Комплексно-дифференциальный подход в психодиагностике личности с учетом уровней ее проявления

В педагогике, психологии и менеджменте до сих пор бытует стереотип, что личность – это чистая доска, на которой воспитатели, преподаватели и руководители могут писать любую информацию в виде правил, законов, норм и установок в полной уверенности, что их подопечные будут им следовать. В действительности, личностьявляется избирательной информационной системой, которая настроена на индивидуальный прием, переработку и выдачу определенной информации, которая по форме и содержанию органична ее природе.

Структурные особенности личности относятся к той стороне личности, которая является на протяжении жизни относительно неизменной, статичной. Эта сторона связана преимущественно к врожденным генетическим психофизическим качествам, которые можно считать константами личности. К числу этих качеств можно отнести: анатомическое строение, лево-правополушарность головного мозга, тип темперамента, половые (гендерные) и возрастные особенности психики, а также психотип как энергоинформационную систему.

Функциональные особенности отражают изменчивую динамическую сторону личности. Мыслительные и поведенческие аспекты деятельности относятся к социально-психологическим качествам, которые приобретает человек на протяжении всей жизни в процессе социализации или усвоения тех правил игры, которыми живет социум – локальный и глобальный. В качестве носителей социальных норм и ценностей последовательно выступают такие общественные институты, как семья, школа, вуз, работа, государство, различные социальные группы и организации – формальные и неформальные, малые и большие, возрастные, половые, этнические, религиозные, профессиональные, по интересам и т.д.

Комплекс структурных и функциональных особенностей человека образуют систему уровней, своеобразную иерархию качеств индивида. Таких глобальных уровней четыре: психофизический, психологический, социальный и социально-психологический. Первые два относительно статичны и неизменны, третий и четвертый – динамичны и переменны.

Такой подход в рамках соционики дал возможность рассматривать не только психотипы[1] личности, но и социотипы[2], как совершенно новое понятие, введенное в типологию личности. Это позволило соционике занять нишу между психологией и социологией и стать отдельным научным направлением. Поскольку соционика рассматривает и то, и другое, в дальнейшем мы будем употреблять оба эти термины.

Уровни Механизмы формирования Потребности Проявления
Социально-психологический Познание Актуализация Ценности, мировоззрение, интересы, знания, менталитет, стимулы и мотивы, и др.
Социальный Усвоение (социализация) Адаптация Привычки, навыки, умения, статус, социальные роли, стили управления, социальные установки, др.
Психологический Упражнение Личные психологические Воля, память, чувство, мышление, ощущения, интуиция, психоформы поведения, акценты типа, формы любви, и др.
Психофизический Тренировки Биологические Асимметрия головного мозга, конституция тела, форма лица, биоритмы, темперамент, инстинкты, рефлексы, и др.

ПРиложение 2.

5. Об авторах дифференциальной соционики

Мегедь Валентина Васильевна (ИЭЭ) – психолог и Овчаров Анатолий Александрович (СЛИ)– социальный психолог, кандидат социологических наук, являются представителями киевской школы соционики.

27.10.2006 года Международным Ученым Советом при Международном институте соционики им было присвоено званиедокторов философии в области соционики.

Авторы внесли значительный вклад в развитие типологии личности и групп, обогатив ее новыми подходами, раскрывающими возможности для более успешной практической помощи как отдельным людям, так и целым коллективам. Авторы за последние два десятилетия сделала множество эмпирических исследований и теоретических разработок. Их подходы уникальны и не имеют аналогов как в нашей стране, так и за рубежом.

Занимаясь проблемой типологии личности и групп, авторы создали собственную типологию вариативности типов путем своих исследований и авторского синтеза исследований многих других отечественных и зарубежных типологов, включая исследования юнговской и соционической школ типологии. Объединив разрозненные системы психологических знаний в одну общую, и дополнив ее своими дальнейшими разработками, авторы сделали новый шаг в области типологии личности, диагностики типов, профориентации и совместимости на разных уровнях, включая биопсихический. В результате этого стало возможным гораздо более эффективно объяснять, моделировать и прогнозировать поведение людей в различных ситуациях и на разных уровнях общения: информационном, социальном, психологическом и физическом, а также выдавать соответствующие рекомендации индивидуального и межличностного характера и консультировать коллективы для улучшения эффективности их деятельности.

Авторская типология вариативности типов личности, включает 12 вариантов 32 подтипов 16-и типов личности, т.е. 384 варианта характеров с их профессиональными и эротическими характеристиками и прогнозами взаимодействия на социальном, эмоциональном и сексуальном уровнях; новую интерпретацию социальных ролей типов в авторской типологической модели социума; модель оптимизации деятельности оргструктур; модель эволюции общества; модель адекватного воспитания и обучения детей; множество практических рекомендаций во всех направлениях; оригинальные диагностические тесты и др

Мегедь В.В. занимается личным и семейным консультированием, психокоррекцией личности и лечением неврозов, проводит семинары по авторской типологии личности и искусству общения.

Овчаров А.А. – занимается управленческим консультированием, профселекцией, профотбором и профориентацией, и проводит разнопрофильные семинары, посвященные авторским подходам в психологии управления.

Вместе они развивают собственное направление, которое называется «Дифференциальная соционика Мегедь и Овчарова и ее технологии».

Авторы написали книгу«Характеры и отношения» и две брошюры: "Путь к личности" и "Учитесь эффективно управлять людьми».

Авторами было сделано более 450 публиацийв прессе, включаятеоретическиестатьи,методическиеразработки,научно-популярные публикации и др.

Авторский тест для экспресс-диагностики типа личности опубликован в учебнике психологии для вузов (Столяренко Л.Д. Основы психологии для вузов, Ростов-на-Дону, Феникс, 1997 г., Цифровой тест Мегедь-Овчарова. стр. 455).

С 1988 года авторы выступают с докладами на конференциях, по радио и телевидению и публикуют свои статьи в прессе и научных журналах. Их рубрики, особенно такие, как "Школа общения", "Психология управления", "Клуб одиноких сердец", имели живой отклик читателей. Большой практический интерес вызывают эмоциональные и профессиональные характеристики типов личности, рекомендации для достижения сексуальной гармонии и для продуктивного и бесконфликтного взаимодействия деловых партнеров, а также рекомендации по воспитанию детей.

С 1990 г авторы занимаются практической деятельностью в следующих направлениях: управленческое консультирование различных фирм и организаций, личное и семейное консультирование, проведение конкурсных отборов в консалтинговых фирмах, диагностика, консультирование и профориентация школьников, студентов и клиентов центров занятости, обучение методам практической психологии слушателей их курсов, организуемых в Киеве и других городах СНГ, и др.

С 1990 г. по 1993 г. авторы работали в научно-исследовательской лаборатории при центре «Интенсив» под руководством Рогова Евгения Ивановича.

С 1992 г. авторы сотрудничают с центром «Творческие инициативы» под руководством Панько Валерия Ивановича.

С 1993 г. по 1996 г. авторы были руководителями общественной организации «Фонд развития соционики» и проводили занятия в научно-исследовательской группе ФРС, совместно с Гуленко Виктором Владимировичем, основателем киевского Клуба социоников.

С 1996 г. по 1998 авторы работали в психологической службе Академии муниципального управления, под руководством доктора социологических наук Донченко Елены Андреевной, а также вели факультатив и читали лекции студентам.

С 1998 по 2001 г. – авторы работали вместе с доктором социологии Донченко Еленой Андреевной, в исследовательской лаборатории психологии организаций и масс при Институте социальной и политической психологии.

С 1997 по 2006 годы авторы участвовали в работе Центра практической психологии «Карвали» под руководством кандидата педагогических наук Доротюк Валентины Ивановны, что дало им возможность совершенствования своих технологий на практике и способствовало созданию новых методик.

В настоящее время авторы занимаются разработкой новых социально-психологических технологий для эффективного менеджмента и личного консультирования.

Подробнее об исследованиях авторов:

В 1989 г. авторы разработали и научно обосновали теорию 32-х основных подтипови сделали достаточно подробные описания двух подтипов каждого из 16-и типов личности, которые значительно отличаются друг от друга физиологическими темпераментами и особенностями мышления и поведения. Это открытие дало возможность более дифференцированно подходить к диагностике и интерпретации характеров на информационно-социальном уровне взаимодействия, а также внесло значительные коррективы в вопросы профориентации типов и их совместимость на социальном уровне.

Кроме новой авторской трактовки двух основных подтипов каждого типа личности, Мегедь В.В. выявила новые психофизические компоненты характеров, порождающие многовариативность личности и назвали их акцентами типа личности. Акценты типа объясняют различия в поведении не только людей одного типа личности, но даже представителей одного и того же подтипа данного типа личности.

Сначала, в 1992 г., Мегедь В.В. были выявлены 8 вариантов каждого подтипа, получивших названиебиоакцентытипа, что сделало возможным изучать не только 16 типов личности, и даже не 32 подтипа, а 256 вариантов типа личности (32 х 8). А в 2002 г. ею были исследованы и описаны еще 4 варианта каждого подтипа, которые она назвала – психоакцентытипа. Вместе они называются акценты типа и вносят значительные коррективы в проявление характера каждого социотипа.

Такой подход помогает решить серьезную проблему вариативности типа, которую только лишь предполагал Юнг. 12 акцентов или вариантов каждого из 2-х подтиповдает возможность диагностировать уже384 вариантов каждого из 16-и типов личности (32 х 12). Это, конечно, еще не предел безграничного разнообразия типов личности, но дает возможность лучше дифференцировать типы при их диагностике, учитывая тип, подтип и основные акценты этого типа личности, чтобы избежать самых распространенных ошибок при типировании, когда акценты типа принимаются за сам тип.

Теория вариантов (акцентов) типа личности, разработанная Мегедь В.В. в соавторстве с Овчаровым А.А., который описал их визуальные характеристики (1989-1990 г.), послужила базой для дальнейших исследований Мегедь В.В. в областиотношений между типами личности на эмоционально-сексуальном уровне взаимодействия, в результате чего ею была создана авторская типология чувств и отношенийи разработанырекомендации по эмоционально-эротической совместимости.Это сделало большой научный прорыв в сложном лабиринте совместимости партнеров, который не ограничивается лишь информационным или социальным уровне взаимодействия.

На базе данных исследований Мегедь В.В. сделала комплексные описания двенадцати вариантов характера каждого типа личности с присущими им темпераментами, психоформами поведения, типами чувств и отношений, колористикой, профессиональной ориентацией и склонностью к определенным формам психопатологии(1991-1992 гг).Эти разработки оказались эффективными для психологических консультаций будущих молодоженов в загсах, супружеских пар и просто влюбленных, стремящихся к гармонии в отношениях.

Поскольку определенные сочетания физиологических акцентов типа дают устойчивые внешние признаки типов, дальнейшие исследования в этом направлении оказались очень перспективны для визуальной диагностики типов, помогающей избежать многих ошибок при типировании. Автором сделаны первые шаги в этой области - описаны поведенческие и визуальные характеристики двух основных подтипов и двенадцати их вариантов - акцентов типа.В будущем они могут быть дополнены последователями.

Охарактеризованный вклад авторов в развитие в типологии личности и групп приоткрывает лишь верхушку айсберга, под которой скрывается их довольно многоплановое направление. Авторами сделаны и многие другие исследования, имеющие практическую пользу. В частности, это - авторские типологии, построенные с помощью других, неюнгианских шкал, которые послужили основой для разработки практических методик по личному и производственному консультированию, а также новые концепции межличностных отношений, как в диадах так и в других микро- и макрогруппах.

В области педагогики Мегедь В.В. была предложена интегральная модель эффективного обучения и воспитания детей в разные возрастные периоды(1993-1994 г.г.),а Овчаровым А.А. были охарактеризованы особенности мышления у детей на разных этапах развития (1995 г.).

В области менеджмента Овчаровым А.А. описаны соционическиетипы менеджеров, адекватные им типы организаций и стили управления (1998 г.). Этой же теме была посвящена диссертация Овчарова А.А. по социологии - «Социальная эффективность организаций в изменяющемся обществе», на базе которой создана модель оптимизации деятельности оргструктур – эффективный инструмент диагностики и коррекции деятельности организаций иавторская методика для управленческого консультирования.

Свои новые разработки в кадровом менеджменте А.Овчаров изложил в монографии “Социально-психологические технологии: личностно-ориентированный подход”, изданной в 2013 г. Институтом социальной психологии, в котором он работал старшим научным сотрудником. Монография получила распространение во всех государственных вузах страны, что свидетельствует об официальном признании авторских подходов.

Мегедь В.В. была создана функционально-ролевая модель социона (модель «М»), объясняющая механизмы развития общества, которые дают возможность интерпретировать и прогнозировать различные исторические и политические события, а также дает ключ к пониманию социальных ролей и пропорций социотипов в обществе(1997-2000 г.г.).

На базе данных моделей авторами была создана интегральная модель эволюции общества ОМ(1998-2000 г.г.),позволяющая систематизировано исследовать и по-новому объяснять различные социальные явления в развитии социума в разных его сферах и направлениях.

Мегедь В.В. и Овчаровым А.А. было создано много практических методик для психологов, педагогов, менеджеров и консультантов по персоналу. Разработаны для управленческого консультирования: методика по созданию целевых групп для выполнения конкретных задач (1993 г.) и методика рационального использования кадров(2000 г.);методика социодиагностики и профориентации детей; компьютерная методика по диагностике и профориентации разных вариантов типов личности; методика психокоррекции и актуализации социотипов; методика для личного консультирования и служб знакомств.

Разработано также много различных тестов и рекомендаций разного направления в области типологии личности и групп.

Охотно ответим на ваши вопросы по данной теме. Пишите:[email protected] или https://www.facebook.com/profile.php?id=100001593208817

[1] Психотипом или типом личности называется совокупность психологических качеств, которые проявляются в одинаковом образе мышления и поведения человека в различных ситуациях.

[2] Социотип – это совокупность индивидуальных признаков, которые обусловливают определенную социальную роль личности. Знание этих признаков позволяет моделировать способности и тенденции поведения человека.

Наши рекомендации