Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории Л. С. Выготского

Уровень методологиче­ского знания Предпосылки Результаты
Философско- мировоззренческий уровень Исторический матери­ализм К. Маркса и Ф.Энгельса Преодоление рез­кого разграничения материальной и идеальной форм
Общенаучный уровень   Системная мето­дология в иссле­довании психики
Конкретно-научный уровень Клиническая психо­логия, методы лите­ратуроведения Программа по­строения культур­но-исторической психологии
Уровень процедуры и техники исследования Классическая тесто-логия и педологиче­ская диагностика Формирующий эксперимент

В табл. 3.2 представлены методологические предпо­сылки культурно-исторической теории Л. С. Выготского: и те решения методологических проблем науки, кото­рые были предложены Выготским или очевидно следу­ют из его теории. Философско-методологической основой культур­но-исторической психологии, как было отмечено, стал марксизм. Кроме того, Выготский прекрасно знал за­рубежную философию того времени и русскую фило­софию Серебряного века. В рамках культурно-истори­ческой теории Выготским были поставлены некото­рые существенные философские проблемы. Одна из них, как показал В. П. Зинченко, проанализировав культурно-историческую теорию, — диалектика ма­териального и идеального, внутреннего и внешнего. В связи с культурно-исторической теорией возника­ют ряд философских вопросов, например: можно ли считать знак, который имеет материальные носите­ли, но при этом наделен для человека определенным значением (т. е. идеальным содержанием), сугубо материальным объектом? Другой вопрос связан с объективацией аффективно-смысловых образова­ний в идеальной форме. Объективацией в идеальной форме субъективных состояний души человека явля­ются произведения искусства. Создание человеком орудий труда В. П. Зинченко, вслед за П. А. Флорен­ским, рассматривает также, как объективацию идеаль­ного. Очевидно, что из культурно-исторической теории следует вывод о неправомерности жесткого противопо­ставления материального и идеального, внешнего и внутреннего, как это характерно для классической пси­хологии. В этом также проявляется неклассичность под­хода Выготского к данной проблеме. Это лишь один из философских итогов культурно-исторической теории.

У культурно-исторической теории не было яв­ных предпосылок на общенаучно - методологиче­ском уровне. Все названные нами общенаучно - ме­тодологические подходы при жизни Выготского либо еще только разрабатывались, либо не существовали вообще. Общенаучно - методологическое значение тео­рии Л. С. Выготского состоит в том, что в ней впервые в отечественной психологии был реализован систем­ный подход к изучению психической реальности. Так, В. Н. Садовский (1981) показал, что идеи Л. С. Выготского во многом предвосхитили общую теорию систем Л. фон Берталанфи, созданную только в 40-е гг. Сопо­ставление взглядов Л. С. Выготского и Н. А. Бернштей-на показывает, что они утверждали системно-структур­ный подход к изучаемой реальности, исходили из того, что целое не равно сумме частей (Зинченко, 1981).

Можно назвать достаточно много конкретно-науч­ных методологических предшественников культур­но-исторической психологии Л. С. Выготского. Это гешталыпсихология, клиническая психология первых десятилетий XX в., только зарождавшаяся теория интел­лекта Жана Пиаже. Методологическое значение куль­турно-исторической теории Л. С. Выготского в том, что она была и по сей день остается значительнейшей в оте­чественной психологии исследовательской программой, которая, пользуясь терминами И. Лакатоса, до сих пор не исчерпала свой эвристический потенциал.

Культурно-историческая психология как иссле­довательская программа трактуется разными автора­ми по-разному. Это вполне естественно, поскольку она достаточно многосторонняя и гибкая настолько, чтобы быть применимой к решению разных проблем. Можно долго перечислять одни только отрасли пси­хологии, где теория Выготского стала применяться как исследовательская программа. Еще при жизни Выготского культурно-историческая теория успешно применялась в детской психологии, в дефектологии, в исследовании развития мышления в онтогенезе.

Методологическое значение культурно-истори­ческой теории для разработки новых процедур и тех­ник исследования так/:е очень велико. Выготский предложил принципиально новый метод психоло­гического исследования — формирующий экспери­мент. Методики «двойной» стимуляции стали широ­ко распространенным приемом для изучения опосредования. Одна из важнейших идей Выготского касается методологии педологического диагноза (для Выготского это означало прежде всего психологиче­ский диагноз). По его мнению, диагноз должен быть структурным, т. е. раскрывать причины аномального развития, показывать соотношение первичного и вто­ричного дефектов. Очевидно, что методология проце­дур и техник исследования, созданная Л. С. Выготским, развивается в современной российской психологии (Бурлакова, 2001, Возрастно-психологический под­ход... 2002) и будет развиваться дальше.

В табл. 3.3 показаны методологические предпо­сылки и выводы теории поля К. Левина.

Таблица 3.3

Наши рекомендации