Понятие о межличностных отношениях.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических).

Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные, и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.

Малые и большие первичные контактные группы.

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. По величине группы и способу взаимодействия её членов выделяются большие и малые группы, а также контактные (первичные)и дистанционные (вторичные).

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно её интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К многообразным малым группам относятся такие группы как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Конкретного количества членов нет - основным критерием является наличие реальных контактов и эмоциональных связей между членами группы. Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч. Х. Кули, где он проводил различие между ними.

"Первичная (базовая) группа" относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное.

"Вторичные группы" (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениям, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения. Общественные группы - это дружеские общения. Групп, объединяющих людей, множество, у каждой есть общее дело и общая цель.

Малые группы классифицируют по следующим критериям.

По способу образования выделяют стихийно возникшие — не официальные, специально организованные — официальные, реальные и условные.

По характеру совместной деятельности бывают практические (совместная трудовая деятельность), гностические (совместная исследовательская деятельность), эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей), гедонические (досуговые, развлекательно-игровые), непосредственно коммуникативные, идеологические, общественно-политические группы.

По критерию личностной значимости выделяют референтные и элитарные группы.

По критерию социальной значимости встречаются социально положительные группы, асоциальные — социально деструктивные, антисоциальные — криминальные, преступные группы.

Лидерство и типы лидеров.

Лидерство — в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

По Э. де Боне.

Типы:

ведущие за собой - нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность.

организаторы групп - их отличительной чертой является знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах;

исполнители – их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив;

дипломаты - легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицированно;

генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;

продавцы идей — предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;

синтезаторы - умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им использовать нетрадиционные подходы;

разъяснители - умеют разъяснить последователям суть даже самой сложной ситуации;

реакторы - активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;

коммуникаторов - отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей;

исследователи - могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;

следопыты - обладают способностью к самостоятельным действиям, т. е. автономии;

хранители информации - умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать;

организаторы - руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Наряду с формальными и неформальными лидеры могут подразделяться еще и по следующим критериям:

По содержанию деятельности: (лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем).

По стилю руководства: (авторитарный; демократический; совмещающий в себе элементы двух предыдущих).

По характеру деятельности: (универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера; ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных, специфических ситуациях).

По психофизиологическим характеристикам: (инструментальный — берущий на себя инициативу решения проблемы в зависимости от групповых целей; эмоциональный — возлагающий на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях).

Наши рекомендации