Благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания
Если мы посмотрим на жизнь образованного буддиста, то увидим, что есть только физические и ментальные процессы (нама-рупа), которые в сложной взаимосвязи с обусловленностью и взаимозависимостью формируют наше существование. Эта система образует кхандхи, или пять групп, которые в европейской психологии рассматриваются как чувства (ведана), ощущения (санна), волевые конструкции (санкхары) и другие виды сознания (виннана).
Из-за непонимания феноменологической простоты этой системы вы думаете, что существует «Внутренний Наблюдатель», или душа.
Вы хотите мира между фрагментами вашего сознания, вы хотите исследовать разные состояния сознания, вы желаете остроты вашей воли, получать наслаждение, искупаться в приятных ощущениях и одновременно вы хотите быть в мире с самими собой.
Как маленькие дети в темной комнате видят чудовищ, вы в силу вашего непонимания придумываете неизвестную, потустороннюю, неведомую силу, которой вы должны служить, чтобы обеспечить себе безопасное существование. Даже не безопасное, а скорее комфортное и непротиворечивое.
Я бы мог это обозначить как игру мрака с тенью. Я бы мог это обозначить как Основной абсурд.
В тот момент, когда вы начинаете понимать, что идея «Я» — это иллюзия, вы начинаете свой путь освобождения от страданий. Достичь этого можно следуя Благородным Восьмеричным Путем, который способствует нравственному, интеллектуальному и духовному развитию практикующего.
Благородный Восьмеричный Путь говорит о том, что ведет к прекращению страдания:
• Правильное понимание — воззрение и мудрость в соответствии с Истинами, глубокая медитация на подлинной сущности жизни.
• Правильное мышление — мыслить без эгоизма, гнева и жестокости, свободно от суеверий и заблуждений.
• Правильная речь — говорить правдиво, с добротой и откры- -то, не вести сплетен и не клеветать, не использовать грубую речь и не пустословить.
• Правильные действия — не убивать и не наносить ущерб людям и животным, не красть прямо или косвенно, не доставлять себе удовольствие в ущерб другим.
• Правильные средства к существованию — иметь честную и благородную профессию.
• Правильные усилия — способствовать появлению и росту благоприятного и к уменьшению и прекращению неблагоприятного.
• Правильная осознанность — осознанность того, что возникает здесь-и-сейчас.
• Правильное сосредоточение — быть направленным и сконцентрированным на благоприятном объекте или быть в состоянии здесь-и-сейчас.
Человек, следующий этим путем, становится тем самым на «путь Будды», путь достижения истины. В Дхарме Чакара Правартане Будда сказал: «Тот, кто осознал существование страдания, его причины, средства против него и его прекращение, тот понял Четыре Благородные Истины. Он пойдет верной дорогой».
Обучение в буддийской психологии, как мы указывали выше, происходило от алфавита к грамматике — от переживания состояния (это буква А языка переживаний, потом другая буква языка переживаний, третья буква языка переживаний) к осознанным переходам из одной дхармы в другую. Каждый, от простого бхигшу (монаха) до архата (достигшего высшей степени реализации, того, кто вырвал с корнем причины страданий и вышел за пределы смертей и рождений) предельно ясно осознавал, что это за переживание. Так был построен язык переживаний в древнебуддийской психологии. И дальше разрабатывалась грамматика языка, как от одного состояния переходить к другому состоянию.
В конце концов бхигшу, изучивший алфавит и грамматику, научался самостоятельно достигать и находиться в брахма-вихаре — в пространстве ничем ограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания. При этом нужно совершенно четко понимать, что эти состояния являются одновременно особой медитацией, позволяющей «уму вступить в рай чистой земли», и целью медитации — состоянием сознания. Четыре возвышенных состояния сознания — брахмавихара на пали (язык, на котором говорил Будда и на котором записаны его учения) — это четыре качества сердца, которые, будучи развиты в совершенстве, поднимают человека на высший духовный уровень. В конце концов бхикшу, изучивший алфавит и грамматику, научался самостоятельно достигать брахма-вихары и находиться в ней — в пространстве ничем ограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания.
Любящая доброта (слово «метта», которое может быть переведено как любящая доброта, всеобъемлющая любовь, доброжелательность, бессамостная всеобщая и безграничная любовь) — это медитация любви, в ней бхикшу должен установить свое сердце в стремлении к благу всех существ, в том числе и к счастью врагов. Метта указывает на качество ума, которое имеет целью достижение счастья другими. Прямыми следствиями метты являются: добродетель, свобода от раздражительности и возбуждённости, мир внутри нас и в отношениях с окружающим миром. Для этого следует развивать это состояние как любящую доброту ко всему живому.
Сострадание (каруна) — это медитация сострадания, в которой бхикшу размышляет обо всех существах, находящихся в беде, ясно представляя в своем воображении их печали и тревоги, так чтобы пробудить в своей душе глубокое сострадание к ним. Свойством каруны является желание освободить других от страдания. В этом смысле сострадание является чем-то совершенно отличным от жалости. Оно ведет к великодушию и желанию помочь другим словом и действием. Каруна играет важную роль в Учении Будды, которое называется также Учением Мудрости и Сострадания. Именно глубокое сострадание Будды привело его к решению разъяснить Дхарму всем живым существам. Любовь и Сострадание — это два краеугольных камня практики Дхармы, поэтому Буддизм называют практикой, удаляющей страдание.
Радость (мудита — счастье в счастье других) — это медитация радости, в которой бхикшу размышляет о процветании других и радуется их радостям. Это радость, которую мы ощущаем, увидев или услышав о счастье и благополучии других, это радость успеху других без оттенка зависти.
Равностность (упеккха — состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей) — это медитация на безмятежность, в ней бхикшу поднимается выше любви и ненависти, жестокости и подавления, богатства и желания и смотрит на свою собственную судьбу с беспристрастным и совершенным спокойствием. Равностность указывает на спокойное, устойчивое и стабильное состояние ума и проявляется при столкновении с несчастьем и неудачей. Обладающий этим драгоценным состоянием с невозмутимостью встречают любую ситуацию с одинаковым мужеством, без волнений, отчаяния, сожаления. Равностность это беспристрастное размышление над действиями (карма) и их результатами (випака). Упекха разрушает предвзятость и избирательность, приводя к осознанию того, что каждый сам является хозяином и наследником своих поступков.
Таков путь достижения нирваны — изначального состояния в соответствии с учением Совершенного Учителя Будды Шакьяму-ни. Для достижения нирваны на пути Будды и обуздания мысли служит практика медитации: упражнения йогов, созерцание различных религиозных объектов, размышления на заданные темы, например, о Будде, о смерти и т.д., ритмичное и свободное дыхание, разные стадии транса и экстаза, культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам.
В технологическом отношении именно буддизм показал возможности человека самому выбрать путь жизни и состояние души. Психотехнологические системы буддизма и по сей день практикуются не только в монастырях, но и многими европейскими холистическими центрами в целях интеграции личности. Практика медитации и соблюдение норм морали, согласно буддийским канонам, позволяют сосредоточить внимание на размышлении о сущности бытия.
Существуют две основные практики сидячей медитации (дза-дзен): размышление над коаном или просто сидение с концентрированным сознаванием без вспомогательных средств. Доген, основатель Сото-дзен в Японии писал: «Для дзенского монаха первое условие совершенствования — практика концентрации дза-дзен (буквально «сидячее дзен»). Без споров о том, кто способен, а кто туп, кто умен, а кто глуп, — совершайте дза-дзен. Тогда вы будете естественно совершенствоваться».
Коан традиционно формулировался как диалог между учеником и мастером дзен. Некоторые коаны основаны на вопросах, которые задавались серьезными учениками в Древнем Китае. Другие взяты из вопросов, которые ставил учитель, чтобы стимулировать или пробудить понимание ученика. Ответы часто парадоксальны и по-видимости нелогичны, они заставляют спрашивающего преодолеть ограничения, свойственные категориям, в которых он до сих пор осмысливал опыт. Размышление над классическими коанами до сих пор практикуется в школе Ринзай.
Размышляя над коаном, ученик не должен пускаться в интеллектуальные спекуляции о вопросе, ответе и их связях. Цель коана — привести ученика к видению собственного невежества, побудить его пойти дальше абстрактных рассуждений, искать истину в самом себе.
«Дайте всему в себе превратиться в единую массу сомнения и вопрошания. Сконцентрируйтесь, проникните в My. Это значит — достичь абсолютного единства с ним. Как можно этого достичь? Цепко держась за него день и ночь!.. Постоянно сосредотачивайте на нем свой ум. Не толкуйте My как «ничто» и не пытайтесь понять
его с точки зрения существования или несуществования природы Будды. Тогда что же вам делать? Прекратите спекуляции, сосредоточьтесь на My — только My!» (Из книги «Три столпа Дзен»).
В дзенской школе Сото ученикам объясняют, что наиболее важный аспект обучения связан с их повседневной жизнью, что они должны научиться разрушать свой личный коан, проблемы повседневности, как они обнаруживают себя перед каждым.
Личный коан не имеет окончательного разрешения. Проблема может быть разрешаема только изменением себя, изменением точки зрения, вытекающей из изменения личности. Меняется не проблема, а то, как относится к ней человек. Он никогда полностью не покончит с коаном, но научится рассматривать проблемы с более высокого уровня. Например, Гаутама начал свой путь в надежде разрешить коан болезни, старости и смерти. Однако даже после того, как он стал Буддой, проблемы остались неизменными. Будда не стал бессмертным или лишенным возраста. Но его понимание возвысилось над его прежней озабоченностью этими проблемами.
Подход к медитации в школе Сото можно назвать «просто сидением» без коана или какого-либо упражнения для занятия ума. Медитирующий стремится поддерживать состояние концентрированного сознавания, не будучи ни напряженным, ни расслабленным, а совершенно алертным (бдительно-внимательным). Это похоже на сидение у дороги и слежение за дорожным движением. Медитирующий наблюдает проходящие мысли, не вовлекаясь в них и не забывая таким образом оставаться сознающим наблюдателем.
Видения и тому подобное не должны быть результатом правильной дзен-медитации. Как правило, они — результат напряжений, возникающих при неправильном сидении, или гипноподобных состояний, возникающих в определенный момент медитации. Видения и тому подобное считаются бесполезными для духовного развития. В лучшем случае это отвлечения, в худшем — источник гордыни, самолюбования и иллюзии. Один дзенский учитель указывал, что «увидеть прекрасный образ Бодисаттвы значит, что ты подошел ближе к становлению себя, не более чем видение во сне миллионера сделает тебя богаче при пробуждении» [18].
Медитация важна для создания внутреннего мира и покоя, для сохранения сосредоточенности и равновесия. Нужно сначала научиться сосредоточенности в медитации, а потом распространить это на повседневную деятельность. В конце концов ничто не может выбить опытного медитирующего из центра, из которого он разрешает все свои проблемы. Дхаммапада говорил: «Как ювелир удаляет налет с серебра, так мудрый очищает себя, медленно, тщательно, изъян за изъяном» [27, 56, 62, 83, 130].
Один из основных принципов буддизма состоит в том, что повседневная жизнь должна быть приведена в гармонию с идеалами и ценностями. Учение — не только средство для достижения дели, обучение — само по себе цель. Доген писал: «Было бы совершенно ошибочно полагать, что обучение и просветление — разные вещи, потому что в буддизме это одно и то же... так что Учитель призывает учеников не искать просветления помимо обучения, так как оно отражает просветление. Поскольку обучение — это просветление, просветление бесконечно; поскольку просветление — это обучение, не может быть начал для обучения» [19].
Современный дзенский Учитель предупреждает одного из учеников: «Ваше просветление таково, что вы легко можете потерять его из вида, если начнете лениться и оставите практику. Далее, хотя вы и достигли просветления, вы остались тем же самым, старым собой — ничего не добавилось, вы не стали более великим».
Посредством обучения постепенно развивается состояние медитативного сознания в повседневной деятельности, состояние пробужденности.
Будда сказал:
Добро отказывается от всего.
Святой говорит без страстного желания.
Когда его затрагивает счастье или страдание,
Мудрый не выказывает ни радости, ни огорчения (с. 66, 16).
Все психотехническое пространство буддизма может рассматриваться прежде всего как способ создания покоя и ощущения центрированного осознавания, не-вовлечения в свои мысли, эмоции, желания.
При этом Будда не отрицал телесности. Татхагата обнаружил «Срединный путь» и говорил в своей Первой проповеди в Сарнатхе:
Ни воздержание от рыбы и мяса, ни хождение голым, ни бритье головы, ни ношение спутанных волос, ни одевание грубой одежды, ни покрывание себя грязью, ни жертвоприношение Агни не очистят человека, который не свободен от заблуждений (с. 18, 16).
Аскетические подвиги не обязательны. Путь в состояние бытия «никем» в буддизме — это новое качество бытия личности. Преодоление отношения, упаданы происходит через осознание и принятие «таковости» внутренней и внешней реальности. Смысл сре-динности пути — избегание крайностей — привязанности к чувственным объектам и самоумерщвления.
Хотя и буддийская медитация («матрика») является достаточно сложной по структуре: четыре базы самообладания (смрити), четыре правильных усилия (прадхана), четыре базы сверхординарных сил (ридхи), пять психических способностей (индрий), пять
сил (бала), семь факторов просветления (самбодхи), благородный восьмеричный путь, но сама технология универсальна [27, 56, 62, 83, 130}.
В брахмано-шраманской йоге (основное понимание йоги в европейском сознании имеет именно эти корни) медитация рекомендуется только в определенных «подходящих» местах, в определенное время, в особых статических позах. В буддизме медитация — это способ жизни и реализации. Изысканная и утонченная интроспекция — независимо от того, чем ты занят. Даже каждодневная рутина становится объектом медитации адепта — чтобы он ни делал, он должен делать это сознательно и целенаправленно — «устанавливая смрити впереди себя». Борьба с телесностью, которую ведут все религиозные системы в буддизме является скорее теоретическим постулатом. В отличие от джайнизма или адживаки для адепта важно выработать правильное отношение к плоти. Смысл этого правильного отношения — отношение через контекст ее смерти. Тело — преходящая форма, дающая возможность при правильном отношении выхода из сансары, круговорота смертей и рождений, страдания как онтологического закона бытия.
Буддизм — это мировоззрение с «открытыми глазами», духовный путь «бодрствования» и сознательного самопреобразования.
В конце концов — не обязательно жить в монастыре и с утра до вечера медитировать на Будду или читать мантры или заниматься утонченной Випассаной.
Часто я вспоминаю слова Будды, когда меня посещают мысли об аскезе и удалении от мирского в целях духовного поиска:
«Я говорю тебе — оставайся на своем месте в жизни и с усердием занимайся своим делом. Не жизнь, богатство и власть порабощают людей, а привязанность к жизни богатству и власти».
В конце концов, буддизм — призыв стать «никем», узнать изначальное состояние как свою единственную Родину и прекратить страдание, возвыситься над полем болезни, старости и смерти.
Тантризм
Из всех эзотерических школ Древнего Востока тантризм — одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения.
Тантризм (санскр. tantra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — одно из религиозно-философских течений, ко- -торое совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в. благо-
даря основателю — мудрецу Асанге из секты йогачаров. Учение было запечатлено в текстах — тантрах, — содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» с каким-либо божеством уже при жизни с вселенским Единством и великой Пустотой. Однако истоки тантризма восходят еще к древним культам плодородия и соответствующим обрядам, т. е. к древнейшим верованиям индо-тибетских племен [17, 18, 48,50,62,71,86,196].
К VII — VIII вв. учение размежевалось на два направления: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки. Первое, известное также под названием «Ваджраяна» («Алмазная колесница»), укоренилось в Тибете и Индии. Его другие названия — «Мантраяна», «Тантраяна» — характеризуют это учение как одну из «колесниц» северного буддизма (ламаизма) [17, 18, 48, 50, 62, 71, 86, 196].
Отличительная черта тантризма Левой руки (вамачари — идущие налево) — движение к высшим состояниям духа через проникновение в чувства, через энергетическое взаимодействие мужской и женской энергий. Вамачари практикует поклонение женским божествам. Левый тантризм коренится в ритуалистике в честь Шивы и его супруги в различных формах Шакти. Шиваистские тантры ббычно излагаются в форме диалога между Шивой и Шакти. У вамачари стержень культа составляет пять Макара (пять «М»), пять предметов, название которых с буквы «М»: мадья — вино, манса — мясо, матсья — рыба, мудра — магический жест, майтху-на — сексуальный контакт.
Более умеренный и проповедующий культ мужских божеств тантризм Правой руки (дакшиначари — «идущие направо») получил распространение в Китае и Японии. Если верующий буддист почитает Будду и бодхисатв, придерживаясь обычных обрядов, и читает сутры Махаяны или книги палийского канона Хинаяны, то последователь тантризма, говоря упрощенно, медитирует над Мандалами (магическими кругами, схематично изображающими Вселенную), читает особые заклинания — мантры, совершает многочисленные тайные обряды-действия, которые понятны лишь очень узкому кругу посвященных, и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского или индуистского пантеона. При этом тантрическая форма молений и поклонений божеству была строже, чем, например, ведическая.
Ежедневный ритуал, в частности, включал обязательные пуджи («очищения», «священные действия»): очищение пяти элементов, находящихся выше линии пупка, — сердца, горла, неба, переносицы и головы. Молящийся обводил себя кругом, наносимым водой на
пол или землю, затем водил правой рукой вокруг головы, щелкая пальцами, — это считалось символическим сжиганием плоти, регулировал дыхание по правилам йоги, клал ладони на колени и погружался в состояние внутреннего сосредоточия, стараясь представить себе «растение познания», корнем которого считается дхарма (общественный долг, свод обязанностей, правил поведения), стволом — знания, а лепестками — добродетели. Затем необходимо было сконцентрировать дух в Сушумне (энергетическом канале, на физическом плане соответствующем спинномозговому), соединить руки на груди и «слить свое дыхание с Богом», призванным в тело молящегося этими действиями [17, 18, 48, 50, 62, 71, 86, 196].
Путями к постижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой было чтение тантр и размышление на темы тантр, произнесение мантр и воспроизведение магических жестов (т. е. «мудр», или символов). Все основные положения в тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосма, которая была унаследована еще от традиций ведийской йоги. Отсюда, как полагают, также происходят приемы магии, гипноза, врачевания и укрепления духовных и физических сил.
Согласно представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания, обуславливающие те или иные состояния духа-разума, сознания. Истинное значение каждой ман-трЫ' познается в процессе медитации над ними, причем включенные в состав заклинания магические «звуки-семена» (биджа-ман-тры) прорастают, вызывая особенно сильный эффект.
Наивысшей в тантризме считается наука Ануттара-йога тантра. К ней относится, помимо прочего, известная система Калачак-ра («Колесо времени»), которую иногда называют наукой о Шамбале — легендарной стране Великих Учителей — Махатм. По преданию, Будда Шакьямуни произнес первую проповедь Калачакры у великой ступы Шри-Дхань-якатака, желавшим получить наставление в различных тантрах. Слышавший эту проповедь царь Су-чандра, владыка Шамбалы, впоследствии оставил текст — «Кала-чакра-мулатантру».
В ходе становления и развития тантризма учение разделилось не только на две большие ветви — Левой и Правой руки, но и те, в свою очередь, дали в итоге огромное множество разных сект, особенно на территории Тибета [17, 18, 48, 50, 62, 71, 86, 196].
Важно понимать, к какому бы направлению ни относился адепт тантры, к дакшиначари, вамачари или к каким-то менее известным сектам, практики тантры являются тактическими подходами, а стратегическая цель одна — слиться с изначальным или с каким-либо его аспектом.
Йогическая практика в индуизме
Йога охватывает практически все религиозные и аскетические практики Индии, включая медитацию, дисциплину физического тела, священные песнопения. Цель йогической практики — единение индивидуальной самости с космическим духом, или самореализация, самопостижение. Йога является также методом. Она объединяет в себе цель и различные техники, созданные для достижения этой цели. В самом широком смысле слова йога охватывает все систематические дисциплины, созданные для осуществления самопостижения посредством успокоения ума и сосредоточении сознания на Высшей Самости.
В самый древний, ведический период своего существования йога была тесно связана с шаманизмом. Индийские шаманы придавали большое значение экстатическому трансу и развитию сверхъестественных способностей посредством суровых аскетических практик. Они полагали, что индивидуум может буквально принудить богов выполнять его требования посредством сверхчеловеческой самодисциплины и самоистязания [5, 15, 27, 56, 71, 141, 173].
В йогической терминологии сознание (читта) охватывает все мыслительные процессы. Оно включает восприятие и сознание ощущений, чувство Эго, интуитивный или различающийся разум. В Йога-сутре йога определяется как управление «волнами сознания». Психика или сознание человека ясно отражает Самость, когда сознание спокойно. Когда психические процессы или волны активны, Самость замутнена.
Все йогические практики стремятся к одной цели — успокоить волны, добиться мира в сознании. Одни школы йоги центрируются на управлении телом, другие на дыхательных техниках, третьи учат медитации. В определенном смысле все йогические техники являются лишь подготовительной практикой, направленной на успокоение ума. Когда ум и тело успокоены и дисциплинированы, становится возможным постижение Самости.
Значительно влияют на психическую деятельность и подсознательные тенденции (самскара). Эти тенденции формируются как результат прошлых действий и прошлого опыта, как в этой жизни, так и в предшествующих воплощениях. Эти тенденции создаются продолжающимся действием волн мысли или сознания. Например, волны сознания, соответствующие гневу, постепенно создают тенденции гнева, которые в свою очередь создают в человеке предрасположенность к реакции гнева в различных ситуациях.
Управление волнами сознания возможно, только если подсознательные тенденции ослабляются или исчезают. Поэтому дис-
циплина йоги должна привести к полному преобразованию сознания. Иначе подсознательные тенденции будут искать возможности актуализации. Посредством медитации, самоанализа и других дисциплин можно разрушить их потенциальность к действию.
Каждая деятельность приводит к определенным последствиям, и жизнь каждого человека находится под влиянием его прошлых действий. Это влияние происходит частично посредством создания подсознательных тенденций. Чтобы избежать формирования новых подсознательных тенденций или усиливания старых, йог старается воздерживаться от проявления этих тенденций. Например, тенденции зла усиливаются злыми мыслями и чувствами и еще более усиливаются, если они выражаются в словах или делах. Идеалом для йоги является не подавление или отрицание этих негативных тенденций, а преобразование их в позитивные действия и мысли. Один из эффективных способов работы с негативными эмоциями — спокойно и глубоко посмотреть в корни этих тенденций. Внутреннее сознание само проделает потом работу трансформации [5, 15, 27, 56, 71, 141, 173].
В практике йоги выделяется пять взаимосвязанных основных направлений. Это карма йога или йога действия, джнана йога или йога знания, бхакти йога или йога почитания, хатха йога или йога тела и раджа йога.
Одна из центральных задач карма йоги — научиться действовать, не создавая негативных кармических последствий. Бхагават Гита, первый трактат о йоге, подчеркивает важность действия без привязанности, без заботы о плодах и результатах действия. Там сказано: «Посвяти все свои дела Богу, отбрось эгоистические путы, и делай свое дело. Грех не коснется тебя, как вода не испачкает лист лотоса. Йог работает ради очищения души: он отбрасывает эгоистическую привязанность, так что работает только его тело, или чувства, или психика, или ум. Этот человек гармонии отказывается от награды за свою работу и так обретает в конце мир; человек дисгармонии, охваченный желанием, привязан к своей награде и остается в цепях». Истинный йог живет по принципу: пока ты жив, ты должен трудиться на благо себя и на благо других. Работа может быть формой богослужения и самодисциплины.
Джнана Йога или йога знания — это дисциплина безжалостного самоанализа, это путь для тех, кто обладает ясным, хорошо развитым умом. Йог стремится ясно увидеть силы иллюзии и привязанности, противопоставиться или избежать влияния страсти, привязанности чувств, отождествления с телом. Человек ищет единения со своей Самостью, отбрасывая при этом все, что не есть Самость — ограниченное, смертное, иллюзорное. До сих пор сохранилась тех-
ника такого единения, которая на практике применяется в различных школах йоги преимущественно на Востоке.
Рамана Махариши, многими почитаемый в качестве величайшего современного индийского святого, учит своих последователей технике, называемой «исследованием себя» для восстановления тождества с Самостью. Этот метод заключается в постоянном вопрошании «кто есть я?» и постоянном поиске ответа на этот вопрос за пределами тела, мыслей и эмоций, в движении к источнику сознания.
Вот как описывает этот метод сам Рамана Махариши: «Первая и преобладающая из всех мыслей, возникающих в уме — это первичная — «я-мысль», и поскольку ум — не что иное, как узел мыслей, только посредством вопрошания «Кто есть я?» ум может утихнуть... Даже если посторонние мысли разрастаются в ответ на каждое вопрошание, не пытайтесь завершить возникающую мысль, но вместо этого глубже спрашивайте: «Кому эта мысль пришла в голову?» Неважно, сколь много мыслей придет к вам, если вы будете с тщательным вниманием спрашивать немедленно, как только каждая из них возникает, у кого она возникла, — вы выясните, что она возникла у «меня». Если теперь вы зададите вопрос «Кто есть я?», ум окажется интровертированным (сосредоточенным внутрь) и поднимающаяся мысль тут же утихнет. Таким образом, упорствуя в практике самовопрошания, ум обретет возрастающую силу и способность пребывать в своем источнике».
Рамана Махариши подчеркивает, что задача самопостижения требует отбрасывания иллюзий, а не обретения чего-то, чего не было ранее: «Как только ложные представления, вроде «Я есть тело» или «Я не реализован» отброшены, Высшее Сознание или Самость остается одна и в настоящем состоянии своего сознания люди называют это «Постижением». Но истина состоит в том, что Постижение вечно и уже существует, здесь и теперь...»
Практика йоги почитания (Бхакти йоги) включает исполнение ритуалов, пение и богослужение. Великие воплощения Бога, такие как Рама или Кришна, являются основными предметами почитания в некоторых частях Индии; в других местах это Кали, Божественная Мать. Для большинства людей легче развить в себе благоговение, почитание и любовь к Богу, персонифицированному в человеческой форме; любить абстрактный дух или сознание труднее.
Длительные встречи с духовным пением традиционно составляют важную часть религиозной практики в Индии. Песни часто просты, повторяются простые мелодии, вызывая состояние глубокого почитания и сосредоточения на одном из аспектов Боже-
ственного. Различные йогические дисциплины включают пение для канализации эмоций, развития сосредоточения ума, управления жизненной энергией, создания энергии или магнетизма в теле и уме.
В отличие от самодисциплины, воли, различения, йога почитания — это путь преобразования личности через развитие любви, радости, почитания и других положительных качеств.
Классическая хатха-йога требует, кроме практики йогических поз, полного целомудрия, вегетарианской диеты, включает упражнения в специальном дыхании и концентрации, техники очищений носоглотки и всего пищеварительного канала. Цель практик хатха-йоги состоит в очищении и усилении тела, чтобы подготовить человека к более высоким формам медитации и высшим состояниям сознания. Тело рассматривается как носитель различных жизненных энергий и пран. Предполагается, что энергия, называемая в йогическом учении «кундалини», лежит свернувшись в основании позвоночника у каждого человека. Хатха-йога помогает усилить эту энергию и дать человеку возможность ею управлять, интенсифицируя физическую, психическую и духовную деятельность.
Седьмой центр включает мозг. Когда мозг стимулируется и энер-гизируется кундалини, человек переживает значительное изменение сознания, опыт глубокого озарения, или самадхи, что описывается как «расцвет тысячелепесткового лотоса».
Раджа или «королевская» йога выделяет развитие психического управления как центральную дисциплину. Она также включает и другие дисциплины йоги. Этот путь классически систематизирован в восьми стадиях йоги, описанных Патанджали: 1) воздержание, 2) ритуалы, 3) позы, 4) управление жизненной энергией, 5) самоуглубление, 6) концентрация, 7) медитация, 8) озарение.
Эти стадии могут рассматриваться как последовательно достигаемые уровни, причем каждый опирается на предшествующий. Вместе с тем восемь аспектов раджа-йоги образуют восемь взаимосвязанных аспектов единой дисциплины, и успехи в одном аспекте помогают продвижению в остальных.
«Воздержание» и «ритуалы» — мораль, служащая фундаментом йогической практики. Воздержание охватывает правдивость, не воровство, целомудрие, бескорыстие. Ритуалы — чистота, воздержанность в потребностях, удовлетворенность, учение и почитание. Это можно считать йогическим эквивалентом десяти заповедей и принципов правильного поведения, существующих во всех религиях. Воздержание и ритуалы — это не произвольная система морали, они соблюдаются по практическим причинам, для усиле-
ния эффективности остальной йогической практики. «Не преходящие вдохновения и не блестящие идеи, а ваши повседневные привычки ума управляют вашей жизнью» (Йогананда).
Позы касаются способности сидеть расслабленно с прямым позвоночником в течение длительных периодов времени. Патанджа-ли пишет, что «поза подразумевает устойчивость и удобство. Она требует релаксации и медитации на Неподвижное» (Йога-сутра).
Управление жизненными энергиями — во многих отношениях уникальное и наиболее основательное достижение раджа-йоги. Оригинальный санскритский термин, пранайяма, часто неправильно переводят как контроль дыхания. Управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и освобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненными энергиями. Цель же состоит в полном овладении жизненной энергией, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, дышать или не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней или неделю. Современные физиологические исследования подтверждают способность продвинутых йогов управлять деятельностью сердца и дыханием.
Самоуглубление касается отвлечения от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и йог перестает быть отвлекаемым бесконечным потоком стимулов из внешнего мира. Это достижение подтверждается индийскими учеными, которые обнаружили, что ЭГГ медитирующего йога показывает отсутствие реакции на внешние стимулы. Патанджали определяет углубление в себя как «Возвращение чувств к первоначальной чистоте ума, путем отвлечения от объектов» (Йога-сутра).
Концентрация определяется просто как «внимание, фиксированное на объекте» (Йога-сутра). Есть два аспекта концентрации: отвлечение внимания от мешающих объектов и фокусирование этого обретенного внимания на одной вещи в данный момент. Определенное развитие самоуглубления является необходимой предпосылкой практики концентрации. Если все пять чувств активны, это может быть похоже на сидение за столом, на котором пять телефонов, и все непрерывно звонят. Внешние чувства приносят мысли, а они, в свою очередь, ведут к бесконечным потокам воспоминаний и размышлений.
Медитация — термин, употребляемый на Западе во многих смыслах, часто ошибочно. В йогической терминологии медитация — это
весьма продвинутая практика, когда в сознании медитирующего остается только одна мысль, объект медитации. По Патанджали «медитация — это единение ума и объекта» (Йога-сутра).
Озарение (самадхи) — это «цель», а также и сущность йогической практики, это состояние в некотором смысле определяет йогу, и только тот, кто достиг озарения, может считаться истинным йогом. Все остальные — лишь ученики йоги. По Патанджали, озарение — это состояние, в котором «исчезает единство как единство, остается только значение объекта, на котором было сосредоточено внимание» (Йога-сутра).
Озарение — состояние сознавания или постижения Самости. Это происходит, когда ум совершенно спокоен и полностью концентрирован, и начинает отражать свойства Самости внутри. Поскольку Самость бесконечна, озарение не есть конечное или статическое состояние, оно включает бесчисленные уровни Самости или Духа. Патанджали различает два основных типа озарения: озарение с содержанием и озарение без содержания в поле сознания. Содержание в поле сознания становится все более и более тонким по мере углубления медитации. Оно перемещается от сознания мыслеформы — такой, как образ божества, к сознанию абстрактных идей — таких, как Любовь. В конце концов ос<