Напишите кратко (3-5 страниц ) о возрастных особенностях дошкольного возраста

2. Практические задания:

1. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?

Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

2. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть».

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?

3. – Давайте играть в тетю Дусю! – предложила Катя. – Будем куклам стирать бельё и платья.

- Лучше в космонавта! – заявил Миша.

- Хорошо, - согласилась Катя. – Миша, бери шлем, таскай воду, будем стирать космонавту куртку.

Дайте психологический анализ ситуации.

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

4. Полюбуйтесь-ка, игрушки

Я, как мама, не люблю

В доме беспорядка

На пуховые подушки

Я накину кисею.

Одеяло расстелю

Ровненько да гладко.

Полюбуйтесь-ка, игрушки,

На работу на мою!

Е. Благинина

Какие чувства переживает девочка? Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка? Как должен вести себя взрослый?

5. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

Объясните причину подобного явления.

6. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?

7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?

Как должны поступить педагог и родители?

II. Будущему учителю

1. Составь рекомендации родителям по развитию дошкольника или по подготовке его к школе.

2. Подбери игры или упражнения, направленные на формирование психологической готовности ребенка к школе /на развитие внимания или мышления, восприятия, памяти, речи или других психологических свойств личности дошкольника/ - (на выбор).

3. Проведи диагностику психологической готовности ребенка (группы детей) к школе с помощью определенного метода исследования.

Результаты исследования оформи по следующей схеме:

- Название метода психологического исследования (н-р, тест)

- Методика (н-р, «Уровень вербального мышления»)

- Цель исследования (н-р, выявить уровень вербального мышления)

- Испытуемый (н-р, Миша 6 лет)

- Инструкция (н-р, отвечает на вопросы)

- Полученные данные

- Обработка данных и выводы

4. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – дошкольник».

Работай по плану:

1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о дошкольниках, «говорят дети»; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании дошкольников; картинки, фотографии с детьми; игры для дошкольников);

2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:

- высказывания о ребёнке, «говорят дети»;

- стихи, песня о данном возрасте;

- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая тайна (мечта)», «Первый друг» или «Первая обида»), воспоминания о данном возрасте;

- дополнительная информация о данном возрасте;

- советы для родителей по воспитанию и развитию дошкольника;

- игры для дошкольников и др;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

- список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

3. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);

4. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)

III. Тест для самопроверки

  1. Закончи фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются _____________ _____________ _____________, _____________ _____________, _____________ _____________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является _____________ _____________ _____________

в) Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к себе самому, называется _____________

2. В дошкольном возрасте мышление:

а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) словесно-логическое

3. Дошкольный возраст сензитивен для развития:

а) речи б) произвольности в) самоконтроля

4. Вставь слово:

а) У дошкольника преобладает _____________ внимание и память

б) У дошкольника _____________ самооценка

в) Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет – это период рождения __________ «Я» ребенка

5. Виды психологической готовности к школе:

1) __________ 2) __________

IV. Рефлексия

Продолжи фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо ..

Вариант 4

Наши рекомендации