Классификация психологических и педагогических задач и методов их решения.
Множество задач психологического исследования предполагает те или иные сопоставления. Мы сопоставляем группы испытуемых по какому-либо признаку, чтобы выявить различия между ними по этому признаку. Мы сопоставляем то, что было "до" с тем, что стало "после" наших экспериментальных или любых иных воздействий, чтобы определить эффективность этих воздействий. Мы сопоставляем эмпирическое распределение значений признака с каким-либо теоретическим законом распределения или два эмпирических распределения между собой, с тем, чтобы доказать неслучайность выбора альтернатив или различия в форме распределений.
Мы, далее, можем сопоставлять два признака, измеренные на одной и той же выборке испытуемых, для того, чтобы установить степень согласованности их изменений, их сопряженность, корреляцию между ними.
Наконец, мы можем сопоставлять индивидуальные значения, полученные при разных комбинациях каких-либо существенных условий, с тем чтобы выявить характер взаимодействия этих условий в их влиянии на индивидуальные значения признака.
Именно эти задачи позволяет решить следующий набор методов,
Задачи | Условия | Методы |
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака(различия между группами) | а) 2 выборки испытуемых | Q- критерий Розенбаума; U - критерий Манна-Уитни; φ* - критерий (угловое преобразование Фишера) |
б) 3 и более выборок испытуемых | S - критерий тенденций Джонкира; Н - критерий Крускала-Уоллиса. | |
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака | а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых(было – стало) | Т - критерий Вилкоксона; G - критерий знаков; φ* - критерий (угловое преобразование Фишера). |
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых | χл2 - критерий Фридмана; L - критерий тенденций Пейджа. | |
3. Выявление различий в распределении | а) при сопоставлении эмпирического признака распределения с теоретическим | χ2 - критерий Пирсона; λ - критерий Колмогорова-Смирнова; m - биномиальный критерий. |
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений | χ2 - критерий Пирсона; λ - критерий Колмогорова-Смирнова; φ* - критерий (угловое преобразование Фишера). | |
4.Выявление степени согласованности изменений | а) двух признаков | rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. r-критерий линейной корреляции Пирсона |
б) двух иерархий или профилей | rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. | |
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий | а) под влиянием одного фактора | S- критерий тенденций Джонкира; L - критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ Фишера. |
б) под влиянием двух факторов одновременно | Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера. |
Параметрические критерии
Критерии, включающие в формулу расчета параметры распределения, то есть средние и дисперсии (t - критерий Стьюдента, критерий F и др.)
Непараметрические критерии
Критерии, не включающие в формулу расчета параметров распределения и основанные на оперировании частотами или рангами (критерий Q Розенбаума, критерий Т Вилкоксона и др.)
Принятие решения о задаче и методе обработки на стадии, когда данные уже получены
1. Определить, какая из задач стоит в вашем исследовании.
2. Определить, каковы условия решения вашей задачи, например, сколько выборок обследовано или на какое количество групп вы можете разделить обследованную выборку.
3. определить, какой именно метод или критерий вам целесообразно использовать, учитывая определенные ограничения критерия.
Сущность основных факторов развития человека в онтогенезе
Онтогенез— процесс индивидуального развития на протяжении жизненного пути человека. Выделяют следующие основные периоды развития человека: пренатальный (эмбриогенез), перинатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, молодость, средний возраст (зрелость), пожилой возраст, старость.
Факторы роста и развития организма
делятся на внутренние и внешние(эндо- и экзогенные). Среди первых основное значение принадлежит наследственности, среди вторых для человека исключительно велика роль социально-экономических воздействий, осуществляющихся по различным каналам.
Эндогенные факторы
Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
О действии наследственностиговорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.
Вместе с тем генотип индивидуализируетразвитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
Гормональный статус. В растущем организме генетические факторы реализуются с участием нейроэндокринной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции роста и развития. Гормоны контролируют обмен веществ и развитие органов и тканей.
Половая принадлежность. По-видимому, генетическими различиями обусловлен и половой диморфизм темпов онтогенеза, прослеживаемый по многим признакам. По созреванию скелета, половому развитию, состоянию зубной системы женщины обычно опережают мужчин на 1-2 года. Предполагают, что эти различия могут быть прямо или косвенно обусловлены действием генов половых хромосом, влияющих на реализацию генотипа.
Конституция. Различия в скорости развития детей и подростков, принадлежащих к разным конституциональным типам, отмечены для многих популяций. Расхождения темпов касаются скелетного, полового, отчасти соматического, созревания. В пубертатном периоде несколько «запаздывающим» обычно является астенический тип телосложения у обоих полов, а опережают своих сверстников в развитии девочки пикнического типа и мальчики мускульного типа конституции.
Раса. Расовые различия по темпам онтогенеза не столь однозначны, как предыдущие, и выявляются не всегда. Тем не менее, ряд авторов указывают на более интенсивные темпы онтогенеза у детей и подростков экваториальной расы и на более медленный темп онтогенеза у представителей азиатско-американской большой расы.