Напишите кратко (3-5 страниц) о возрастных особенностях подросткового возраста

2. Практические задания:

1. Подросток Миша (13 лет) часто грубит, ведёт себя непристойно. Младших обижает, кривляется.

С чем связано такое поведение подростка? Какова должна быть тактика поведения взрослого?

2. Катя ревниво сравнивает свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят острые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду.

Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?

3. Миша, подросток полной комплекции, с некоторых пор стал стесняться одноклассниц. А уроки физического воспитания, по тем или иным причинам, стал пропускать.

С чем связано такое поведение подростка? Что можно посоветовать подростку?

4. Когда сын привел своих «музыкантов» с серьгами, в косынках каких-то, принёсших грязь, мать не выдержала, выдворила …

Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации?

Что должен помнить взрослый при общении с подростком?

5. Учительница вошла в класс. Начала урок. Для ответа на первый поставленный вопрос вызвала ученика. Однако рослый подросток не счел нужным отвечать. Небрежно сказал:

- А я сегодня отвечать не буду.

- Почему?

- Не готов, да и настроение не располагает.

Класс дружным хохотом реагирует на эту дерзость. Вызывает другого, но и он в тон первому произносит: «Я к уроку не готов. Не захотелось заниматься вашей физикой».

Называются фамилии ещё пятерых учеников и все они отказываются. Учительница испытала большую обиду от этих выходок учеников. Потребовалось большое самообладание, чтоб не сорваться, довести урок до конца.

Какие особенности возраста не учла учительница? Как нужно было поступить в данной ситуации?

6. Способный ученик не затрудняет себя, выполняя учебные задания с прохладцей и не стараясь.

С чем может быть связано такое отношение к учёбе? Как это может повлиять на внимание, восприятие, память подростка?

7. Какие последствия в развитии личности подростка могут иметь систематические отрицательные оценки взрослого?

8. Какие психологические особенности подросткового возраста проявляются в данном рассказе?

Кошачий возраст

Я вдруг понял, что маленькие дети похожи на собак - верных и любящих, а подростки — это коты. Быть хозяином собаки очень просто. Ты ее кормишь, обучаешь, отдаешь ей команды. Она кладет голову тебе на колени и глазеет на тебя, словно на картину Рембрандта. Когда ты ее зовешь, она с восторгом вбегает в дом. Затем, лег в тринадцать, обожающий тебя щенок превращается в большого старого кота. Когда ты велишь ему войти в дом, он смотрит на тебя изумленно, будто гадая, кто же это умер и сделал тебя императором. Вместо того чтобы ходить за тобой по пятам, он исчезает. И ты его не видишь, пока он не проголодается — тогда он замедляет свой спринтерский бег через кухню ровно настолько, чтобы скривить презрительную мину на все, что ты ему предлагаешь. Когда ты протягиваешь руку, чтобы потрепать его по голове — привычный нежный жест, — он уворачивается и смотрит невидящим взглядом, как бы пытаясь вспомнить, где это он раньше тебя встречал. Ты, не понимая, что собака стала кошкой, думаешь, что с ней определенно что-то не так. Она кажется такой необщительной, такой отстраненной, словно в депрессии. Она теперь никуда не ходит с семьей. Поскольку именно ты ее вырастил, научил приносить вещи, стоять и сидеть по команде, ты предполагаешь, что делал что-то не так. Охваченный чувством вины и страхом, ты удваиваешь усилия, чтобы заставить своего питомца вести себя как положено. Но теперь-то ты имеешь дело с котом, поэтому все, что срабатывало раньше, дает результат, обратный желаемому. Позови его, и он убегает. Прикажи сидеть, и он вспрыгивает на стол. Чем упорнее ты идешь к нему, заламывая руки, тем решительнее он уворачивается. Вместо того чтобы продолжать вести себя как хозяин собаки, ты можешь научиться вести себя как хозяин кота. Поставь у двери тарелку с едой, и пусть он придет к тебе. Но помни, что кот тоже нуждается в твоей помощи и любви. Сиди спокойно, и он придет в поисках теплого, уютного местечка на коленях, о котором он еще не совсем забыл. Будь готов открыть ему дверь. Однажды твой взрослый ребенок войдет в кухню, крепко поцелует тебя и скажет: «Ты сегодня целый день на ногах. Давай я помою за тебя посуду». Тогда ты поймёшь, что твой кот снова стал собакой.

АДЕР ЛАРА

II. Будущему учителю

1. Разработай рекомендации для родителей или учителя по общению с подростком.

2. Подбери из периодической печати материал по проблемам подросткового возраста. Приготовь и представь выступление по данной проблеме.

3. Проведи диагностику особенностей личностного развития подростка с помощью одного из методов психологического исследования (тестирования, беседы, анкетирования

4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – подросток».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о подростках; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании подростков; картинки, фотографии с подростками);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

- высказывания о подростке;

- стихи, песня о данном возрасте;

- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая любовь», «Первые разногласия»), воспоминания о данном возрасте;

- дополнительная информация о данном возрасте;

- советы для родителей по воспитанию (по общению) подростка;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

- список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями подросткового возраста являются _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности подросткового возраста является _____________ _____________ _____________

в) У подростков часто завышенная или заниженная _____________

2. У подростка мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) абстрактное

3. Подростковый возраст является сензитивным для:

а) физического и волевого самовоспитания

б) духовного и морального самовоспитания

в) формирования двигательных навыков

4. Стремление к взрослости у подростка выражается в:

а) __________ б) __________ в) __________ г) __________

5. Симптомы кризиса 13 лет:

а) __________ б) __________

IV. Рефлексия

Закончи фразу: «Главное для подростка …………………………………………...

Наши рекомендации