Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Аналитическая справка

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 8 лет.

При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:

1. Запас знаний об окружающем мире ограничен.

2. Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.

3. Мышление конкретно-предметное. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.

4. Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.

5. Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на одноклассников, ударить. Доминирует плохое настроение, часто плачет. Ему нравится ходить в школу, но не находит общий язык с другими детьми: обзывается, проявляет агрессию.

6. Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей.

7. Внутренняя позиция школьника не сформирована.

8. Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.

Заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка.

При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей.

В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, межличностных отношений).

ЦЕЛИ: коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.

Наименование проводимой работы Кол-во ч
Игровой тренинг "Снятие агрессии" 8 ч:
  " Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик") 2 ч.
  "Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс") 2 ч.
  " Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком") 2 ч.
  " Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?") 2 ч.
АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения. 3 ч.
АРТ - тренинг "Неожиданные картинки" 3 ч.
АРТ - тренинг "Лепим сказку": Сказка "Три медведя" Сказка "Маша и медведь" Сказка "Колобок" 3 ч.
"Граффити" ТЕМЫ: "Что я люблю", "Что я хочу знать", "Что меня пугает" 3 ч.
"Сочувствие, сопереживание: "Хорошо - плохо", "Рассказ о товарище", "Копилка хороших поступков" 3 ч.
Коррекция произвольности психических процессов 4 ч.
Формирование внутреннего плана действий 4 ч.
  Всего:

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Заключение

Право на качественное образование - одно из самых значимых прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечения его полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.

Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

Проанализировав психологическую литературу по проблемам обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях России мы выделили специальные образовательные условия для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе.

В процессе выполнения работы была разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ЗПР.

Таким образом, полученные результаты аналитической и исследовательской работы позволяют считать задачи решенными, а цель выполненной.

Список использованной литературы

1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 38-45.

2. Балуева, Е.Б. Развитие психологических основ учебной деятельности у младших школьников с ЗПР. - Ярославль, 2007.- 315 с.

3. Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. - М., 2006.- 212 с.

4. Буторина, Т. С. Интегративное педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями// Экология человека. - 2006. - № 1. - С. 55-59.

5. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения / Под ред. В.И. Лубовского. - M., 2006.- 180 с.

6. Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010.-594 с.

7. Конвенция о правах ребенка ( Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных де6путатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1990.- №45.- Ст.955.

8. Максименко, М. Ю. Психологическое сопровождение детей с трудно-стями обучения в общеобразовательной школе (на модели интеграционной школы) // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 3. - С. 40-46.

Интернет ресурсы:

1. http://medznate.ru/docs/index-47415.html

2. http://infourok.ru/programma_individualnogo_soprovozhdeniya_uchaschegosya-302365.htm

Наши рекомендации