Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции

Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Системный подход требует всестороннего исследования ме­ханизмов, закономерностей, связей, взаимодействия, отноше­ний субъекта и объекта. Структура деятельности складывается из взаимодействия человека как субъекта деятельности с предметом деятельнос­ти. Любая деятельность характеризуется в первую очередь тем, что должен получить человек в ее итоге — прогнозируе­мым результатом. Структурным ядром деятельности является ее предмет — объект воздействия человека в процессах труда, познания, общения. Предмет деятельности, существуя, с одной стороны, независимо от деятеля, представлен, с другой стороны, в соз­нании человека в виде образа, отражающего свойства объекта. Операциональная сторона деятельности связана с наличием определенного способа деятельности — конкретных приемов, действий, операций — социально установленных или индиви­дуализированных. В процессе овладения деятельностью форми­руются целостные системы «человек-техника», «орган-орудие».

48_______________________________Бочкарев Л. Л.

Б. Г. Ананьев придавал огромное значение орудиям труда — искусственным элементам человеческой организации, уско­рителям и преобразователям психофизиологических функций человека. Орудия труда, как компоненты системы деятельности, яв­ляются посредствующим звеном между человеком и объектом труда. В познавательной и коммуникативной деятельности такую функцию выполняют знаковые системы. Предмет деятельности, орудия труда, знания, умения, на­выки образуют условия деятельности. Системообразующей характеристикой деятельности явля­ются ее мотивационная сторона. Именно мотивы создают на­правленность деятельности, придают ей определенный тонус. Названные выше структурные компоненты деятельности учитываются большинством российских исследователей. Так, К. К. Платонов описывает деятельность как поэтапно развертывающуюся систему, включающую «цель — мотив — способ — результат» [232]. В. Д. Шадриков, анализируя про­цесс формирования системы профессиональной деятельности в рамках «единой функциональной архитектуры», выделяет такие ее блоки, как «мотив — цель — программа деятельнос­ти — принятие решения — результат», учитывая при этом индивидуальные качества субъекта деятельности [336]. Подобную функциональную структуру процесса осознанно­го регулирования деятельности представляет О. А. Конопкин, в качестве системообразующего звена саморегуляции, опреде­ляя цель, которая находится в связи с моделью деятельности, отражающей информацию об условиях деятельности, про­граммой и результатом [154]. Анализируя многочисленные структуры деятельности, пред­ставленные в философии, социологии, психологии, В. Н. Сагатовский совершенно справедливо предлагает отказаться от установки на поиск одной-единственной верной структуры, подчеркивая, что «деятельность... есть феномен полифункцио­нальный и полиструктурный» [270, с. 161]. Автор очертил наи­более обобщенную структуру в виде схемы, в которой замысел (смысл — цель — план), реализация (способ: возможности субъекта — средства — предмет) и результат (сверхпродукт, продукт, отход) выступают в их взаимосвязи и взаимной обу­словленности» [270, с. 162]. Почти все имеющиеся в отечест­венной литературе варианты структурирования деятельности логично вписываются в общую структуру В. Н. Сагатовского: о

Психологические особенности музыкальной деятельности_____49

предметной структуре деятельности можно говорить в случае выделения таких ее видов, как материальная и духовная, о целевой структуре — в случае выделения видов деятельности по функциональному признаку (например, структура М. С. Ка­гана), наконец, о мотивационной структуре — в случае выде­ления уровней деятельности в зависимости от того, каким элементом замысла она управляется: смыслом, целью или задачей-планом (например, структура А. Н. Леонтьева). Структурный подход к исследованию деятельности дает возможность специалистам не только изучать ее как последо­вательность действий, операций или динамику направляющих ее мотивов, но и вскрыть ее регулирующие механизмы. Ведь в конечном счете любое исследование должно быть направлено потребностями практики и связано с задачами (в данном случае) повышения эффективности выполнения деятельности. Как отмечалось выше, системообразующими характерис­тиками деятельности являются «мотивы-цели». Именно они являются и ведущими психологическими регуляторами дея­тельности, определяя динамику и соотношение всех других составляющих деятельности. Достижения целей влекут за собой изменения в мотивационной сфере личности, что в свою очередь стимулирует постановку целей. Этот спиралевидный процесс самодвижения и развития личности в деятельности приводит в динамику фонд способностей и интересов, знаний и умений, навыков, поднимая их на качественно высокий уро­вень. Цели деятельности идеально воплощают конечные ре­зультаты деятельности и в виде образа детерминируют не только начальные этапы деятельности, но, сохраняясь в памя­ти до успешного завершения деятельности, регулируют всю систему действий. Образ-цель всегда связан с планом деятель­ности, в котором отражена тактика выполнения деятельности. Еще до осуществления деятельности человек осуществляет процесс планирования, предвидения, моделирования как об­щих и частных результатов, так и хода выполнения деятель­ности, который связан с определением фаз, этапов выполнения отдельных действий, задач или сопоставлением вариантов дея­тельности, оценкой их сравнительной эффективности, выбором наиболее оптимальной тактики и техники. Активная роль в этом принадлежит не только процессам мышления, но и про­цессам восприятия информации о начальном текущем и изме­няющемся состоянии всей системы деятельности, в том числе и оценке частичных результатов (продуктов) деятельности.

50_______________________________Бочкарев Л. Л.

Уже с самого начального этапа — моделирования и плани­рования будущей деятельности к механизмам ее сознательной регуляции подключаются эмоциональные факторы. Деятель­ность может быть эмоционально привлекательной, эмоцио­нально насыщенной или эмоционально-нейтральной, в которой процессы мышления функционируют «бесстрастно». Многооб­разные эмоциональные явления ежесекундно питают и насыщают деятельность и в первую очередь деятеля активностью. Эмоции являются не только результатом деятельности, сигна­лизируя о ее успехе или неуспехе, подчеркивает А. Н. Леонтьев, но и «механизмом ее движения» [180, с. 197]. Эмоции всегда есть показатель отношения между мотивами (потреб­ностями) и возможностью успешного осуществления деятель­ности, которая отвечает этим мотивам. Не всегда внешне кажущееся успешным выполнение деятельности или действия приводит к положительным эмоциям. Если деятельность или действие не отвечает ведущему мотиву личности, оно может оцениваться как неуспех. Такие примеры автор приводит и анализирует их в книге. Так, для испытуемого А. К. ведущим мотивом участия в конкурсе было получение I премии. Ус­пешное, по мнению коллег и членов жюри выступление на конкурсе им. П. И. Чайковского, звания лауреата которого он был удостоен, было для А. К. психической травмой из-за того, что жюри присудило ему всего лишь IV премию. В данном случае ведущий для А. К. мотив потерпел поражение, вызвав аффект — кратковременную эмоциональную вспышку, кото­рая вскоре была подавлена (см. с. 299 настоящей книги). Другой испытуемый Т. В., предвосхищая будущий неуспех в деятельности, испытывает боязнь перед концертами, связан­ную с ожиданием появления аффективных реакций. Его эмоции дезорганизуют ситуативно деятельность и мешают реализации мотивов, связанных с положительным отношением к музыке и потребностями в исполнительстве. Именно эти устойчивые эмоциональные явления — чувства любви к музыке позволяют ему растормозить рефлекторно-закрепившиеся аффективные реакции и преодолеть отрицательные эмоции. Процесс пере­стройки эмоционального отношения к деятельности у этого испытуемого был связан с активными переживаниями, кото­рые способствовали победе над фрустирующей ситуацией и оптимизации деятельности (см. с. 292 настоящей книги). И в разделах о восприятии и творчестве читатель встретит­ся с фактами активного вмешательства эмоций в процессе дея-

Психологические особенности музыкальной деятельности_____51

тельности. Эмоциональные реакции в момент восприятия или творчества, сопровождаемые иногда слезами, в одних случаях нарушают процесс художественного переживания (см. с. 148-155, 302 настоящей книги), в других, напротив, стимулируют работу фантазии, воображения, творческий процесс в целом (с. 193, 259, 305 и др.). Как свидетельствуют данные исследова­ний, эмоциональные явления активно соучаствуют вместе с другими регуляторами деятельности в управлении творческим процессом. В последнее время в отечественной психологии стали осо­бенно актуальными положения Л. С. Выготского — С. Л. Ру­бинштейна — А. Н. Леонтьева о регулирующей роли эмоций в деятельности человека. Эти положения получили всесторон­нюю теоретическую и экспериментальную разработку в иссле­дованиях О. К. Тихомирова, А. В. Запорожца и их сотрудни­ков на материале изучения мыслительной деятельности, про­цессов мышления и целеобразования [299]. Однако категория эмоций, при всей ее значимости для раскрытия вопроса о регулирующих механизмах деятельности не является исчерпывающей и достаточно объемной. Действи­тельно, эмоция, по мнению большинства исследователей, яв­ляется лишь выразителем смысла деятельности, открывая человеку возможность его осознания в форме «эмоциональной окраски». Между тем в процессе деятельности человек стал­кивается не только с задачей обнаружения, выявления, рас­крытия смысла, но и в его формировании, создании. В процессах же смыслопорождения, «смыслостроительст-ва» участвует весь ансамбль психических процессов, лидером и координатором «работы» по производству смысла является переживание [80]. Как справедливо подчеркивает Ф. Е. Васи-люк, переживание не занимает рядоположную позицию по отношению к другим регуляторам — восприятию, памяти, воображению, эмоциям, а является их «режиссером» [80, с. 28]. Как очевидно из приведенного выше краткого экскурса в историю становления отечественной теории деятельности, ка­тегории переживания придавалось очень важное значение с самых первых дней становления психологии. Использование категории переживания позволяет в динамике, увидеть техно­логию и механику регуляции деятельности человеком как ее пристрастным субъектом. Категория установки и категория психического состояния позволяют увидеть «срез» психики, ее моментальную готовность к выполнению деятельности или

52_______________________________Бочкарев Л. Л.

действий, актов. Категория же переживания дает возможность проследить процессуально смену установок и состояний в ходе развертывания деятельности. Не случайно Ф. В. Бассин выдвинул проблему пережива­ния в качестве центральной проблемы психологии. О том, что психология давно испытывает потребность в такой всеобъемлю­щей категории и в тоже время пригодной для рабочих целей, убедительно свидетельствует дискуссия по проблеме «значащих переживаний», развернувшаяся на страницах журнала «Вопро­сы психологии» после выхода в свет статьи Ф. В. Басина. Не­гативное отношение к этой категории со стороны некоторых психологов, принявших участие в дискуссии, прежде всего свя­зано с тем, что понятие переживания в традиционной психоло­гии связывалось обычно лишь с созерцанием субъективно-зна­чимого. Переживание характеризовалось как индивидуальное, субъективное отражение мира в его отношении к человеку или как непосредственная данность познавательных процессов в отличие от их содержательной, предметной стороны. Во многих схемах традиционной, в том числе интроспективной трактовки переживания оно рассматривалось не только в отличие от зна­ния, но и лишь как пассивный отблеск в сознании человека тех или иных психических процессов и состояний. Принципиально по-иному эту категорию рассматривает Ф. Е. Василюк, который впервые в отечественной психологии дал деятельную трактовку переживания. Оно в исследовании Ф. Е. Василюка рассматривается не как форма отражения-со­зерцания, а как целенаправленная деятельность, производя­щая реальные и жизненно важные, значимые изменения соз­нания человека, как деятельность смыслопорождающая [80]. Однако, ограничив рамки исследования задачами изучения лишь критических ситуаций (стресса, фрустрации и др.), Ф. В. Василюк ограничивает и категорию переживания рам­ками «работы» по перестройке внутреннего «психологического мира» личности, направленной на «установление смыслового соответствия между сознанием и бытием», целью которой яв­ляется «повышение осмысленности жизни». Типология «психологического мира» личности и классификации типов пере­живания построена средствами теоретического анализа и, бес-

' В дискуссии приняли участие Бойко Е. Н., Зейгарник Б. В., Иванин Г. Н., Лурия А. Р., Ярошевский М. Г. и др. (см. «Вопросы психологии», № 4, 1971 и № 3, 1972).

Психологические особенности музыкальной деятельности_______53_

спорно, лишь условно отражает все многообразие задач сбли­жения научной психологии с недрами «житейской психоло­гии», на что справедливо обратил внимание А. Г. Шмелев. Однако новаторская попытка Ф. Е. Василюка представить переживание не только лишь с позиции анализа функции — эмоциональной репрезентации человеку содержаний его соз­нания, а в качестве особой внутренней деятельности заслужи­вает, на наш взгляд, самого пристального внимания. Переживание как целенаправленная деятельность, а не стихийное, неуправляемое движение содержаний сознания, над которыми давлеет эмоциональная логика, является не только спутником, но и регулятором любого вида человечес­кой деятельности. При таком понимании категория пережива­ния позволяет плодотворно, на современном научном уровне воплотить и развить идеи Л. С. Выготского о единстве аффек­та и интеллекта применительно к задачам изучения человечес­кой деятельности. Именно деятельность рождает специфичес­кие констелляции интегрированных эмоциональных и когни­тивных процессов, в структуре которых в неразрывном единс­тве функционируют «умные», обобщенные эмоции и преобра­зование эмоциями интеллектуальные процессы: эмоционально-образное мышление, эмоциональное воображение. Исследование этих констеляций и их регулирующей роли в управлении целенаправленной человеческой деятельностью, связанной не только с преодолением критических ситуаций, есть одна из важнейших задач психологии [62, 72, 316]. Процесс переживания в таком случае следует рассматри­вать как процесс пристрастного, интеллектуально-эмоциональ­ного отражения, оценки, активной переработки внешних и внутренних воздействий, смыслообразования в соответствии с возможностями и потребностями личности, требованиями дея­тельности. Переживание как внутренняя деятельность являет­ся сущностной единицей психики. Именно такой методологи­ческий подход к анализу категории переживания позволил автору развить в дальнейшем и наполнить свои представления конкретным содержанием на материале изучения различных видов музыкальной деятельности.

Виды деятельности

Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать

54_______________________________Бочкарев Л. А.

отдельные виды деятельности по разным признакам: по фор­ме, по их эмоциональной напряженности, временной или пространственной характеристике или же по физиологичес­ким механизмам. Чаще всего дифференцируют деятельность в зависимости от предмета. Традиционным стало выделение таких ее видов, как игра, учение, труд, обусловливающих главнейшие изме­нения в психике. Б. Г. Ананьев выделяет в качестве основных труд, познание, общение [18]. К. К. Платонов делит все виды деятельности на общие и частные, сложные и элементарные. К общим видам деятельности он относит труд и общение, а так­же их производные: речь, учение, игру, спорт, искусство, ре­лигию, нравственно-правовую, политическую деятельность и бой, к частным — все многообразные виды профессиональной деятельности, учения, игры и спорта [231]. М. С. Каган, избрав в качестве основы для классификации активность социального субъекта в системе субъективно-объект­ных отношений, выделил пять видов деятельности: преобразо­вательную, познавательную, ценностно-ориентационную, ком­муникативную и художественную, подчеркивая, что в послед­ней синтезированы все четыре другие. В. Г. Афанасьев, избирая в качестве основополагающего вида деятельности материальное производство, выделяет кро­ме материальной (производственной) деятельности порождае­мые ею социально-политическую, связанную с преобразованием общественных и политических отношений, и духовную, имею­щую отношение к производству и воспроизводству идей и ду­ховных ценностей [32]. Глубокий и всесторонний анализ духовной деятельности дан в монографии А. К. Уледова [307]. Автор совершенно справедливо считает недостаточным традиционное связывание духовной деятельности лишь с про­изводством сознания, подчеркивая, что в духовной деятельно­сти следует различать две стороны: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Причем, в отличие от М. С. Кветного [144], употребляющего .понятие духовно-теоретической деятельности лишь в контексте мысленного преобразования, А. К. Уледов считает возможным и преобразование практичес­кое, например, в процессе формирования личности в условиях обучения и воспитания. Духовно-практическими являются научная, идеологичес­кая, художественная деятельность. Духовно-практическая и

Психологические особенности музыкальной деятельности_______55_

духовно-теоретическая деятельность составляют единый тип социальной деятельности — духовную. Если в ходе духовно-теоретической деятельности лишь вырабатываются идеи, представления, оценки, в ходе духовно-практической деятель­ности они внедряются в сознание людей, становятся достоянием их мировоззрения. «В первом случае продуктом деятельности является идеаль­ное в чистом виде как духовный потенциал общества, его ду­ховные ценности, а во втором — продуктом выступают те же духовные ценности, но усвоенные людьми, ставшие их достоя­нием. Таким образом, результат духовно-практической дея­тельности заключается в изменении не просто сознания, но и его субъектов» [307, с. 68]. В художественной деятельности, подчеркивает автор, духовно-теоретические и духовно-практические стороны органически слиты.

Художественная деятельность

Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творца, становясь его внутренним достоя­нием. Одной из главных особенностей художественной деятельно­сти является то, что ей не противостоит особый объект. Пред­метом художественной деятельности может стать любой объект действительности и общественной практики. Субъект художественной деятельности воплощает коллек­тивный опыт человечества сквозь призму собственной чувст­венно-эмоциональной практики. Субъект художественной дея­тельности в отличие от гносеологического субъекта , отражает мир пристрастно, в форме художественных образов, в которых слиты воедино художественная идея, художественная оценка и художественная эмоция. Познание в искусстве — это всегда и оценка, которая оказывает практическое воздействие на зрителя, слушателя, читателя. Расчленить познавательные и оценочные моменты в художе­ственном образе почти невозможно. Г. Палиевский сравнивает познавательно-оценочный конгломерат в искусстве с сочетанием

1 В гносеологии субъект трактуется в безличной форме, в его от­ношении к реальности.

56_______________________________Бочкарев Л. Л.

атомов кислорода и водорода в молекуле воды, подчеркивая, что познание и оценка «отличаются от искусства еще больше, чем кислород и водород от воды» [293, с. 106-107]. Действительно, оценочные моменты глубоко и незаметно вплетены в содержательную ткань образа, оказывая огромное влияние на зрителей, слушателей, читателей. Еще более неразрывно связаны содержание и форма в ис­кусстве: «Искусство относится к жизни, как вино к виногра­ду, — сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свой­ствах самого материала еще не содержится» [93. с. 309]. Чудодейственное превращение винограда в вино, о котором идет речь в приведенной цитате, и есть психологическая сила художественной формы, которая трансформирует жизненные факты, события, переживания в явления художественные, ка-тарсически действующие на человека. Самые незначительные погрешности в художественной фор­ме ведут к нарушению адекватности воздействия художествен­ного содержания. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», — говорил Бюлов ... «Ошибка на миллиметр не дает желаемого результата, — предупреждал Н. М. Радин ... «Колокольчик не зазвенит», — утверждал Ф. Шаляпин, который считал, «что у чуткого артиста имеется внутренний «колокольчик», сигнализирующий, как в тире, о «попадании», то есть о том, что «сделанное (оттенок, интонация, движение) дошло до зрителя (слушателя), вызвало в его душе желаемый отклик» [149, с. 36-39]. Чуть-чуть переборщил сценарист, чуть-чуть просмотрел режиссер, чуть-чуть переиграл актер — и эмоции зрителя, читателя, слушателя перестают быть художественными, же­лаемая цель воспитательного воздействия может быть не дос­тигнута, коммуникативная цепочка связи творца со зрителем, слушателем, читателем разрывается. Характеризуя искусство и художественную деятельность, М. С. Каган применяет понятие эмерджентности, которое обо­значает возникновение в структуре целого новых качеств, от­сутствующих в его элементах (частях). Художественность как главнейшее специфическое свойство искусства есть проявление эмерджентности. Художественность не сводима ни к достоинствам содержания или формы, ни к

Психологические особенности музыкальной деятельности_____57_

заключенной в произведении искусства системе оценок, но она в то же время включает и познавательные, и ценностные, и ком­муникативные, и онтологические характеристики произведения. Художественность — это интегральное качество искусства, занимающего особое место в системе человеческой деятельно­сти. Искусство, по мнению М. С. Кагана, сопоставимо со всем миром человеческих ценностей, поскольку оно является про­дуктом художественного творчества «как вида деятельности ..., в котором органически слиты все другие» [139, с. 127]. Художественную деятельность в единстве ее созидательных и созерцательных моментов многие рассматривают в целом как творческую. Что касается созидательной деятельности, свя­занной с созданием произведения, она, бесспорно, всецело яв­ляется творческой (от замысла до продукта). Однако к творче­ской или сотворческой деятельности относят иногда и художе­ственное восприятие. Действительно, художественное вос­приятие — это не пассивное созерцание художественного со­держания и его интерпретации, это активная интеллектуаль­но-эмоциональная переработка увиденного, услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентация-ми, отношением воспринимающего. Однако сводить художе­ственное восприятие к творческой деятельности все же непра­вомерно, так как слушатель, зритель в первую очередь должен постичь и пережить воплощенный в произведении художест­венный замысел автора. Если в «статичных» искусствах (архитектуре, живописи, скульптуре, графике и др.) творческий процесс завершается созданием произведения самим автором, в «динамичных» ис­кусствах (хореографии, театре, музыке) художественный замы­сел передается посредником-интерпретатором. Деятельность интерпретатора, являясь относительно самос­тоятельной, заключается в творческом воссоздании и художе­ственном прочтении продукта первичного художественного творчества. Три основные вида художественной деятельности: созда­ние, исполнение, восприятие художественного произведения представляют собой иерархическую систему, анализ каждого из звеньев которой требует всестороннего раскрытия его свя­зей с другими звеньями. Творческую деятельность создателя невозможно психоло­гически раскрыть, не учитывая его направленность на буду­щих зрителей, слушателей, читателей.

58_______________________________Бочкарев А. Л.

Истоки творческой деятельности интерпретатора питаются также не только замыслом автора, но и многочисленными нитями связей с слушателями и зрителями. Наконец, сотворческая деятельность воспринимающего субъекта есть резуль­тат диалектического взаимодействия субъектно-личного с объ­ективным и вариативно-интерпретационным, содержащимся в произведении и его трактовке.

Музыкальная деятельность

Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других искусств имеют жизненные аналоги, музыкальный предмет может функцио­нировать лишь в системе музыкально-слуховой деятельности. Говоря о коммуникативно-знаковой природе музыкальной пред­метности, Г. С. Тарасов подчеркивает условность этого понятия применительно к анализу музыкальной деятельности: «Музы­кальный предмет, если понимать понятие «предмет» букваль­но, в духе ныне господствующей психологической доктрины, есть понятие условное. Иное дело, если музыку понимают как предмет особенный — как объективную форму выражения субъективного мира человека, как форму связи субъективного и объективного, индивида и общества» [290, с. 77]. При таком понимании знаковая сфера музыки обозначает предметно-духовную содержательность, являющуюся сплавом «внешней» предметности, заложенной в самой ткани произведения и внут­ренних состояний субъекта музыкальной деятельности, отра­жающего музыку в соответствии с социально-эстетическими ценностями и оценками. Двойственная природа предмета по-разному преломляется в каждом из видов музыкальной дея­тельности. Материальная основа предметности, которая вопло­щена в существующем независимо от субъекта культурно-художественном произведении — связана у исполнителя с нотным текстом, у слушателя — с реальным звучанием. На основе этой материально-зафиксированной предметности рож­даются ее социально-ценностные, нравственно-идеологические, духовно-эстетические корреляты, направленные в сторону со­циума и связанные в то же время с конкретной личностью. В отличие от исполнительской и слушательской деятельно­сти, в которых с самого начала их осуществления материаль­ная основа предмета в значительной степени детерминирует

Психологические особенности музыкальной деятельности_____59_

динамику формирования его образа, композитор, приступаю­щий к сочинению произведения, не располагает внеположны­ми сознанию материальными основаниями предмета своей творческой деятельности. Предметом его творческого внима­ния может стать любой объект действительности, в том числе и собственное переживание (см. об этом подробнее в III главе). Однако с первых этапов деятельности, с момента рождения частичных продуктов творчества появляется материальная ос­нова будущего продукта. Материально-зафиксированные эле­менты замысла могут оказать существенное влияние на про­цесс его преобразования, окончательного воплощения и худо­жественный продукт в целом. В свою очередь художественный продукт творческой дея­тельности композитора становится предметом деятельности исполнителя, продукт же этой деятельности является процес­суально-развертывающимся предметом деятельности слушате­ля. Таким образом, динамика психологического «функциониро­вания» материально-образного единства, воплощенного в пред­мете музыкальной деятельности представляется в виде цепной реакции с сложными и многомерными трансформациями, подчиняющимся социально-психологическим закономерностям творчества и восприятия. Эти закономерности являются пред­метом специального рассмотрения в последующих главах. Важной особенностью музыкального предмета в целом явля­ется то, что он воплощает в себе диалектическое единство двух основных функций музыки: функции выражения эмоциональ­но-ценностной сферы человека и функции воздействия на слушателя. «Предпосылки этого единства, — подчеркивает Г. С. Тарасов, — ... обнаруживаются на уровне процесса сочи­нения музыкального произведения — в единстве содержания и процессуальной формы произведения, музыкального образа и способа его формирования, в способе переосмысления музы­кальных интонаций в границах одного музыкального произве­дения и т. д.» [290, с. 175]. Своеобразие музыкального пред­мета состоит в том, что содержание музыки и выражается (композитором, исполнителем), и воспринимается (слушателем) в образно-чувственной, эмоциональной форме. «В условиях музыкальной деятельности мы имеем уникальный случай зави­симости содержания предмета от меры его эмоциональной нацеленности, обращенности» [290, с. 96]. Музыка, благодаря наличию разнообразных звуковых му­зыкальных систем, их соединения с речью и выразительными

60_______________________________Бочкарев А. А.

средствами многочисленных музыкальных инструментов, об­ладает неисчерпаемыми возможностями художественно-образ­ного отражения действительности и психологической регуля­ции эмоционально-интеллектуального в психике человека. Музыка в большей степени, чем^акое-либо другое искусство, предоставляет человеку возможность переживания процессуаль­ной стороны эмоциональной организации жизненных событий. Музыкальная деятельность, будучи разновидностью деятель­ности духовно-практической, являет собой пример многообра­зия ее специфических форм: в слушательской деятельности все звенья являются существенно внутренними, в деятельности исполнителя важную роль играют внешние действия, направ­ленные на техническую реализацию замысла, в деятельности режиссера музыкального театра, дирижера — коммуникатив­ные действия, связанные с управлением, руководством музыкальным коллективом. В одних видах как композиторской, так и исполнительской деятельности процесс и результат (продукт) творчества совпадают (например, фольклорное исполнительство, импровизация), в других — не совпадают (музыкальная режис­сура, дирижирование). Предмет, средства, особенности музыкальной деятельности, формы бытования музыкального искусства, процессы общест­венной музыкальной коммуникации детерминированы социаль­но-историческими условиями. Например, в синкретической фольклорной форме автор, исполнитель, слушатель неотделимы; в бытовом музицировании исполнители являются и слушателями, в салонном музицировании и публичных концертах XVII-XVIII в. в. компози­тор и исполнитель представляют одно лицо, наконец, в совре­менных условиях, в эпоху НТР благодаря трансляции, зву­козаписи, радио, телевидению, кино исполнитель и слушатели могут быть разделены во времени и в пространстве, аудитория слушателей расширилась до многомиллионных масштабов, музыка приобрела возможность широчайшего распростране­ния. Под влиянием научно-технических достижений совер­шенствуются и формы концертной жизни. Концертные залы «Ашерхолл» в Эдинбурге, «Концертгебау» в Амстердаме и др., максимально приближающие публику к исполнителям, позволяющие слушателям крупным планом видеть лицо, руки ди­рижера, бесспорно, отголосок телеконцерта, кинооперы. Структуру музыкальной деятельности следует рассматривать не только в морфологическом, но и в динамическом аспекте, в

Психологические особенности музыкальной деятельности_____61_

контексте всей совокупности общественной жизни, включая историю развития специальных знаковых систем (нотописи), техники (музыкальных инструментов, средств массовых комму­никаций) и историю жизненного пути человека как субъекта деятельности. Так, операциональный состав деятельности, особенности ее инструментальной базы, например, натуральный строй инстру­мента — у скрипачей и виолончелистов, темперированный — у пианистов, качества, тембр голоса — инструмента вокали­стов1 способствуют формированию специальных уровней организации слуховой системы, моторики, различных типов уста­новки на предмет и орудия труда, являющихся основой раз­ных видов слухомоторной координации (слухозрительнодвигательной — у инструменталистов, слухозвукодвигательной — у вокалистов) . По данным наших исследований, с одной стороны, особен­ности слухомоторных координации в значительной степени определяют характер эмоциональной напряженности деятель­ности, действий, особенности психических состояний исполни­телей на эстраде, с другой стороны, оптимальная эмоциональ­ная организация музыкально-слуховой деятельности, высокий

1 Особенный интерес в операциональном плане представляют певцы Алтая, Тибета, Тувы, Башкирии, (см. с. 81 настоящей книги) способные извлекать одновременно два звука, их вокальная деятель­ность характеризуется высокой эмоциональной напряженностью.

2 Вокалист, в отличие от инструменталистов, не видит своих рабо­чих движений, связанных с деятельностью артикуляционного аппарата. В свою очередь, динамика формирования «инструментальной организа­ции» в значительной мере детерминирует специфику функционирова­ния операциональных систем. Психомоторные функции (аппарат рабо­чих движений инструменталистов) имеют ранние оптимумы развития, органы голосового аппарата вокалистов созревают полностью условно лишь к 19 годам, что находит отражение и в возрастной динамике творческой продуктивности. По данным биографических исследований, проведенных на конкурсе им. П. И. Чайковского, раннее начало про­фессионального обучения (6 л.), концертной (12 л.) и конкурсной (22,5 л.) деятельности обнаружены у инструменталистов. Более позд­ний «старт» [19] и кульминация — у вокалистов. Так, самый высокий уровень предконцертной тревоги и психофизиологической реактивнос­ти обнаружен у скрипачей и виолончелистов, меньший — у пианистов, самый низкий — у вокалистов [67].

62_______________________________Бочкарев А. Л.

эмоциональный тонус музыкальной деятельности в целом обеспечивает совершенствование слуховых дифференцировок, слухомоторных координации [67]. По мнению большинства ученых [290, 297, 227], эмоции являются не только спутником, «окраской» музыкальной дея­тельности, но и цементирующей составляющей переживания музыкантом своей деятельности. Б. М. Теплов блестяще показал, что музыкальное пережи­вание есть в первую очередь переживание эмоциональное: «... недостаточно только услышать музыку, надо еще ее эмоцио­нально пережить, почувствовать ее эмоциональную вырази­тельность» [297, с. 129]. Ту же мысль высказывает Г. С. Тара­сов, анализируя специфику музыкальной предметности: «Нель­зя рассматривать восприятие музыки как процесс, в ходе ко­торого первоначально у слушателя рождаются «образы» ре­альности, а затем формируется эмоциональное отношение к ним, «музыкальное сопереживание». Такое понимание являет­ся умозрительным и не отвечающим эмоционально-вырази­тельной природе музыкального искусства» [290, с. 144]. Музыкальное переживание выполняет координирующую роль в регуляции всех видов музыкальной деятельности, ин­тегрируя эффект влияния других регуляторов: мотивов, целей, установок, потребностей, вкусов художественных эталонов. Качественные, динамические характеристики музыкаль­ных переживаний обусловлены ценностными ориентациями, мотивационно-потребностными характеристиками человека как субъекта деятельности. В художественных переживаниях композитора высокий удельный вес занимают интеллек<

Наши рекомендации