Тактильные и соматогностические функции

1. Локализация прикосновения.

А. И: «3акрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась».

Б. И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол ладонями вниз». Далее, как в

пункте А.

В.Проба Тойбера. В ходе проб вы несколько раз прикасаетесь одно­временно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих при­косновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнориро­вания в тактильной сфере.

2. Проба Ферстера. И.:«Что я_нарисовала(написала) у тебя на руке?»

3. Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"».

4. Название частей тела до которых дотрагивается экспериментатор.

5. проба Сегена – «доска Сегена» 4 этапа: 1) тест вы­полняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкла­дывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука «опознает» фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая - вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует с фигура­ми, левая - с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами. Оценивается характер специализации и взаимодействия полущарий мозга в ходе стереогностичес­кой деятельности.

Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

2. Восприятие перечеркнутых изображений.

3. Фигуры Поппельрейтера(наложенные изображения).

4. Незавершенные изображения (с. 8).

5. Химерные изображения.

6.Лицевой гнозис. И.: «Кто здесь изображен?»

7. Эмоциональный гнозис.

8. Цветовой гнозис: Какой цвет, напиши красным и т.д. ­

9.Сюжетные картинки. И.: «Что здесь случилось?» Подбор се­рийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Пространственные представления

Пространственный гнозис

1. Зеркальные буквы: какая написана правильно? И т.д.

2. Проба «Слепые часы»: сколько времени показывают стрелки на «слепых часах».

З. Проба Бентона. Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для срав­нения.

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломас­теров), простой карандаш, ручка. Анализи­руются топологические, конструктивные и стилистические особенности ри­сунка правой и левой рукой.

1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба «Коврики». Перед ребенком лист бумаги, сложенный вдвoe. И.: «Представь себе, что это коврик. Раскрась его, пожалуйста». По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

3. Проба «Мандала». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась»

4. Проба «Гомункулус». Выполня­ется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги.Перед ребенком кладется образец. По окончанию пред­лагаются следующие вопросы: Кого ты нарисоваЛ? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? И т.д.

5. Проба «Рисунок человечка». Выполняется ведушей рукой. И.: «Нарисуй, по­жалуйста, .человека».

По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4.

Копuрованuе

l.Тест Денманна. Перед ребенком кладется образец и чистый лист

бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки».

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет. Кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И.:«Нарисуй такую же фигуру». Никаких манипуляций (разворотов) листов не допускается.

3. Копирование проекционных изображений предлагается правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом»

4. Копирование изображений с поворотом на 1800.

Слуховой гнозис

1. При исследовании анализируется восприятие раз­личных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительнос­ти, различению голосов и т.д.

2. Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» и т.д.

3. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах.

Память

Слухоречевая память

1. . «2 группы по 3 слова». И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот»

«Какие слова были во второй группе». Счёт в прямом и обратном направлении. Норма – полноценное воспроизведение с 3 раза, прочность при отсроченном восприятии: норма – 2 ошибки.

2. «6 слов»

При неудачном воспроизведении текст повторяется до 4 раз.

Гетерогенная интерференция (3-5 мин). Таковой может служить таблица умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте или попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

Далее без предъявления Эксп. спрашивает: «Какие слова мы запоминали?»

3. «Рассказ» «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарай­ся его пересказать как можно точнее». Обяза­тельны наводящие вопросы дла оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

4. Пиктограмма.

Зрительная память

1. 6 фигур

А. Перед ребенком на 10-15 с выкладываются 6 фигур. И.: «По­смотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можноточнее».

Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует. При недостаточном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. Процедура повторяется 4 раза. Нормативнымявляется точное изображение всего ряда с 3 раза.­

Прочность хранения исследуется через 20 - 25 мин Нормативным считаются 2 ошибки.

Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же

инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. -'

2. «6 букв».

Инструкция и условия проведения теста, как и в пункте 1 А, Б.

3. Сюжетная картинка «Лето» и т.д.

Речевые функции

1. Автоматизированная речь.

Ребенка просят перечислить дни недели, месяцы, времена года и т.д.

2.Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной:б-п, д-т, з-с и т. п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо; дочка -точка, бочка - почка, коза - коса; скороговорки.. .»

Попросите ребенка показать на рисунке: «мяч-меч», «кость­ - гроздь-гвоздь», «крыса-крыша»; части тела: «бровь», «плечо­локоть-глаз» и т.п.

3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной: б-м, д-л-н, г-к-х; тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь; половник - полковник, полковник - поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку (другие скороговорки».

4. Номинативные процессы И.: «Что ЭТО такое? Как это называется?»

Ребенка просят назвать изображения.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций.

А. просят показать: «бочку за ящиком», «перед

бочкой ящик» и т.д.

Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (сле­ва, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

В. Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца

и отец брата - это одно и то же?» и т. п.

Г. И.: «Правильно ли Я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?» Здесь верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания - оценивается по уровню продуктивности спон­танной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин. Учитывается, насколько он способен к разворачиванию собственной речевой активности или же его речь носит репродуктивную форму, т. е. выстраивается как ответы на ваши вопросы.

Письмо, чтение и счет

Письмо

Все задания выполняются и правой и левой рукой.

1. написание отдельных букв, слогов.

2. Написание отдельных слов и словосочетаний.

3. написание предложений.

Сначала задания выполняются в сво­бодном режиме, потом с зафиксированным языком.

Чтение

1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр.

2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел.

3.Прочтение рассказа.

Счет

Исследование счета по существу уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение от­дельных цифр и чисел, тест Шульте,воспроизведение числового ряда в пря­мом и обратном порядке; серийный счет «100-7» и «30-1 и 2».

Интеллектуальные функции

1. Интерпретация содержания сюжетных картинок, понимание поговорок и т.д.

2. «4-й лишний»(предметный)

3. «4-й лишний» вербальный

4. Простые и сложные аналогии(предметные)

5. Простые и сложные аналогии(вербальные)

6. Сравнение понятий.

7. Выделение существенный признаков

8. Тест Кэттела. И. «Найти справа (показать) пододящее изображение для пустого квадрата».

Наши рекомендации