Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого разработана классификация игр по Кудрявцеву В.

I. По видовому отражению национальной культуры:

1. Игры, отражающие отношение человека к природе.

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка» и их различные варианты.

2.Игры, отражающие быт русского народа.

Применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Корзинки», «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

3.Игры русских детей.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Городки», «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Лапта», «Ляпка», «Платочек-летуночек», «Третий – лишний», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок» и т.д.

4.Вечная борьба добра против зла. Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении этих игр, в них отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Цепи кованы» , «Перетягивание каната», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Бои на бревне» и их различные варианты.

II. По интенсивности используемых в игре движений.

1.Игры малой подвижности. Например: «Краски», «Море волнуется», «Солнце и месяц», «Соломинка», «Фигуры», «Не смеши» и т.д.

2.Игры средней интенсивности. Например: «Платок», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка» и т.д.

3.Игры высокой интенсивности. Например: «А на море шторм», «Сифа», «Салка», «Колдун», «Стадо» и т.д.

III. По типу двигательного действия.

Сюда относятся игры с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча. Например, «Волк и козлята», «Заяц и лиса», «Попади в меня», «Стрелки» и т.д

IV. По содержанию и сложности построения игры.

По своему содержанию и структуре игры делятся на простые, переходящие и командные. Наблюдается усложнение сюжета. Например: игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр «Переправа», «Ловкий мяч», «Дружная семейка», «А на море шторм» и т.д.

V. С учетом возрастных особенностей детей.

Уделяется большое внимание выбору игр, если игры не соответствуют возрасту, то нагрузка для детей может оказаться слишком большой, или наоборот, игра не будет вызывать интереса у детей, т.к. будет казаться достаточно простой.

VI. По способу проведения.

Сюда входят игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные, бессюжетные. Например: «Море волнуется», «Курочка» «Гуси-лебеди», «Ляпка», «Много троих, хватит двоих» и т.д.

VII. По физическим качествам, преимущественно проявленных в игре.

Большинство русских народных подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Одна игра может включать в себя развитие не только одного, но и несколько физических качеств. Например: игра «Переправа» способствует развитию быстроты, выносливости и ловкости одновременно.

VIII. По отношению к структуре занятия.

Игры могут использоваться в подготовительной, основной, заключительной части занятия. При этом надо учитывать нагрузку, которую получают дети. В начале занятия проводятся игры малой и средней подвижности, в основной части высокой интенсивности, а в заключительной малой подвижности. Например: «Фигуры», «Салки», «День-ночь» и т.д.

IX. По видам спорта.

Игры, включающие задания и упражнения, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.

X. По признаку взаимоотношений играющих.

Игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения.

XII. По месту занятий.

Игры, предназначенные только для спортивного зала, спортивной площадки или для местности.

Наши рекомендации