую очередь при работе над формированием учебной мотивации нужно стимулировать интерес ребенка к учению. В этом возрасте у школьников проявляется интерес к учению как к новой и необычной для них деятельности. Младшего школьника интересует все, что связано с учением и со школой. Их интересы широки, а умственная активность проявляется через любознательность (А.А. Маркова). Главной особенностью младшего школьника является его полное доверие учителю. Все действия ученика в процессе учебной деятельности тесно связаны с учителем. Учебная мотивация формируется через интерес к учителю. Интеллектуальная активность учеников сохраняется, только если учитель находится рядом и взаимодействует с ними. Как только теряется связь с учителем, пропадает желание учиться и падает активность. Опираясь на работы А.К. Абдулаевой, Л.А. Гордон, Е.И. Киричук, М.Ф. Морозовой, А.Я. Миленького, В.Е. Сыркиной можно сделать вывод, что за пределами непосредственного взаимодействия с учителем интерес младших школьников к учению быстро угасает. Возможно, это связано с преобладанием у младшего школьника мотивов над мотивационными установками.

Для развития положительной учебной мотивации есть благоприятные предпосылки, к которым относят:

- любознательность;

- положительное отношение к учению как к социально-значимой деятельности.

Любознательность проявляется в ярко выраженных реакциях на все новое и необычное. Отношение к учению как к социально-значимой деятельности способствует развитию интересов младших школьников (Л.А. Гордон). Учет и использование благоприятных предпосылок помогает создавать условия для формирования учебной мотивации учащихся. Кроме благоприятных предпосылок ученые выделяют ряд негативных особенностей, которые также нужно учитывать.

Интересы младших школьников ситуативны. А.К. Маркова отмечает, что ученики быстро устают, а задания им надоедают. Как результат, проявляется невнимательность. Младшие школьники не могут назвать точные причины, почему им нравится или не нравится предмет. Ученики не ориентируются на специфическое содержание учебных предметов, в связи с чем появляется слабая избирательность, а также на результат учения, а не на способы учебной деятельности. Главной причиной этому может служить недостаточная обобщенность. А.К. Маркова в своем исследовании отмечает, что на всем периоде обучения в начальной школе младшие школьники не проявляют интереса к преодолению трудностей. Причину этому она видит в учителе, который оценивает результат и мало внимания уделяет оценке процесса учения и обучения.

Негативный интерес способствует формированию формального интереса к учению. Впоследствии такой интерес переходит во внешнюю мотивацию, когда ребенка волнует не качество приобретаемых им компетенций, а наличие положительной отметки, или отсутствие отрицательной.

В первом классе ученики проявляют позитивные мотивы, связанные с учебной деятельностью. Их волнует статус школьника, который они приобретают, положение в коллективе, то есть внешние проявления. К концу обучения образуется «мотивационный вакуум», о котором говорили Л.И. Божович, В.А. Жданова, Е.И. Киричук . Вакуум проявляется в нивелировании внешних проявлений.

Общая динамика мотивов учения в течение обучения в начальной школе выстраивается, по мнению А.К. Марковой, следующим образом:

Наши рекомендации