Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Билет 1
Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Понятие о методологии науки. Уровни методологического знания
Гуманистическая психология: ее истоки, основные положения (А. Маслоу, К. Роджерс,Олпорт)
Билет 2
1. Характеристика эмоциональных состояний: настроение, страсть, фрустрация, стресс, аффект.
2. Характеристика основных кризисов возрастного развития.
3. Основные этапы изучения личности в отечественной психологии
Билет 3
1. Проблема зарождения психики. Этапы развития психики в филогенезе.
2. Характер: понятие, структура. Формирование характера. Акцентуация характера.
3. Основные положения концепции развития идентичности Э.Эриксона.
Билет 4.
1. Понятие воли, ее функции. Волевое действие. Волевые качества личности.
2. Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.
3. Классификация психодиагностических методов.
Билет 5.
1. Ощущение: понятие, виды, взаимодействия, процессы изменения чувствительности. Измерение ощущений.
2. Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность диагностических методик.
3.Проблемы периодизации возрастного развития личности. Основные положения периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.
Билет 6.
1. Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия.
2. Основные положения концепции Ж. Пиаже. Этапы интеллектуального развития.
3. Понятие группы в социальной психологии. Психологические характеристики малой группы. Групповая динамика.
Билет 7
1. Восприятие пространства, формы, времени, движения.
2. Гипотеза о поэтапном формировании умственных действий П.Я.
Гальперина.
3. Личность как предмет психологического исследования. Множественность определений личности и подходов к ее изучению в психологии.
Билет 8
1. Внимание, его особенности, свойства и виды.
2. Психология развития ребенка в дошкольном возрасте
3. Социальная установка: понятие, структура, функции.
Билет 9
1. Память, как познавательный процесс. Классификация видов памяти.
2. Социально-психологические характеристика общения. Стороны общения: общение как передача информации, общение как интеракция, общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
3. Гештальт-психология: основные идеи, принципы, достижения
Билет 10
1. Память, как познавательный процесс. Классификация видов памяти, их характеристика.
2. Основные положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.
3. Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»
Билет 11
1. Общее понятие о мышлении. Мыслительные операции. Мышление как процесс решения задач.
2. Психологические особенности развития ребенка от рождения до 3-х лет.
3. Понятие о категориальном анализе в психологии. Основные категории психологической науки, их характеристика.
Билет 12
1. Формы и виды мышления, особенности их развития в онтогенезе.
2. Психологические особенности подростка.
3. Наследственность и среда в индивидуальном развитии.
Билет 13
1. Речь и язык. Функции и виды речи. Речь и мышление.
2. Развитие личности в зрелом возрасте.
3. Проблема руководства и лидерства в психологии.
Билет 14
1. Проблема методов в психологии. Классификация методов.
2. Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях. Понятие интериоризации.
3. Неврозы. Проблемы и подходы в изучении невротических расстройств.
Билет 15
1. Общее понятие о способностях. Способности и задатки. Виды способностей.
2. Бихевиоризм: основные положения, экспериментальные исследования, вклад в развитие психологии.
3. Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению в психологии.
Билет 16
1. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности.
2. Теория социального научения (Скинер, Бандура, Сирс).
3. Психологические аспекты изучения внутренней картины болезни.
Билет 17
1. Общее понятие о мотивации. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения.
2. Педагогическая деятельность, личность педагога. Стили педагогической деятельности. Профессионализм и компетентность педагога.
3. Когнитивная психология: истоки, области исследования, основные достижения.
Билет 18
1. Понятие воли, ее функции. Волевое действие. Волевые качества личности.
2. Психологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.
3. Проблема межполушарной ассиметрии и ее изучение в клинике. Синдром расщепленного мозга.
Билет 19
1. Воображение как психический процесс. Виды воображения.
2. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда. Исследовательский метод З. Фрейда.
3. Основные виды человеческой деятельности. Их характеристика.
Билет 20
1. Сущность и функции эмоций. Качества эмоций. Эмоции и чувства. Основные теории эмоций.
2. Основные концепции психологии обучения. Основные психологические проблемы традиционного обучения
3. Темперамент, как формально-динамическая сторона деятельности. Свойства темперамента
Билет 21
1.Органические основы ощущений. Общее представление об анатомо-физиологическом аппарате формирования ощущений. Понятие и структура анализатора
2.Характеристика младенческого возраста. Понятие «комплекса оживления»
3. Понятие группы в социальной психологии. Психологические характеристики группы как субъекта деятельности. Классификация групп.
Билет 22
1.Взаимодействие ощущений. Классификация ощущений
2.Понятие ведущей деятельности. Виды в.д. на разных этапах онтогенеза
3. основные модели психических расстройств.
Билет 23
1.Характеристика и классификация психических состояний. Обычные и измененные состояния психики.
2.Общая характеристика основных теорий учения.
3.СПТ
Билет 1
1. Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
2. Понятие о методологии науки. Уровни методологического знания
3.Гуманистическая психология: ее истоки, основные положения (А. Маслоу, К. Роджерс,Олпорт)
Эти принципы являются одной из важнейших основой классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.
Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологию и психологию личности. Отрасли психологии, рассматривающие естественно-научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.
Рис.Этапы развития психологии
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960 под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы психоанализу и бихевиоризму.
Корни гуманистической психологии - из экзистенциальной философии – осознание уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся, мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом. Люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и ответственны за выбор, который делают. Сартр «Я есть мой выбор». Из экзистенциальной философии взята и концепция становления – человек не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Люди – активные творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.
Теория самоактуализация А. Маслоу « Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления: Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного…»
Основные элементы теории:
Билет 2
1. Характеристика эмоциональных состояний: настроение, страсть, фрустрация, стресс, аффект.
2. Характеристика основных кризисов возрастного развития.
3. Основные этапы изучения личности в отечественной психологии
Билет 3
1.Проблема зарождения психики. Этапы развития психики в филогенезе.
2.Характер: понятие, структура. Формирование характера. Акцентуация характера.
3.Основные положения концепции развития идентичности Э.Эриксона.
Смешанные типы
Встречаются достаточно часто. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны
Смешанные типы бывают двоякого рода.
Промежуточные типы
Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
Амальгамные типы
Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро.
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы"). Катамнестические исследования показывают, что если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуации характера, то у 80% при повзрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертомной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее - при неустойчивой (всего 17%).
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:
1) делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядке криминала;
2) токсикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;
3) побегов из дома и бродяжничества;
4) транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.).
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.
1. Переход "явной" акцентуации в скрытую, латентную. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.
Тем не менее при латентных акцентуациях под влиянием некоторых психогенных факторов, а именно тех, которые адресуются к "слабому звену", к "месту наименьшего сопротивления", присущему данному типу акцентуации, может произойти нечто, аналогичное декомпенсации при психопатиях. Черты определенного типа акцентуации, до этого замаскированные, раскрываются во всей полноте и порою внезапно.
2. Формирование на почве акцентуаций характера под действием неблагоприятных условий среды психопатических развитий, достигающих уровня среды патологии ("краевые психопатии", по О. В. Кербикову). Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов:
1)наличие изначальной акцентуации характера,
2)неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к "месту наименьшего сопротивления" данного типа акцентуации,
3)их действие должно быть достаточно продолжительным и, главное,
4)оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст. Этим возрастом для шизоида является детство, для психоастеника – первые классы школы, для большинства других типов – разные периоды подросткового возраста (от 11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у сенситивного типов). Только при паранойяльном типе критическим является более старший возраст – 30-40 лет – период высокой социальной активности.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого. Это касается обоих видов смешанных типов, описанных нами: и промежуточных, и "амальгамных". Промежуточные типы обусловлены эндогенными факторами и, возможно, особенностями развития в раннем детстве. Примерами их могут быть типы: лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, шизоидно-эпилептоидный, истеро-эпилептоидный. Амальгамные типы формируются как напластование черт нового типа на эндогенное ядро прежнего. Эти наслоения бывают обусловлены длительно действующими психогенными факторами, например, неправильным воспитанием. Так, вследствие безнадзорности или гипопротекции в воспитании черты неустойчивого типа могут наслоиться на гипертимное, конформное, эпилептоидное и реже на лабильное или шизоидное ядро. При воспитании в обстановке "кумира семьи" (потворствующая гиперпротекция), истерические черты легко наслаиваются на основу лабильного или гипертимного типа.
Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям – только в сторону совместных типов. Никогда не приходилось видеть превращения гипертимного типа в шизоидный, лабильного – в эпилептоидный или наслоения черт неустойчивого типа на психастеническую или сенситивную основу.
Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными – как биологическими, так и особенно социально-психологическими.
Примером эндогенной трансформации может послужить превращение части гипертимов в послеподростковом возрасте (18-19 лет) в циклоидный тип. Сперва на фоне постоянной до этого гипер-тимности появляются короткие субдепрессивные фазы. Затем циклоидность обрисовывается еще более отчетливо. Вследствие этого у студентов-первокурсников в сравнении со школьниками старших классов частота гипертимной акцентуации заметно снижается, а частота циклоидной заметно возрастает.
Примером трансформации типов акцентуации под действием экзогенных биологических факторов является присоединение, аффективной лабильности ("легко взрываются, но быстро отходят") как одной из ведущих черт характера к гипертимному, лабильному, астено-невротическому, истероидному типам акцентуации вследствие перенесенных в подростковом и молодом возрасте легких, но повторных черепно-мозговых травм.
Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды неправильного воспитания. Можно указать на следующие из них:
1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности;
2) особый вид гипопротекции, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.;
3) доминирующая гиперпротекция ("гиперопека");
4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания "кумира семьи";
5) эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения (воспитание по типу "Золушки");
6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений;
7) в условиях повышенной моральной ответственности;
8) в условиях "культа болезней".
Билет 4.
1.Понятие воли, ее функции. Волевое действие. Волевые качества личности.
2.Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.
3.Классификация психодиагностических методов.
Этапы волевого действия
В каждом волевом действии выделяют следующие этапы:
- первый - подготовительный этап, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение;
- второй - исполнительный этап, на котором происходит выполнение принятого решения.
Подготовительный этап - этап мысленного действия, обдумывания, взвешивания разных возможностей. Всякое волевое действие как действие целенаправленное всегда начинается с постановки и ясного осознания цели действия. Очень важно осознать значение цели: важно знать мотивы, которые побудили действовать так, а не иначе.
Содержание подготовительного этапа волевого действия различно в зависимости от того, имеются ли внутренние пли внешние препятствия цели. При наличии внутренних препятствий (страх, лень, утомление, боль, различные мешающие выполнению действий привычки) подготовительный этап принимает часто характер борьбы мотивов, при наличии внешних препятствий он обыкновенно принимает характер планирования, выбора способа действия.
Подготовительный этап волевого действия завершается принятием определенного решения.
Следующий важнейший этап волевого действия - исполнение принятого решения. Оно может иметь двоякую форму: форму внешнего действия и форму воздержания от внешнего действия.
Результатом волевого действия является достижение цели. Цепь достигнута, трудности преодолены, человек испытывает большое моральное удовлетворение и стремление к новой деятельности, к новым усилиям.
Схема волевого действия выглядит следующим образом:
- Цель и стремление достичь ее.
- Осознание ряда возможностей достичь цели.
- Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности.
- Борьба мотивов и выбор.
- Принятие одной из возможностей в качестве версии.
- Осуществление принятого решения.
Волевое действие переживается как акт, за который человек полностью отвечает. Во многом благодаря волевой деятельности человек осознает себя как личность, осознает, что он сам определяет свой жизненный путь и судьбу.
Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека. Осуществление ряда действий вызывает у него состояние уверенности. Каждое успешно осуществленное волевое действие не только невольно проторяет дорогу и облегчает выполнение нового волевого действия (человек «тренируется» в выполнении действий, требующих от него усилий), но и стимулирует человека на дальнейшее развитие волевых качеств.
Волевые качества личности
В психологической литературе существуют различные классификации волевых качеств личности. Например, Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:
1) энергия – динамическая сила – интенсивность, это качество определяется трудностью достижения цели;
2) мастерство – контроль – дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;
3) концентрация – сосредоточенность – внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;
4) решительность – быстрота – проворность проявляются в принятии решения;
5) настойчивость – стойкость – терпение;
6) инициатива – отвага – решимость на поступки; это склонность к риску;
7) организация – интеграция – синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задач.
Е.П. Ильин два класса волевых качеств: собственно волевые («простые») и морально-волевые («сложные»). В свою очередь, собственно волевые разделил на две группы Первая характеризует целеустремленность, длительность удержания побуждения, волевого усилия (терпеливость, упорство, настойчивость), вторая – самообладание (смелость, выдержку, решительность).
Упорство и упрямство
Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас», т.е. одномоментно желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели.
Упрямство – тоже волевое проявление, но имеющее негативную направленность. Решения, требования и просьбы при упрямстве носят формальный характер, поскольку они выдвигаются человеком вопреки разумным доводам, советам, указаниям других людей.
Билет 5.
1.Ощущение: понятие, виды, взаимодействия, процессы изменения чувствительности. Измерение ощущений.
2.Стандартизация психодиагностических методик. Надежность и валидность диагностических методик.
3. Проблемы периодизации возрастного развития личности. Основные положения периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.
Билет 6.
1.Восприятие как психический процесс. Основные свойства восприятия.
2.Основные положения концепции Ж. Пиаже. Этапы интеллектуального развития.
3.Понятие группы в социальной психологии. Психологические характеристики малой группы. Групповая динамика.
Билет 7
1.Восприятие пространства, формы, времени, движения.
2. Гипотеза о поэтапном формировании умственных действий П.Я.
Гальперина.
3.Личность как предмет психологического исследования. Множественность определений личности и подходов к ее изучению в психологии.
Гальперина.
Теория, сформулированная и исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [1902 - 1988] в середине XX века. Основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.
Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:
Первый - создание мотивации обучаемого;
Второй - составление схемы ориентировочной основы действия;
Третий - выполнение реальных действий;
Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
ПРИМЕР. «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде».
Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.
Билет 8
1.Внимание, его особенности, свойства и виды.
2.Психология развития ребенка в дошкольном возрасте
3.Социальная установка: понятие, структура, функции.
Билет 9
1.Память, как познавательный процесс. Классификация видов памяти.
2.Социально-психологические характеристика общения. Стороны общения: общение как передача информации, общение как интеракция, общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
3.Гештальт-психология: основные идеи, принципы, достижения
Основные виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Рис. 10.1. Классификация основных видов памяти
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.
двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.
Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.
Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.
Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные
действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.
По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается.
Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.
Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.
Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрит