Обоснование необходимости реализации программы для
указанных целей и решения поставленных задач ……………………….. 12
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия
прав участников программы ………………………………………………. 12
Критерии ограничения и противопоказания на участие в
освоении программы ……………………………………………………….. 12
Обеспечение гарантий прав участников программы …………………….. 13
Ресурсы, которые необходимы для эффективной
реализации программы ……………………………………………………... 14
Перечень учебных и методических материалов, необходимых
для реализации данной программы ……………………………………….. 14
Требования к материально-технической оснащенности учреждения
для реализации программы …...…………………………………………….. 14
Требования к информационной обеспеченности учреждения
для реализации программы …………………………………………………. 15
Сроки и этапы реализации программы …………………………………….. 15
Программа построена по следующему алгоритму ……………………….... 16
Методические аспекты проведения практических занятий ………………. 16
Дополнительные условия …………………………………………................. 17
Схема построения занятий …………………………………………………... 17
Основополагающие принципы ……………………………………………… 20
Ожидаемые результаты программы ………………………………….……... 20
Система организации внутреннего контроля над
реализацией программы ……………………………………………………... 21
Критерии оценки достижения планируемых результатов ………………… 21
Результаты реализации программы …………………………………………. 22
Учебно-тематический план …………………………………………………... 24
Список литературы …………………………………………………………… 42
Приложение 1 …………………………………………………………………. 43
Приложение 2 …………………………………………………………………. 47
Отзыв администрации ДОУ ………………………………………………….. 49
Приложение 3 …………………………………………………………………. 50
Аннотация
Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебный лес» предназначена для детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Данная программа является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей.
Программа разработана на основе метода сказкотерапии с использованием приёмов игровой терапии и психогимнастикии, с включением музыкального сопровождения как вспомогательного средства.
Работа строится с опорой на ведущую деятельность дошкольника– игровую, которая рассматривается как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте.
Игры в музыкальном сопровождении снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребёнка.
Использование подвижных и результативных игр, психодинамической медитации, психомышечной релаксации в комплексе занятий позволяет стабилизировать эмоциональное состояние детей, раскрыть ресурсы детской психики, актуализировать их и работать на расширение «зоны ближайшего развития».
По завершении занятий у детей наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, раскрывается творческий потенциал, формируется способность к концентрации внимания.
Данную программу можно использовать как в работе с воспитанниками групп коррекционно-развивающей направленности, так и с детьми общеобразовательных групп.
Пояснительная записка
Период дошкольного детства имеет особую значимость для формирования личности ребёнка. Дети активно изучают окружающий мир, многообразие проявлений эмоциональной жизни, усваивают нормы и правила поведения. И первые учителя детей в мире социальных отношений – это близкие взрослые. К сожалению, родители, от которых зависит становление чувства «базового доверия к миру» сына или дочери, часто в силу незнания, порой в результате дефицита времени или под давлением собственных психологических проблем не могут оказать полноценного внимания и поддержки развитию эмоционального мира ребёнка.
Эмоциональные перегрузки оказывают непосредственное влияние на соматическое здоровье. И, если взрослый человек может открыто заявить о существующей проблеме, о переживаемых эмоциях, что снижает риск возникновения психосоматических заболеваний, то ребёнку сложно обозначить свои чувства словесно. Кроме этого, психологическое состояние ребёнка тесно связано с эмоциональным микроклиматом в семье. Капризы, упрямство, агрессивность – это те способы, с помощью которых дети «заявляют» о своём неблагополучии [1].Детские конфликты находят внешнее выражение в нарушениях общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации, избирательности). Из общего количества эмоциональных нарушений у детей среднего дошкольного возраста выделяются острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребёнка ситуации, напряжённые эмоциональные состояния и нарушения динамики эмоциональных состояний. Эмоциональные нарушения, которые входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний, в последнее время получили широкое распространение среди дошкольников. При этом эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления детей. Многие исследователи неоднократно подчеркивают, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов [2].
Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребёнка.
Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет новые требования к организации коррекционно-развивающей работы через использование вариативных форм, способов, методов и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении сегодня ориентируется на задачи, заявленные в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, среди которых одна из важных – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Пластичность высшей нервной деятельности ребёнка, незавершённость становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надёжным гарантом эффективности своевременной психокоррекционной работы[5].