Развитие представлений о предмете психологии: краткая характеристика этапов
Развитие психологии как науки можно разбить на два периода:
1. Донаучный – в рамках религиозного и философского знания.
Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу.
2. Научный — формирование психологии как самостоятельной науки.
Развитие психологии можно представить и в виде этапов:
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
I этап (донаучный этап - V век до н.э. - начало XVII века н.э.) о душе
Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. Ранние представления о психологии связаны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, также на религиозных и мифических представлениях о мире (в основе лежали легенды, мифы, сказки, религия), которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления.
Выделяют три основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли:
1) материалистическое: «Душа - тончайшая материя». Наиболее яркие представители этого направления Гераклит, Демокрит, Анаксагор.
2) направлениеидеалистическое:«Душа - божественный разум». Представители направления Сократ и Платон.
3) направление дуализм. Представитель Аристотель.
II этап (научный период - XVII-середина XIX вв.) о сознании
В связи с развитием естественных наук, с помощью их опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. В XVIII веке психология развивается как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основными ее авторами являются В.Вундт и Э.Б.Титченер. Основной задачей психологии по В.Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей.
III этап (экспериментальный этап - середина XIX - начало XX в.) о поведении
Изучение психологии как науки о поведении. Дальнейшее развитие психологии связано с появлением критических взглядов на психологию «чистого сознания». Главной задачей психологии становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать (поступки или реакции человека, его поведение и т.д.) На данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии.
IV этап (начинается со второй половины XX века) о психики
Данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерностипсихики, их проявления и механизмы.
Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, проблемы
Психология как наука
При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:
1) естественные - изучают природу;
2) гуманитарные - изучают общество, культуру и историю;
3) технические науки - связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда.
Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche— «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.
Предмет психологии
Сначала предметом изучения психологии была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное. В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
«В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда:
1) предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
2) предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности».[3]
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Суждения о природе и механизмах проявления психики:
1) Психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.).
2) Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
3) Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.
Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.
Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (см. рис.).
Рис. Структура психических явлений
Психические процессы
Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.