Задания для самостоятельной работы. 1. Заполните таблицу по предложенной схеме: Биологические факторы Социальные факторы Недостатки в развитии личности Испытываемые трудности в

1. Заполните таблицу по предложенной схеме:

Биологические факторы Социальные факторы Недостатки в развитии личности Испытываемые трудности в учебной деятельности Первичные проявления
         
         

2. Учитель начинает урок так:

- Спросите меня о чем-нибудь…

- О чем? – удивляются дети.

- Спросите, какое у меня настроение.

- Какое у вас настроение? – спрашивают ученики.

- Плохое…

Какие задачи решаются такой речевой разминкой?

Приведите примеры других вариантов такого упражнения?

3. Проанализируйте сценки из школьной жизни

- Елена Петровна, - обращается первоклассник к свой учительнице, – поставьте, пожалуйста, мне отметку.

- Ты же знаешь, Алеша, что я ставлю только хорошие отметки, а сегодня ты не заслужил их, - объясняет ситуацию учительница.

- Поставьте мне плохую отметку, - требует мальчик, - а то меня мама ругает, что у меня нет отметок.

Девочка уткнулась в конец коридора и тихо плачет. Школьная няня ее спрашивает:

- Что случилось?

- Я так старалась, так старалась, - отвечает сквозь слезы Маша, - а учительница опять мне синюю звездочку поставила, это значит «двойку». Она меня не любит, всех любит, а меня нет. Не хочу ходить в школу.

§ Каковы цели контроля в первом классе?

§ При каких условиях первоклассники принимают оценку учителя?

§ Что нужно делать, чтобы контролирующая деятельность помогала ребенку, а не формировала отрицательное отношение к школе.

Семинар № 6
«Психическое развитие в младшем школьном возрасте:
познавательное и личностное развитие»

Вопросы для обсуждения

1. Развитие познавательных процессов, устной и письменной речи

а. развитие памяти (произвольность, овладение приемами и способами запоминания, смысловая и логическая память);

б. развитие внимания, возрастные возможности и ограничения;

в. динамика умственного развития на протяжении младшего школьного возраста;

г. развитие речи.

2. Развитие личности

а. особенности нравственного развития, моральный реализм;

б. самооценка и уровень притязаний;

в. эмоциональное развитие, эмоционально неблагополучные дети, школьные фобии, агрессивность

Литература

1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2, М., 1982, с. 184-294

2. Выготский Л.С. Мышление и речь.

3. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984

4. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985

5. Общение и формирование личности школьника / Под ред. Р.Л. Кричевского. М., 1987, с. 17-40

6. Прихожан Н.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии, 1981, № 2

7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987

8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981

9. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. с. 177-199

Периодические издания

1. Николаева Е.И. Психология детской лжи // Вестник практической психологии образования. 2010. №3. – C. 109-118

2. Берсенева Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 60-66

3. Давыдова Л.Н. , Колокольцева М. А. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 93-102

4. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. №1. – C. 19-27

5. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 78-85

Задания для самостоятельной работы

1. Ситуация. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?». Результаты были такие: отличники ценят учебное содержание и школьные правила «нравится русский язык, там интересно», «нравятся уроки», «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающие отвечали иначе: «нравится, что играем», «нравится, что в школе бывают выходные».

Наши рекомендации