Биологические и социальные факторы развития подростка
Возраст парадоксов, переломный возраст, переходный, критический, трудный, пубертатный кризис, затянувшийся кризис, период “бури и натиска”, по точному определению С. Холла, – вот неполный перечень наименований подросткового возраста.
Границы его от 11-12 лет до 14-15 лет, но переходы к другому возрасту могут быть на год раньше или позже.
Специфика, сущность этого возраста заключается в переходе от детства к взрослости.
По М.В. Гамезо, своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения, занимает новое место среди окружающих, выполняя новые для него функции.
Л.И. Божович считает главным изменением в социальном развитии ту роль, которую он выполняет в группе.
У подростка возникают новые интересы, которые Л.С.Выготский назвал “доминантами” возраста:
1. Эгоцентрическая доминанта;
2. Доминанта дали - установка подростка на обширные дальние цели, а не на текущие, сегодняшние;
3. Доминанта усилия – тяга к сопротивлению, упрямство, протест, борьба с учительским авторитетом;
4. Доминанта романтики – стремление к риску, к неизвестности, к героизму.
Учение остается главной деятельностью, но все новые новообразования связаны с общественно-полезной деятельностью, т.к. доминирующая потребность – в самоутверждении, в общении именно со сверстниками.
Подросток живет интересами малой группы (друзья, компания), и хотя он включен во множество диффузных групп, важнее всего для него его референтная группа. Ради признания своего места среди сверстников, он готов и на аморальные поступки.
Подросток всегда ищет друзей, но не всегда находит. Чаще всего малые группы в классе, в которых дружат подростки, создают трудности в их воспитании. Потому учителя должны доверять подростку, отвечать на все вопросы и создавать благоприятные условия для развития.
Проблема биологического фактора обусловлена кардинальными изменениями его организма. Наступает биологическая зрелость, идет перестройка организма, изменения в эндокринной системе обуславливают “скачок роста”, у девочек – 10-11 лет, у мальчиков 12-13 лет, идет рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки, увеличивается и мышечная сила, неумение владеть собственным телом, обилие лишних движений, угловатость. Девочки-подростки – это «еще не лебеди, но уже не гадкие утята». Это – одновременно – возраст оптимального совершенствования функций организма: популярны у подростков занятие спортом; у них быстро растет сердце и часты нарушения сердечно-сосудистой деятельности.
На основе физического развития возможны неуравновешенность, возбудимость, раздражение, двигательная активность, вялость, апатия.
Особый интерес к противоположному полу – пробуждение первых романтических чувств – норма развития.
По последним исследованиям, у феминных мальчиков 13-14 лет наблюдается устойчивый интереса к мускулинным девочкам, и наоборот (Т.Араканцева).
10. Психологические новообразования подросткового возраста
Новообразования в личностной сфере таковы:
1. Социальная мимикрия – желание слиться с группой, оно отвечает потребности в эмоциональной безопасности, психологической защите. Подражание взрослым акцентируется. Повышенная тревожность, неуверенность;
2. Стремление ко взрослости, чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому, отказ от контроля взрослых. Сензитивность к самостоятельному обучению (зависит от того, насколько успешна учебная деятельность в младшем школьном возрасте);
3. Потребность в самоутверждении;
4. Стремление к самостоятельным поступкам;
5. «Я концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» («Я реальное» и «Я идеальное»);
6. Усложнение и углубление самопознания, подросток открывает для себя свой внутренний мир;
7. Развитие личностной рефлексии;
8. Самооценка;
9. Самовоспитание, саморегуляция;
10. Формирование средств самовыражения;
11. Потребность в межличностном общении;
12. Физиологические изменения;
13. Половое влечение, половая идентификация достигает более высокого уровня;
14. Поиски друга, того, кто поймет,
По концепции Д.Б.Эльконина особенности развития подростка проявляются в таких симптомах: трудности в отношениях со взрослыми, изменение в эмоциональной сфере.
Во всех симптомах вопрос – “кто я?” Потребность быть и казаться взрослее – главная.
По Т.В. Драгуновой, она проявляется в:
1) подражании внешним признакам взрослых (курение, карты, вино, лексика, косметика, мода, ухаживание, “низкой культуре”);
2) равнение мальчиков на качества “настоящего мужчины” – смелость, выносливость, дружба;
3) социальная зрелость – забота о близких, овладение взрослыми умениями (шить, готовить, фотографировать);
4) интеллектуальная взрослость – умение что-то знать и уметь по-настоящему. Учение приобретает личностный смысл.
В отношении с взрослыми подросток пытается расширить свои и ограничить права взрослых, что вызывает противоречия в 3-х вариантах: длительный конфликт, эпизодический конфликт, постепенный.
Бурно развивается самосознание, самооценка носит устойчивый характер, ребенок выделяет идеал, составляет свою программу воспитания. Если самооценка неадекватна, то подросток либо самоуверен, либо обладает комплексом неполноценности. Самооценка формируется в общении при сравнении себя с другими. Но и оценка окружающих должна быть положительной, оптимистичной.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере. Часто подросток не доводит до конца дело, но одновременно может быть настойчив и выдержан. Мнение коллектива – закон для подростка. Он не прощает замечаний при людях. Новый характер приобретает дружба, к ней предъявляются высокие требования.
Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, чтобы избежать плохого влияния. Роль взрослых еще очень велика, т.к. именно они, в целом, влияют на все новообразования периода.