Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников

Активно перестраиваются процессы мышления, идет переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Но рассуждать гипотетически младший школьник пока не может, он осуществляет операции только на наглядном конкретном материале, и только ко второму классу опора на наглядность преобразуется, перерастая в качество логического мышления. К концу младшего школьного возраста учеников можно разделить условно на: теоретиков (мыслителей) – мыслят в словесной форме; практиков (все еще опора на наглядность); художников (обладают ярким образным мышлением).

К концу начальной школы наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Формирование научных понятий происходит при выработке умений соотносить понятия, сравнивать их содержание.

В начальной школе происходит закладывание основ понятийного (теоретического) мышления, которое позволяет детям ориентироваться при решении задач не на внешние связи явлений, а на внутренние и существенные.

В начальной школе используются различные типы развивающего обучения, дающие эффект в развитии интеллекта (система Л.И.Занкова, система Д.Д.Давыдова).

У младшего школьника появляется осознание своих действий, способствующих решению задач, и анализ результатов. Для начальной школы чрезвычайно важна и форма, в которой проходит учебная деятельность. Особый эффект приносит совместное (в микрогруппах) решение мыслительных задач или минимальное руководство учителя.

Развитие всех остальных психических формирований зависит от развития мышления.

Восприятие недостаточно дифференцированно, ребенок может путать написание букв и цифр, обращать внимание на новизну раздражителя, видеть главное только в бросающихся в глаза свойствах предмета (яркий цвет, необычная форма).

Учителю необходимо научить ребенка целенаправленному и синтезирующему восприятию, так как до 9 лет восприятие не целостное, дети, например, описывают картину стадийно, а не в целом.

К концу 8-го года исчезает «феномен Пиаже»: главный аргумент в отстаивании своего мнения “я это видел” переходит к интеллектуальным операциям (анализ, синтез, сравнение, аналогия и т.д.).

Память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности. Хорошая механическая память превалирует над смысловой.

Задача учителя – совершенствовать приемы смыслового и рационального запоминания, выработать умение контролировать заучивание, осмысленно следить за содержанием текста, дробить текст на смысловые куски, фразы.

Внимание непроизвольное, объем небольшой, устойчивость от 10-20 минут, очень трудное распределение и переключение. Учитель обязан сформировать концентрацию, переключение, устойчивость.

Таким образом, в младшем школьном возрасте идет дальнейшее формирование произвольности психических процессов и всей познавательной сферы.

Что касается развития воли, то она проявляется в умении совершать или сдерживать действия, преодолевая внутренние и внешние препятствия.

В волевых поступках младшего школьника чувства становятся часто мотивами поведения, иногда способствуя развитию воли, а иногда тормозя. Так, нравственное чувство – долг товарища – к 3 классу становятся мотивом волевых поступков.

Сначала эмоциональное побуждение исходит из личных мотивов (1 класс - не пошел гулять, т.к. мама будет ругать, 3 класс - не пойду гулять, чтобы урок выучить; не подвести класс, т.е. к 3 классу чувства становятся социальными).

В формировании воли важно, чтобы цель была доступна, чтобы были условия для объективной возможности успеха, заставляющие ребенка проявить терпение, настойчивость. Учитель обязан четко назвать цель, начало, конец задания, дать задание оптимальной сложности.

Ребенок должен видеть свое продвижение к цели, для него важны указания учителя, как двигаться к цели.

В начальной школе формируются следующие волевые черты характера: самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость (до 3 класса путают с упрямством), сдержанность, выдержка.

Руководить детьми надо без чрезмерной опеки.

Надо научить детей, как правильно сдержаться, на сдержанности основана вся школьная жизнь.

Дети до 3 класса думают, что упрямство – это настойчивость.

К концу 3 класса дети целеустремленнее, решительнее, настойчивее, смелее, выдержаннее, дисциплинированнее.

Новообразования периода проявляются в следующем.

В процессе учебной деятельности происходит овладение системой научных понятий, что служит основой для формирования понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние наглядные признаки и связи объекта, а на внутренние свойства и отношения. Это способствует дальнейшему развитию рефлексии, т.е. осознанию детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи. Развивается самооценка; самоконтроль, который зависит от самооценки (чем выше человек себя оценивает, тем самоконтроль будет выше); формируется внутренних план действий, более произвольными становятся психические процессы. В младшем школьном возрасте формируются и обновы мировоззрения.

Наши рекомендации