Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Редактор — В.Недашковский

Компьютерная верстка — В.Демьянов

Корректор — Т.Мачинская

Сдано в набор 1.01.2000. Подп. в печ. 3.03.2000.

Формат 84х108/32. Бум. офс. Печ. офс.

Усл. печ. л. 11,9. Уч.-иэд. л. 18,0. Тираж 3000 экз.

Зак. № 735

Издательство ПК ООО «Тандем»

03680, Киев, пр. Краснозвездный, 51, к. 102

Т/ф: 271-30-10 E-mail: [email protected]

Напечатано с готовых фотоформ

на Фастовском государственном полиграфическом предприятии «Полифаст»

08500, г. Фастов Киевской обл..тел. (04465) 51449

ISBN 966-7145-17-4 Ó Баронин А.С., 2000

Ó ПК ООО «Тандем», оригинал-макет, 2000

ВВЕДЕНИЕ

Народам принадлежит решающая роль в историческом раз­витии человечества, однако это развитие происходит не­одинаково в различных уголках земного шара. Людей с древ­них времен интересовали особенности поведения, нравов, культуры и мышления различных народов. Проблему нацио­нального характера и его особенностей исследует специальная отрасль психологии — этническая психология.

Так или иначе, представления людей о национальных осо­бенностях часто не выходят за рамки житейских обобщений типа «легкомысленный француз», «педантичный немец», «чо­порный англичанин», «улыбающийся японец». При этом на­бор характеристик, используемых для описания особенностей поведения людей разных национальностей, зачастую расплыв­чат, субъективен, нередко произволен. Взятый за абсолют, он не раскрывает, а часто заслоняет подлинную природу их по­ведения — национальную психологию. Необходим научный подход ко всем аспектам социальных процессов, который не мыслится без тщательного учета национально-психологичес­ких особенностей населения конкретной страны, без углублен­ного изучения национальной психологии. Термин «нацио­нальная психология» означает психический склад нации и от­расль социальной психологии, изучающую национально-психологические особенности народов, то есть по существу их психический склад.

Национально-психологические особенности формируют­ся как в онтогенезе, так и в филогенезе,* а значит, имеют не­посредственную связь с общепсихологической проблематикой развития человеческой психики.

Филогенез — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения.

В Японии, к примеру, для разработки проблем националь­ной психологии созданы специальные исследовательские груп­пы. Только в Ногайском университете над различными аспек­тами национальной психологии работают десятки социологов, психологов, историков, этнографов, экономистов, статисти­ков, теологов.

В предлагаемом пособии излагаются общие принципы воз­никновения и развития социально-психологических про­цессов в этнических общностях. Общий подход позволяет осу­ществлять конкретные модельные построения и изучать про­цесс не в реальных условиях, а в варианте модельного анали­за, что в существенной мере расширяет возможности его изу­чения и более точного регулирования межэтнических от­ношений на практике.

В процессе написания данного пособия, помимо зарубеж­ных, были использованы разработки отечественных авторов: В. Антоновича, М. Бердяева, Ю. Бромлея, Г. Ващенко. В. Винниченко, М. Грушевского, В. Евтуха, О. Киричука, Ю. Липы, Г. Шпета.

Этническая психология в Украине — достаточно молодая на­ука, которая, однако, сегодня становится все более актуальной. Актуальность проблемы этнопсихологии определяется теми из­менениями в социальных процессах общества, которые про­текают в связи с перестройкой его политической и экономичес­кой ориентации. В результате происходит активизация межэтни­ческих отношений на самом различном уровне их проявления.

К наиболее актуальным проблемам исследований в облас­ти этнопсихологии на сегодняшний день можно отнести сле­дующие:

• проблемы этноса и нации в этнопсихологии;

• проблема психического состава этноса;

• проблема ментальности как интегрального этнопсихологического признака нации;

• проблема национального и этнического самосознания;

• проблема этнической установки и стереотипов;

• проблема возникновения этнических конфликтов.

Изложенное — лишь неполный перечень проблем, которые постоянно затрагиваются в научной литературе по этнопси­хологии.

Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 1 ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии

Развитие человеческого общества сопровождалось расши­рением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности на­ряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, воен­ная, политическая и экономическая необходимость, предпри­нимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.

О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Еще Гиппократ пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географичес­ких условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Монтескье, варьировавшего понятие «народ­ный дух» в зависимости от среды и климата, в которых прожи­вает народ. Однако схожие в географическом отношении страны — Канада и Россия, например — населены представите­лями совершенно разных наций, а «речные» цивилизации Ни­ла и Янцзы столь же резко отличаются одна от другой, как и цивилизации «островные» — минойская, японская, эллинская. Несмотря на то, что научный подход к пониманию пробле­мы сформировался только в работах таких классиков филосо­фии, как Локк, Руссо, Гегель, Гердер, одним из первых иссле­дователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Це­зарь, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.

Создание специальной дисциплины — психологии наро­дов — было провозглашено в 1860 году М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшими «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, а также их самосознание. Его содержание должно было раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

Со второй половины XIX века этнопсихология стала изу­чать проблемы народного творчества в самых различных его проявлениях. С этого момента начинают развиваться такие направления этнопсихологии, как:

• проблемы народного творчества;

• проблемы брака и семьи у различных народов (Л. Мор­ган, В. Зомбарт, Ф. Энгельс);

• специфика норм права, общественного строя различных стран и народов (В. Липинский, Н. Ковалевский).

В XIX веке широкое распространение имели идеалистичес­кие теории «народного духа», согласно которым каждый на­род изначально обладает определенными духовными качества­ми, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившее­ся разделение наций на господствующие и подчиненные. Ког­да выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им при­шла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправо­мерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой явля­ется нация, раса — это естественноисторическое образование, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия проявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т.п.), но и в особенностях проте­кания некоторых физиологических процессов, разумеется, в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании неко­торые ученые утверждали, что разные расы обладают и гене­тически обусловленными (а следовательно, принципиально не­устранимыми путем воспитания) психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что со­держание психических процессов, специфическая направлен­ность способностей, структура потребностей и интересов и т.п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социаль­но-культурных факторов. Особенно острые споры вызвал во­прос об умственных способностях представителей различных этнических групп, который сыграл немаловажную роль в фор­мировании расистских взглядов некоторых зарубежных авторов конца XIX века.

Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии - student2.ru

В развитии этнопсихологии немалую роль сыграли украин­ские этнографы и писатели, среди которых необходимо в пер­вую очередь отметить М. Драгоманова, В. Гнатюка и М. Гру­шевского. Достаточно прогрессивные концепции о развитии украинского общества, народа, государства и психологии украинцев принадлежат Н. Костомарову и В. Антоновичу. Так, Н. Костомаров придерживался той точки зрения, что геогра­фическое положение и исторические условия обусловливают психологическое своеобразие наций и народностей, что пол­ностью подтвердилось последующими исследованиями отече­ственных и зарубежных ученых.

В Украине и в России в 20-х годах проблемой этнопсихо­логии занимались представители культурно-исторической школы во главе с Л.С. Выготским. Предметом этнопсихоло­гии Л.С. Выготский считал межкультурные, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» цивилизованных обществ, а основным ме­тодом этнопсихологии — инструментальный.

В истории развития этнопсихологии особое место занимает и работа Д. Овсянико-Куликовского «Психология националь­ности».* В данной работе показано, что язык — основа народ­ной психики, что национальная специфика лежит в особен­ностях мышления, которое формируется исторически.

* См.: Овсянико-Куликовский Д. Психология национальности. Петроград, 1922.

Наши рекомендации