Тема: Развитие представлений о предмете психологии

Цель: формирование представлений об основных этапах развития научно-психологического знания, об условиях развития и особенностях психологических знаний в рамках учений античности, в средние века, в эпоху Возрождения, в период Нового времени (XVII в.) и эпоху Просвещения; предпосылках и условиях выделения психологии в самостоятельную науку.

Организационная форма занятия:«круглый стол».

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Этапы развития научно-психологического знания. Понятие «душа» как научное обобщение в античной философии и психологии.

2. Древнегреческая психология в досократический период (Пифагор, Гераклит, Алкмеон, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Гиппократ и др.).

3. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии.

4. Монистическое учение о душе Аристотеля.

5. Предпосылки появления психологии как науки о сознании.

6. Концепция механицизма. Взгляды Рене Декарта на проблему соотношения души и тела.

7. Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка.

8. Предмет и метод эмпирической психологии сознания. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта.

9. Становление ассоциативной психологии (Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Милль, Д. Гартли).

10. Программа построения психологии как самостоятельной науки Ф. Брентано. Возникновение функционализма в европейской и американской психологии.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: студент должен иметь представление об основных этапах развития научно-психологического знания; в ходе занятия студент должен раскрыть понятие «душа», обосновать необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения явлений жизни. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По второму вопросу: студент должен охарактеризовать особенности развития древнегреческой психологии в досократический период; рассмотреть особенности представлений о душе как предмете исследования в учениях Пифагора, Гераклита, Алкмеона, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Гиппократа и др. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По третьему вопросу: студент должен иметь представление об основных положениях учения Платона о душе, раскрыть понятия «материального» (материи) и «идеального» (идеи и идеала). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По четвертому вопросу: студент должен иметь представление об основных положениях монистического учения о душе Аристотеля, раскрыть значение понятия «энтелехия». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По пятому вопросу: студент должен иметь четкое представление о предпосылках возникновения психологии как науки о сознании, охарактеризовать основные положения учений А. Аврелия, Р. Бэкона, У. Оккама, Ф. Бэкона. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По шестому вопросу: студент должен проследить путь Р. Декарта к понятию сознания, охарактеризовать положения концепции механицизма; рассмотреть взгляды Р. Декарта на проблему соотношения души и тела. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По седьмому вопросу: студент должен раскрыть значение понятия рефлексии в эмпирической психологии Дж. Локка, охарактеризовать взгляды Дж. Локка на системы психических процессов. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По восьмому вопросу: студент должен иметь представление о предмете и методе эмпирической психологии сознания, о программе «физиологической психологии» как науки о непосредственном опыте В. Вундта и структурализме Э. Титченера, в ходе занятия студент должен рассмотреть сознание и его свойства как предмет экспериментального психологического исследования в учениях В. Вундта и Э. Титченера, провести сравнительный анализ модели сознания В. Вундта и модели сознания Э. Титченера. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По девятому вопросу: студент должен иметь представление о понятии ассоциации в психологии, видах и свойствах ассоциаций, о возникновении и развитии ассоциативной психологии в трудах Дж. Беркли, Д. Юма, Дж. Милля, Д. Гартли. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

По десятому вопросу: студент должен иметь представление о психологии интенциональных актов сознания Ф. Брентано, «потоке сознания» и его свойствах по В.Джемсу; охарактеризовать роль и значение возникновения функционализма в европейской и американской психологии (Г. Спенсер, Д. Дьюи). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005; Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006; Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005;Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

Основные понятия: анимизм, антропоморфизм, гилозоизм, душа, энтелехия, натурфилософтирия, деизм, рационализм, волюнтаризм, номинализм, схоластика, томизм, теоцентризм, антропоцентризм, сенсуализм, сознание, агностицизм, ассоциация, интроспекция, дуализм, рационализм, эмпирическая психология, эпифеноминализм, механицизм, детерминизм, редукционизм, ассоциативная психология, детерминизм, догматизм, номинализм, скептицизм, феноменализм, эмпиризм, иррационализм, ассоцианизм, интроспекционизм, структурализм, функционализм, волюнтаризм.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.

2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней: Учебник для вузов. - М.: Акад. проект, 2005.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2006.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

1. Лучинин А.С. История психологии. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

4. Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х – середина 30-х годов ХХ в. – М., 1980.

5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.

6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 1996.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://psychology.net.ru – «Мир психологии»

2. http://azps. ru – «А.Я. Психология»

3. bookap.by.ru – библиотека психологической литературы

4. http: //www.voppsy.ru – «Вопросы психологии»

5. http: //www.psyedu.ru – «Психологическая наука и образование»

6. http: //www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»

7. http: //magazine.mospsy.ru – «Московский психологический журнал»

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Заполнить таблицу «Итоги развития психологической мысли в период античности, средние века, эпоху Возрождения, в период Нового времени (XVII в.) и эпоху Просвещения»:

Хронология Представители Основные идеи
     

2. Конспект «Представление древних философов о душе. Психология сознания» // Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006. С.20-33.

3. Заполнить таблицу «Основные этапы развития психологии»:

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования Основные достижения
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э.      
Философский, VII-VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в Античная психология        
Психология Средневековья        
Психология Возрождения        
Экспериментальная психология, середина XIX – начало XX в      

Темы рефератов:

1. Психологические концепции эллинизма (Эпикур, Лукреций Кар, Гален и др., Плотин).

2. Учение о душе и познании в основных направлениях схоластической философии Средневековья.

3. Идейно-теоретические основания арабоязычной философии и психологии.

4. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения.

5. Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в. (Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.)

6. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX века.

7. Основные направления развития психологии в России конца XVIII – первой половины XIX века.

8. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии.

Программированный контроль знаний:

Наши рекомендации