Объективный подход в психодиагностике.
Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа действий.
Специфические особенности:
1. Предполагают невозможность фальсификации результатов со стороны испытуемого (пр: цель теста скрыта от испытуемого).
2. -//- отсутствие влияния со стороны экспериментатора (например, его теоретических предпочтений).
Предполагает 2 большие группы методик:
- для диагностики собственно личностных особенностей (неинтеллектуальные);
- тесты интеллекта.
Личностные опросники – представлены двумя группами.
1- Тесты действий / целевые личностные тесты – это относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какого-либо задания.
Качество выполнения этих заданий зависит от развития перцептивных процессов.
Иначе их называют непрямыми, т.к. цель в них замаскирована. Обследуемый не знает какая его индивидуальная особенность изучается.
(пр: тест замаскированных фигур – направлен на изучение полезависимости и поленезависимости.
Суть ее заключается в том: смотрят – насколько легко человек выделяет фигуру из фона, а судят о личностных особенностях человека).
2- Ситуационные тесты – обследуемый помещается в ситуацию, подобную той, которая может возникнуть в реальной действительности.
(пр: Хартшорн, Меем – тест исследования воспитательного характера.
Пр. тестов: дилемма выбора, с конкретной работой, с кружками - подглядывание).
Кроме личностных методик и тестов интеллекта в объективных методах:
3- Тесты специальных способностей – они предназначены для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, которые обеспечивают успешность деятельности в относительно узких областях деятельности.
(пр: тест музыкальных способностей; счетных, конторских и т.д.… способностей).
4- Тесты достижений – выявляют овладение определенными ЗУНами.
Билет 23.
Понятие интеллекта. Модели структуры интеллекта.
4 основных подхода:
1. Интеллект – это обобщенная способность к обучению.
2. Интеллект – это способность к обобщенному абстрактному мышлению.
Функция интеллекта – в эффективном использовании символов и понятий.
Большинство исследователей широко трактовали способность к абстрагированию.
Этот подход очень близок к следующей трактовке интеллекта.
3. Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации в сложной среде.
Штерн – общая способность приспособления человека к новым условиям, к новым жизненным задачам.
Векслер – общая способность, которая проявляется в целенаправленной деятельности, в правильном рассуждении, понимании, приспособлении среды к своим возможностям.
Пиаже – когнитивная теория: структурирование отношений между средой и человеком.
4. Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта.
Эти подходы – взаимодополняющие.
Бурлачук – рабочее понятие интеллекта.
Интеллект – это относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственных и врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и преимущественно обеспечивающая адекватное взаимодействие с окружающей действительностью.
Иерархические теории структуры интеллекта.
Группа различных показателейнаходится во взаимосвязи, определяя одну способность.
Групповые факторы – общие для более или менее ограниченных групп тестов.
Иерархическая теория интеллекта:
1) На вершине – генеральный фактор (открытый Спирменом)
2) Затем – достаточно широкие групповые факторы: вербально-образовательный и практическо-механический интеллект.
3) Подразделяются на субфакторы:
Вербально-образовательный → вербальный и счетный субфакторы;
Практическо-механический → механико-информационный, пространственный, мануальный субфакторы.
4) На низшем уровне – специфические факторы.
Модели интеллекта.
Модель Девида Векслера (США).
Показал, что успешность решения тестов на интеллект зависит от многих факторов.
3 уровня интеллекта (иерархия – от более высокого уровня к более низкому):
1. Уровень общего интеллекта.
2. Уровень групповых факторов (в том числе – вербальных и невербальных).
3. Уровень специфических факторов, которые соответствуют отдельным субтестам.
Вербальный интеллект – это способность к вербальному мыслительному анализу и синтезу, к решению вербальных задач (пр: определение понятий, установка сходств и различий и т.д.).
Невербальный интеллект – это способность оперировать реальными предметами, образами, изображениями (=интеллект действия = практический интеллект).
Векслер считал, что…
Вербальный интеллект отражает приобретенные способности.
Невербальный – отражает природные психофизиологические возможности человека.
(современные исследования доказывают обратное).
Модель Чарльза Спирмена (США).
1923 г. – разработана модель, основанная на статистическом анализе показателей тестов (мышления, памяти, внимания).
Спирмен обнаружил положительную корреляцию между результатами этих тестов ð отдельные проявления интеллекта сильно связаны (пр: если у человека высокое внимание, то можно предположить, что память и мышление тоже высокие).
Вывод Спирмена: существует некий генеральный фактор, который оказывает влияние на все изучаемые переменные (этот фактор – G).
Согласно Спирмену, этот фактор имеет 2 интерпретации:
Узкая: этот фактор присущ всем измерениям интеллекта.
Более широкая: фактор-G = умственная энергия.
По мнению Спирмена:
1) Фактор-G связан с постижением связей и отношений между предметами и явлениями действительности.
2) Фактор-G влияет/ проявляется в сложных математических и вербальных действиях, т.е. максимально проявляется в действиях, которые происходят во внутреннем плане и он практически не проявляется в непосредственных взаимоотношениях с окружающей средой.
Кроме фактора-G Спирмен выявил специфические факторы. Эти факторы присущи только определенному тесту и не связаны друг с другом.
Для измерения фактора-G принято использовать тесты Айзенка, Кеттелла и прогрессивные матрицы Равена.
Модель Кеттелла.
Продолжение модели Спирмена.
Сущность интеллекта (солидарен со Спирменом) – постижение отношений, зависимостей.
Фактор-G складывается их 2 общих факторов:
1. Свободный/ текучий интеллект – не зависит от степени приобщенности человека к культуре. Его уровень определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий.
Проявляется этот интеллект при решении перцептивных задач, когда от обследуемого требуется найти, например, соотношение различных элементов (изображения).
2. Связный/ кристаллизованный интеллект – совокупность знаний и интеллектуальных навыков, которые приобретаются в процессе социализации личности.
Данный фактор положительно коррелирует с вербальным, арифметическим интеллектом и проявляется в решении тестов, требующих обученности.
Кроме этих 2=х факторов Кеттелл выделяет 3 вида интеллектуальных способностей:
Ограничивающие способности– в какой-то мере ограничивают эффект обучения.
1. Общие/ центральные способности – опр. параметры деятельности мозга в целом. Они оказывают влияние на все познавательные процессы. Являются основой свободного интеллекта.
2. Парциальные/ локальные способности – они связаны с уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Обнаруживаются в заданиях, которые требуют звукового, зрительного восприятия + моторной активности.