Форма обучения – очная, заочная

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г.ЯЛТА)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель института педагогики,

психологии и инклюзивного образования

__________ Н.В. Горбунова

«____»_____________ 2014 г.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

«УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»

Рекомендуется для направления подготовки

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки «Психология и социальная педагогика»

Квалификация выпускника:академический бакалавр

Курс - II

Форма обучения – очная, заочная

СОГЛАСОВАНО Руководитель практики доцент Шилова Л.И. __________________ «___» ___________ 2014г.   Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №____) Заведующий кафедрой, доцент Богинская Ю.В. ____________________ «____» ____________2014г.

ЯЛТА - 2014

Программа учебно-исследовательской практикисоставлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и учебного плана по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика».

Составитель программы:

Горобец Д.В. кандидат педагогических наук, доцент

Рецензент:

Кислица Ж.И., директор Ялтинского центра социальных служб для детей, семьи и молодежи

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения
2. Структурные элементы программы практики
2.1. Цели и задачи
2.2. Требования к результатам освоения практики
2.3. Место практики в структуре ООП
2.4. Вид, форма, время и место проведения практики
2.5. Руководство практикой
2.6. Объем практики и виды работ
2.7. Содержание практики
2.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
2.9. Материально-техническое обеспечение практики
2.10. Методические рекомендации по организации практики
3. Порядок утверждения программы практики
4. Хранение программы практики
Приложения
   

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Учебно-исследовательская практикаявляется обязательным видом учебной работы бакалавров и составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВО). Данная практиканаправлена на профессионально-практическую подготовку студентов в вузе, служит связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей профессионально-педагогической деятельностью.

Учебно-исследовательская практика осуществляется на 2 курсе и является первой и одновременно частью «сквозной», непрерывной учебной и производственной практики студентов по направлению – Психолого-педагогическое образование, профиль – Психология и Социальная педагогик.

1.2 Рабочая программа практики является, наряду с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ГОС ВО) и учебным планом, основным методическим документом для организации и проведения практик, предусмотренных рабочим учебным планом специальности «социальная педагогика». Рабочая программа определяет соответствующий элемент содержания подготовки академического бакалавра.

1.3 При отсутствии рабочей программы по практике проведение практики не допускается.

1.4. Рабочие программы практик разрабатываются на срок действия учебного плана.

1.5. К рабочей программе предъявляются следующие требования:

- содержание включенного в рабочую программу материала и наименование практики должно соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования специальности «социальная педагогика»;

- количество часов, недель, форма промежуточной аттестации зачет по практике, должны соответствовать рабочему учебному плану;

- в рабочей программе должны быть отражены требования по организации, проведению и отчетности по практике;

- рабочая программа практики должна обеспечивать необходимую связь ее с соответствующими дисциплинами специальностей: Общая и экспериментальная психология, Теория обучения и воспитания, Социальная педагогика, Социальная психология, Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, Психолого-педагогическая диагностика, Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности, Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности, Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога, Нормативно-правовое обеспечение деятельности социальных учреждений.

1.6. Рабочие программы практик являются обязательной составной частью основной образовательной программы (ООП) специальности «Социальная педагогика».
1.7 Рабочие программы практик должны быть направлены на формирование определенных профессиональных компетенций выпускника.

Цели и задачи практики

Целью учебно-исследовательской практикиявляетсязакрепление базовых теоретических знаний и практической социально-педагогической деятельности в процессе решения учебно-исследовательских задач.

Задачи учебно-исследовательской практики:

- формирование у студентов специфических, исследовательских, профессиональных умений, соответствующих квалификационной характеристике выпускника по специальности «социальная педагогика»;

- развитие и активизация у студентов профессиональных компетентностей: коммуникативной, организаторской, диагностической, аналитической;

- использование современных технологий, методов и способов сбора, обработки и интерпретации произведенных исследований в контексте особенностей учреждения;

- развитие умения осуществлять анализ результатов различных видов деятельности, предусмотренных практикой и курсовой работой, в условиях учебно-исследовательской практики;

- углубление социально-педагогических знаний и опыта, необходимых для продолжения освоения профессии.

Требования к результатам освоения практики

В результате прохождения учебной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»:

общекультурные компетенции (ОК):

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

способностью учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

профессиональными компетенциями (ПК):

способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способностью эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

специальными компетенциями (СК):

владением комплексным инструментарием социально-педагогического исследования, диагностики и мониторинга оценки положения людей в обществе, навыками организации научных исследований проблем детей, молодежи и семей (СК-6).

В результате прохождения практики студент должен:

1) знать:

- принципы организации и проведения социально-педагогической диагностики личности, развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

- принципы, особенности социально-педагогической деятельности в учреждениях различного типа;

- этические нормы взаимоотношений с различными категориями детей, специалистами учреждения;

- наиболее распространенные разработки технологий, методов и способов сбора, обработки и интерпретации социальных исследований.

2) уметь:

- планировать, организовывать, анализировать и пересматривать собственную деятельность в соответствии с содержанием практики и морально-этическими основами поведения;

- планировать, организовывать и проводить социально-педагогическое исследование группы учащихся, выявляющее их интересы и увлечения, личностные черты, мотивацию, эмоциональную сферу, социальный портрета ребенка;

- анализировать и интерпретировать результаты проведенного обследования, используя современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных;

- организовывать и проводить мероприятия в рамках социально-педагогического плана учреждения;

- организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие с педагогами базы практики и детьми, в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями и способностями;

- составлять аннотированный список Интернет-сайтов, раскрывающих специфику социально-педагогической работы с различными категориями детей.

Владеть навыками:

- основами исследовательской работы и профессиональной рефлексии;

- способами рационального ведения диагностической документации;

- навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

- умениями работы с образовательными и социальными Интернет-сайтами;

- инструментарием групповой и индивидуальной коммуникации.

Руководство практикой

Функциональные обязанности руководителя практики, закрепленного от учреждения:

1. Осуществляет организацию, непосредственное руководство и контроль работы практикантов своей группы.

2. Утверждает индивидуальный план работы студентов.

3. Организует наблюдение за деятельностью студентов, проводит анализ.

4. Консультирует студентов при организации работы в разных этапах деятельности.

5. Совместно с руководителем ОУ дает оценку работы каждого студента.

6. Подводит итоги практики: проверяет и анализирует отчетную документацию студентов, оценивает ее, представляет краткие характеристики на каждого студента и отчет руководителю группы, готовит студентов к итоговой конференции, совместно со студентами готовят материалы, выставки по итогам практики.

Права и обязанности студентов-практикантов

Практиканты имеют право:

ü по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики ВУЗа, администрации и преподавателям учебно-воспитательного учреждения;

ü получать своевременную методическую помощь в проведении учебно-воспитательной работы со стороны руководителей практики от ВУЗа и от ОУ;

ü пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.

Обязанности студентов-практикантов:

ü студент-практикант обязан своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, находится в ОУ не менее 6 часов в день в течение всей практики;

ü каждый студент фиксирует результаты наблюдения и анализа учебно-воспитательной работы с дошкольниками в рабочую тетрадь по учебной практике;

ü составляет планы-конспекты всех проведенных воспитательных и внеурочных мероприятий, занятий;

ü практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава образовательного учреждения, подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики; в случае невыполнения требований, предъявляемых практиканту, студент может быть отстранён от прохождения практики;

ü студент, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Такой категории студентов назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в вузе;

ü на период практики в учебных заведениях назначается староста группы из числа практикантов. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, выполнение поручений руководителей практики (подготовка графика занятий студентов и т.д.);

ü по итогам производственной педагогической практики студент получает в зачётную книжку дифференцированный зачёт.

Объем практики и виды работ

Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единиц, 108 академических часов.

Вид работы Всего часов
Практические работы (всего), в том числе:
Изучение документов, регламентирующих работу психолога и социального педагога.Изучение материально-технического оснащения кабинета психолога и социального педагога.
Изучение и освоение основных видов деятельности психолога и социального педагога с категорией клиентов (психодиагностическое обследование, комплектование групп, планирование, подготовка и проведение индивидуальных и групповых видов занятий, ведение документации, формы отчетности).
Наблюдение, фиксирование в дневнике практики индивидуального занятия психолога и социального педагога с клиентом
Наблюдение, фиксирование в дневнике практики группового занятия психолога и социального педагога в учреждении
Проведение пробных индивидуальных занятий (консультаций) по 15-20 минут под руководством психолога и социального педагога
Проведение анкетирования. Обработка данных
Социально-педагогическая технология частного типа по оказанию помощи клиенту, критерии оценки
Проведение психологического обследования, интерпретация полученных результатов, составление перспективного плана коррекционных (развивающих) мероприятий
Составление психолого-педагогической характеристики клиента, семьи, коллектива
Наблюдение, выявление возрастных и индивидуальных особенностей, фиксирование их в дневниках практики.
Проведение индивидуальных и групповых занятий в соответствии договоренностью с администрацией и руководителем практики. Для проведения занятия иметь конспект, соответствующий плану профилактической (коррекционно-развивающей) работы, тему занятия, с правильно подобранным материалом, выделенными целями, задачами, этапами работы.
Проведение профилактического мероприятия
Проведение консультаций
Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:
Подготовка конспектов занятий
Подбор комплекса диагностических методик
Подготовка методических материалов для кабинета психолога и социального педагога
Оформление отчетной документации
Вид промежуточной аттестации   нет
ИТОГО: Общая трудоемкость час.
Зач. ед.

Содержание практики

1. Во время прохождения учебно-исследовательской практики со студентами проводятся организационные и учебные занятия. Учебные занятия строятся преимущественно на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии, деловые игры, тренинги и т.п.).

2. Студенты в собственной практической деятельности используют разнообразные научно-исследовательские и психолого-педагогические технологии: диагностический инструментарий, ролевые и деловые игры, тренинговые формы работы, развивающие занятия, дискуссии, различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.).

В рамках практики студенты овладевают умениями и навыками профессионального общения и знакомятся с профессиональной деятельностью практического психолога и социального педагога образовательного учреждения.

Образовательные технологии, используемые на практике:

- наблюдение за работой социального педагога и психолога, анализ и обобщение передового педагогического опыта;

- составление планов-конспектов индивидуальных и групповых занятий;

- изучение психологического и социального развития каждого воспитанника группы и коллектива в целом;

- углубление и закрепление теоретических знаний, применение в учебно-воспитательной работе с детьми;

- развитие умений самостоятельной социально-педагогической деятельности в качестве помощника социального педагога, психолога;

- формирование приемов владения аудиторией; освоение форм и методов работы с детьми, в том числе испытывающими затруднения в социализации и адаптации;

- развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения.

2.7.1. Содержание разделов (этапов) практики

Этапы практики:

Подготовительный этап:

На данном этапе определяются:

- знакомство с рабочей программой практики, общей целью и конкретными задачами практики,

- выбираются наиболее эффективные методы и приемы анализа научного материала,

- определяется база прохождения практики, осуществляется распределение по объектам студентов.

Основной этап: осуществляются: знакомство с администрацией баз практики, консультации с научным руководителем по ходу выполнения индивидуального плана; выполнение задач, отраженных в индивидуальном плане и рабочей программе.

Заключительный этап: конференция с отчетом студентов о проделанной работе, предоставление на кафедру отчетов, дневников, статей. Утверждение отчетов на заседании кафедры.

Содержание этапов практики

Этап 1. Установочная конференция.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Основная литература

1. Баряева, Л. Б. Игры-занятия с рукотворным материалом : методическое пособие / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина. – СПб. : СОЮЗ, 2005. – 103 с.

2. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. – СПб. : КАРО, 2006. – 96 с.

3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия : учеб. пособие / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

4. Гаркуша, Ю. В. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Гаркуша, Г. Н. Кувшинова. – М. : Сфера, 2008. – 132 с.

5. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная. – М. : Академия, 2005. – 320 с.

6. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонением в развитии : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М. : Владос, 2006. – 408 с.

7. Немов, Р. С. Психология : учеб.: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2006. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 496 с.

8. Оглобина, И. Ю. Коррекционно-развивающие игры для детей раннего возраста / И. Ю. Оглобина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С. 76-79.

9. Психология : учебник / под ред. Б. А. Сосновского. – М. : Высшее образование, 2008. – 660 с.

10. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика : учеб. пособ. для студ средн. и высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 318 с.

11. Справочник дошкольного психолога / авт. Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 382 с.

12. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 143 с.

Дополнительная литература:

1. Авдулова, Т. П. Психология игры. Современный подход / Т. П. Авдулова. – М. : Академия, 2009. – 208 с.

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

3. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / под ред. Е. А. Левановой. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.

4. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2005 . – 448 с.

5. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры : учеб. пособие / Н. Т. Оганесян. – М. : Ось-89, 2002. – 176 с.

6. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.

7. Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. – М. : Генезис, 2008. – 42 с.

8. Пахальян, В. Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? / В. Э. Пахальян // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 103-112.

9. Психологическая служба в современном образовании / под ред. И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

10. Соломенникова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод. пособие / О. А. Соломенникова. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 191 с.

11. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2009. – 368с.

12. Шарохина, В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе / В. Л. Шарохина. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 64 с.http://www.twirpx.com/about/faq/downloading/

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

На «отлично» оценивается работа студента, который выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, проявивший самостоятельность, активность, инициативу, творческую компетентность; обладающий достаточным уровнем аналитической и рефлексивной деятельности; получил отличные оценки за подготовку и проведение запланированных мероприятий, показал глубокую теоретическую и практическую подготовку на всех этапах работы.

На «хорошо» оценивается работа студента, полностью выполнившего программу практики, хорошо подготовившего и проводившего запланированные мероприятия, но допустившего незначительные ошибки, работавшего вполне самостоятельно, проявившего заинтересованность в работе с клиентами и оказавшего помощь психологу и социальному педагогу.

На «удовлетворительно» оценивается студент, выполнивший программу практики в полном объёме, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, не совсем удачно подобрал и применял методы и приемы обучения; склонный к репродуктивному, нетворческому, формальному отношению к делу, имеющий некачественно ведущую документацию, требующий организующей методической помощи.

На «неудовлетворительно» оценивается работа студента, который не выполнил программу практики в полном объёме, имеющий пропуски за период прохождения практики без уважительных причин, который все виды работ провел на низком уровне; не умеющий проводить анализ и самоанализ деятельности, некачественно заполняющий документацию или вовремя не предоставивший отчётную документации о прохождении практики; а так же проявил слабое знание психолого-педагогической теории.

Основными критериями оценки результатов ознакомительной практики являются следующие:

ü степень сформированности профессионально-педагогических умений будущего психолога и социального педагога;

ü уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее целей, задач, содержания, методов);

ü применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач;

ü уровень профессиональной направленности студентов, их социальной активности (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственность, творческое отношение к работе, стремление повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы и др.);

ü качество отчетной документации.

ХРАНЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4.1 Первый экземпляр программы предоставляется в кабинет практики и её электронная версия.

4.2. 2-й экземпляр хранится на кафедре, разработавшей программу.

4.3. Отдел практики обеспечивает возможность свободного доступа студентам, преподавателям и сотрудникам вуза к электронной базе программ практик.

4.3. Программы практик, исключенных из учебного процесса, хранятся в архиве кафедры. Срок хранения – согласно утвержденной номенклатуре дел университета.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. 1

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г.ЯЛТА)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДНЕВНИК

________________________________ практики

(указать вид практики)

студента-практиканта ____ курса

__________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики

________________________________________________________________

Сроки прохождения практики ___________________________________

Руководитель практики________________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Ялта – 2014

Приложение А. 2

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА

Дата
Название учреждения
Цель     Задачи Описание содержания работы
Вывод (полученные знания, умения, навыки)

Подпись студента-практиканта

« »______________ 2014 г.

Приложение Б.1

  «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель практики _______________ ФИО «___»______20___ г.  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Приложение В

ОТЧЕТ

о прохождении __________________________________ практики

в ___________________________________________________________

(полное название учреждения – баз(ы) практики)

Сроки прохождения с «___» ________ по «___» ________ 20___ г.

Виды выполняемых работ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы, возникшие в ходе практики (организационные, содержательные, другие):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пожелания по организации и содержанию практики:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись студента-практиканта: ____________________

Оценка за практику: _____________________________

Подпись руководителя практики: __________________

Примерный перечень знаний, умений, навыков и принципов, которые должны быть усвоены студентом во время прохождения практики и отражены в отчете:

1. Знание организации и ее окружения: цель, политика, административная структура, персонал, финансирование и т.п.; функции организации; круг клиентов, их проблемы и ожидания; объективный взгляд относительно функционирования организации (учреждения).

2. Умение работать в команде: координирует свою деятельность (обговаривает варианты решения конкретных вопросов, прикладывает усилия для поддержки коллег); понимает приоритетность заданий, над которыми работает коллектив; обращается за советом, консультацией; умеет работать «в паре».

3. Умение устанавливать профессиональные отношения: владеет навыками общения, слушания, наблюдения, анализа; владеет эмоциональной стойкостью в ситуациях нагрузок, неудач, трудностей; способен к переговорам со специалистами других организаций; умеет разграничивать полномочия разных организаций и учреждений.

4. Выявление потребностей клиентов: умеет оценить реальные потребности клиента; анализирует существующие ресурсы удовлетворения потребностей клиента; умеет мобилизировать средства, необходимые для удовлетворения потребностей клиента; умеет предвидеть (опережать) потребности клиента; помогает клиентам самим справляться со своими проблемами.

5. Ответственность в процессе профессиональной деятельности: берет на себя ответственность самостоятельно осуществлять разные виды профессиональной деятельности (консультации, переговоры, вмешательства); обеспечивает контроль ситуаций (принимает решения, ищет и находит альтернативы); задумывается над последствиями своих действий; способен четко, точно, связно передавать и принимать (устно и письменно) профессиональную информацию.

6. Творческое отношение к работе: владеет индивидуальной познавательной мотивацией (заинтересованность, любознательность и др.); ищет инновационные решения для удовлетворения потребностей клиентов; избегает догматичных решений и подходов.

7. Соответствие профессиональной этике: не выходит за рамки своих полномочий; придерживается правил и регламента деятельности учреждения; придерживается базовых и инструментальных ценностей социальной работы.

8. Оценка своей деятельности: имеет самооценку и самоконтроль; адекватно реагирует на критику; может модифицировать свое поведение; способен отрегулировать, выверить свои действия; заботиться о качестве своей работы.

Приложение Г

Приложение Д

Социальный портрет ребенка

(Обязательно указывать методики, использованные при составлении социального портрета ребенка и источники получения сведений о ребенке)

Состояния здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов):

1.1. Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты).

1.2. Признаки повышенной нервозности (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки).

1.3. Патологические влечения:

- курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

- употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);

- употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически).

1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего;

2. Психологическая атмосфера в семье:

2.1. Данные о родителях (отец, мать, лица, их заменяющие):

образование; профессия, место работы.

2.2. Другие члены семьи.

2.3. Тип семьи:

- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная);

- неблагополучная, в том числе:

§ педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания:

§ отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы);

§ нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

§ конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.).

2.5. Организация режима труда и отдыха:

- какие обязанности выполняет в семье;

- соблюдает ли режим дня;

- то и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;

- как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.

3. Особенности учебной деятельности:

3.1. Успеваемость учащегося.

3.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

3.3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.

3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

4.1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный).

4.2. С кем из класса наиболее близок; характер взаимного влияния.

4.3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.

4.4. Манера, стиль общения с окружающими:

- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

- недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5. Отношение к общественному мнению:

- активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т.п.);

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

5.1. Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.

5.2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.

5.3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, б

Наши рекомендации