Структурные элементы программы практики
1. Цели и задачи.
2. Требования к результатам освоения практики.
3. Место практики в структуре ООП.
4. Вид, форма, время и место проведения практики.
5. Руководство практикой.
6. Объем практики и виды работ.
7. Содержание практики.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.
9. Материально-техническое обеспечение практики.
10. Методические рекомендации по организации практики.
11. Лист изменений.
Цели и задачи практики
Целью учебно-исследовательской практикиявляетсязакрепление базовых теоретических знаний и практической социально-педагогической деятельности в процессе решения учебно-исследовательских задач.
Задачи учебно-исследовательской практики:
- формирование у студентов специфических, исследовательских, профессиональных умений, соответствующих квалификационной характеристике выпускника по специальности «социальная педагогика»;
- развитие и активизация у студентов профессиональных компетентностей: коммуникативной, организаторской, диагностической, аналитической;
- использование современных технологий, методов и способов сбора, обработки и интерпретации произведенных исследований в контексте особенностей учреждения;
- развитие умения осуществлять анализ результатов различных видов деятельности, предусмотренных практикой и курсовой работой, в условиях учебно-исследовательской практики;
- углубление социально-педагогических знаний и опыта, необходимых для продолжения освоения профессии.
Требования к результатам освоения практики
В результате прохождения учебной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»:
общекультурные компетенции (ОК):
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
профессиональными компетенциями (ПК):
способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
специальными компетенциями (СК):
владением комплексным инструментарием социально-педагогического исследования, диагностики и мониторинга оценки положения людей в обществе, навыками организации научных исследований проблем детей, молодежи и семей (СК-6).
В результате прохождения практики студент должен:
1) знать:
- принципы организации и проведения социально-педагогической диагностики личности, развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
- принципы, особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях различного типа;
- этические нормы взаимоотношений с различными категориями детей, специалистами учреждения;
- наиболее распространенные разработки технологий, методов и способов сбора, обработки и интерпретации социальных исследований.
2) уметь:
- планировать, организовывать, анализировать и пересматривать собственную деятельность в соответствии с содержанием практики и морально-этическими основами поведения;
- планировать, организовывать и проводить социально-педагогическое исследование группы учащихся, выявляющее их интересы и увлечения, личностные черты, мотивацию, эмоциональную сферу, социальный портрета ребенка;
- анализировать и интерпретировать результаты проведенного обследования, используя современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных;
- организовывать и проводить мероприятия в рамках социально-педагогического плана учреждения;
- организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие с педагогами базы практики и детьми, в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и способностями;
- составлять аннотированный список Интернет-сайтов, раскрывающих специфику социально-педагогической работы с различными категориями детей.
Владеть навыками:
- основами исследовательской работы и профессиональной рефлексии;
- способами рационального ведения диагностической документации;
- навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
- умениями работы с образовательными и социальными Интернет-сайтами;
- инструментарием групповой и индивидуальной коммуникации.