Основные положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Выготский разработал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Впоследствии ее стали называть культурно-исторической теорией происхождения психики человека.
Осн. полож. (выделены условно!!!!!!)
1. положение. Выготский считал, что самая главная проблема – проблема развития. Он считал, что «Мы не поймем, что такое психика, если не будем знать генеза».
Как пишет Маклаков, данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению развития человека – с позиции влияния биологического или среды. Выготский показал, что неправильно поставлен вопрос о среде и биологии.
2. положение. Ребенок развивается не в среде, а в культуре. Культура не есть среда, человек должен освоить свою культуру. Рядом с ребенком с первых дней жизни должно присутствовать человеческое развитое сознание. Ребенок развивается в культуре. А взрослый, находящийся рядом с ребенком – выступает как транслятор культуры.
По Выготскому есть 2 линии развития: 1) естественная линия развития – это биологический рост и созревание и 2) искусственная линия развития, обусловленная культурой.
3. положение. Развитие человеческого индивида отличается наличием высших психических функций. У человека есть 2 типа функций у человека: высшие и низшие, которые различаются не количественно, а качественно.
Высшие ПФ – это те же низшие ПФ, но они осознанны и произвольны. У собаки тоже есть психические функции: внимание, память, мышление, эмоции, но они низшие – т.к. они не осознанны и непроизвольны.
Низшие ПФ – заложены генетически, созревают вместе с ростом и развитием организма, они автоматически развиваются.
Высшие ПФ - формируются специально организованной работой, обучением при участии взрослого человека, который вводит ребенка в мир культуры. ВПФ формируются у ребенка в совместной деятельности со взрослыми в виде произвольности и осознанности.
4. положение. В учении Выготсткого очень важно учение о единице анализа психического. Психика человека имеет символическую (мыслим образами) и знаковые формы (мыслим знаками). Сознание взрослого человека - знаково-речевое. Символическому (образному) мышлению Выготский придавал особое значение – т.к. это подлинно абстрактное мышление. Символическое мышление формируется у детей на ранних этапах онтогенеза (около 2 лет ребенку) в игровой деятельности, когда дети начинают одни предметы понарошку заменять другими, имеющие некое сходство с предметом. (Девочка носит деревяшку в пеленке – это как бы кукла, мальчик садится верхом на веник, швабру – как бы на коня).Эти действия – замена понарошку - Выготский называет «психотехническими действиями». Потому что, чтобы заменить один предмет на другой, нужно иметь в голове образ этого предмета. Это уже начало формирования образного (символического) мышления. Поэтому психотехническое действие ребенка является единицей анализа психического. Оно обладает всеми признаками психического, имеющегося у человека.
5. положение. Исходя из этих рассуждений Выготским были сформулированы основные законы психического развития: «Любая психическая функция появляется на свет дважды. В первый раз она появляется вынесенная вовне, в предметную деятельность, во второй раз – в виде абстрактно-мыслительной функции, интериоризованной в психическое».
6. положение. Отсюда взялась идея об интериоризации. Ребенок интериоризирует свой опыт. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внешнего во внутреннее, психическое. Например у ребенка происходит переход только что воспринятого образа (когда он видит куклу) в образ представленный, переход действия вынесенного в предметную среду - в действие умственное.
Если ребенок в основном интериоризирует свой опыт, по взрослый наоборот – начиная с утра экстериоризирует в деятельности свой план на весь день. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход внутреннего, психического во внешнее – в деятельность.
Задача учителя начальных классов – научить произвольности, научить ребенка формировать внутренний план действий.
7. положение о зоне ближайшего развития. Спор Пиаже и Выготского: по проблеме обучения и развития. Пиаже считает, что интеллект развивается в строго заданной психической последовательности, в виде вызревших внутренних логических структур и поэтому обучение должно накладываться на них. Выготский считает, что обучение не должно плестись в хвосте у развития, оно должно опережать развитие, но не на много, а на зону ближайшего развития. То, что ребенок еще не может понять и сделать самостоятельно, но может понять и сделать с помощью взрослого составляет зону ближайшего развития ребенка.
Выготский выделил 2 принципа развития
1.П-п историзма –детство – это продукт эволюции, а человеческое детство – результат исторического развития. И чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. В ходе историч. развития происходит удлинение детства.
2. П-п развития в деятельности – развития происходит только в деятельности, которую организовывает взрослый.
В ходе исторического развития человечества происходит подобный процесс интериоризации: происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, узелки и т.д. – искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает своим поведением) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).
Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.





Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью-субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества. Человек на свет рождается человеком.

Человек - биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способностью создавать орудия труда, пользоваться ими. Эти специфические способности не наследуются, и формируются у человека прижизненно в процессе усвоения культуры из задатков и всегда определяют успех в деятельности.

Индивид - биологическая сущность человека, носитель общих генотипических свойств биологического рода. В понимании индивид входят качества, которые отличают данного человека от другого и также качества, которые типичны для него и для многих людей (руки, ноги...). Индивидом человек рождается и постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.

Личность - это система, социальная сущность человека, формируется в результате освоения человеком общественных форм сознания и поведения общественно - исторического опыта человека. Личность неповторима в своей индивидуальности.

Индивидуальность - неповторимость, особенность человека, то, что отличает его от других людей: своеобразие черт. Проявляется в жестах, мимике, походке, в чертах темперамента, характера, привычках, интересах, в способностях и т.п.

Все проходит через призму индивидуальности (индивид, человек, личность).

Индивидный уровень отражает преимущественно природные особенности организации психических процессов, а личностный - социально привнесенные качества. Многие авторы подчеркивают понимание индивидуальность как совокупности различных свойств: от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения.

Индивидом - рождаются, Личностью становятся. Индивидуальность завоевывают и отстаивают.

Билет 11

1.Общее понятие о мышлении. Мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач.

2.Психологические особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.

3.Понятие о категориальном анализе в психологии. Основные категории психологической науки, их характеристика.

Наши рекомендации