Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем
несколько поз), в создании которой участвует все тело.

2. «Хастш. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных
поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех
циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность
на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что
и на рисунке 7.

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - student2.ru

Рис. 7

Хотелось бы добавить, что мы вообще недостаточно уделяем внимания традиционным методам коррекции, базирующимся на позно-жестовой (общетелесной и особенно — мануальной) компо­ненте. Читатели могут убедиться в их необычайной эффективности, используя литературу (в частности, приведенную в настоящем изда­нии) по йоге, даоским лечебным жестам, танцевальной терапии, цигуну и т.п.

3. «Угадай часть тела и запомни ее название».Дотроньтесь (по­гладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ре-

152 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

бенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необ­ходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками.

После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого уп­ражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.

4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ре­
бенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом
фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед
зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «те­
лесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновре­
менно.

5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем
на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг,
квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если
он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бу­
маги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
«рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «на­писание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите,
назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной
фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие,
мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую мате­
риал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал
или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем —
другой.

7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном
домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждач­
ная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бу­
мага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку»,
слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открыты-

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 153

ми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой или левой рукой.

Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек
разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми
глазами разложит их на однородные кучки.

9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непроз­
рачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, мо­
нету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь
угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупы­
вать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по
очереди.

Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок нахо­дит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а по­том другой рукой.

10. «Доски Сегена». Используется модифицированный вариант
этого известного теста. Он проводится в 4 этапа: 1) выполняется в
свободном режиме; 2) выполняется только одной рукой (правой,
потом левой); 3) левая рука работает с фигурами, а правая опознает
гнезда; 4) правая рука работает с фигурами, а левая — с гнездами.
Глаза ребенка при этом закрыты.

11. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархат­
ной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку,
кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и малень­
кие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.

Попросите ребенка:

— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза,
указать на нее в ряду нарисованных;

- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе
или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со­
ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно
ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант,
когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на­
звать и запомнить, а затем составить из них слово.

Глава 2. Зрительный гнозис

13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения,
целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори­
зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по­
лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе­
ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос­
тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон­
фигурации.

14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает­
ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес­
кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и
набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг­
мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких
фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую
часть.

15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб­
ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и
исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему
показывают правильное изображение предмета и проводят срав­
нение.

16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным
количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в


Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - student2.ru

о


Рис. 8

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155

заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи­
тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).

18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало­
женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных
предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор­
ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.

19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме­
тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не­
свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате­
риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав­
ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека­
ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает­
ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и
назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме­
ты, буквы, цифры и т.д.).

Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - student2.ru

Рис. 9

21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты»
в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко­
ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание

156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких за­даний легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и пред­ложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребен­ку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь по­том прослеживать путь исключительно глазами.

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - student2.ru

Рис. 10

22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз­
брос нарисовано большое количество различных простых предметов,
геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк­
нуть все изображения одного вида.

23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из
«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).

24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф­
рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер­
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения




25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз­
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.

26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком
различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз­
нать и назвать.

На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, « и /п и др.), «зеркальном» написании и дру­гих ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вмес­те с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх пе­ред школьной доской или тетрадью.

28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного
рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,
лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред­
ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири­
на, цвет или шрифт букв и т.п.

29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный
кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко
равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам­
ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус­
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло­
во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому
автоматизировать навык чтения.

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - student2.ru

Рис. 11

158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Глава 3. Пространственные

Наши рекомендации